Эксплуатация воздушных линий электропередачи

Напряжением до 10 кВ

Помимо трансформаторных подстанций и контактной сети ЭЧК и ЭЧС обслуживают воз­душные линии электропередачи: питающие и отсасывающие фидера; продольные линии для питания тяговых потребителей — трехфазные на напряжение 6—10 кВ на опорах контактной сети или на отдельно стоящих опорах на участках постоянного тока и одну или две фазы линии ДПР на участках переменного; питающие провода при системе 2x25 кВ; волноводы, провода обратного тока на участках с отсасывающими трансформаторами, а также провода линий i ia-пряжением до 1000 В, предназначенных для электроснабжения и освещения различных желез­нодорожных потребителей. При этом районы ЭЧК обслуживают, как правило, линии, расположен­ные на опорах контактной сети, а районы ЭЧС—питания нетяговых потребителей напряжением 6—10 кВ и линии до 1000 В на отдельно стоящих опорах.

Приемку ВЛ в эксплуатацию осуществляют в соответствии со СНиП 3.01.04—87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» и действующими правилами приемки. В процесс монтажа ВЛ ЭЧ организует технический надзор за производством работ, проверку соответствия выполняемых работ утвержденной технической документации.

Вновь сооруженную ВЛ принимает комиссия, которая проверяет общее состояние трассы линии, частоту и высоту зарослей, наличие деревьев, угрожающих падением на провода. При этом тщательно осматривают каждую опору линии и проверяют наклон опор и проседание грунта у их оснований и фундаментов; степень затяжки гаек, болтов; наличие коррозии металлических опор; количество и ширину раскрытия трещин железобетонных опор; отсутствие повреждений отдельных элементов опор. При этом опоры должны быть ограждены железобетонными отбойны­ми тумбами, защищающими их от повреждения транспортом. Кроме того, проверяют общее со­стояние арматуры и изоляторов (отсутствие перекосов и отклонений гирлянд и отдельных изоля­торов, следов перекрытий изоляторов); наличие на опорах необходимых надписей и плакатов.

Визуально проверяют также стрелу провеса проводов и тросов, которая не должна отли­чаться от проектной более чем на ±5%. Выборочно измеряют расстояния (габариты) от прово­дов линий до поверхности земли или различных объектов, которые не должны быть менее уста­новленных ПУЭ. Методика измерения расстояний изложена в п. 5.4.

Верхнюю часть опор, гирлянды изоляторов и арматуру осматривают с помощью бинокля, который необходим при осмотре линии. Внешним осмотром контролируют качество соедине­ния проводов (рис. 5.47); в отдельных случаях выборочно измеряют падение напряжения в со­единителях с помощью измерительной штанги с милливольтметром (на линиях, уже находя-




щихся под напряжением) и сравнивают его значение с величиной падения на целом участке той же длины. Соединение бракуют, если падение напряжения на соединителе более, чем в 1,2 раза превышает падение напряжения на целом участке провода. То же самое происходит, если на поверхности зажима или соединителя обнаруживают трещины, следы значительных коррозии и механических повреждений.

Измерение сопротивления заземления опор проводят как при приемке ВЛ в эксплуата­цию, так и при ее переустройстве или капитальном ремонте. Величина допускаемых сопротив­лений элементов ВЛ регламентируется ПУЭ и ПЭЭП. Например, сопротивление заземляющих устройств железобетонных металлических опор ВЛ 35 кВ, а также ВЛ 3—20 кВ в населенной местности, измеренное в летнее время, не должно превышать значений, приведенных ниже:


Удельное электрическое сопротивление грунта, Ом·см До 100 От 100 до 500 От 500 до 1000  
Сопротивление заземляющего устройства, Ом  

При эксплуатации ВЛ должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направ­ленные на обеспечение их надежной работы. При обслуживании следят за техническим состоя­нием ВЛ, их отдельных элементов и трассы путем осуществления периодических и внеочеред­ных осмотров, а также профилактических испытаний и проверок.

Периодические осмотры (обходы) ЛЭП выполняют для определения состояния линии и выявления возможных ее неисправностей. Периодичность осмотров в зависимости от местных условий, степени ответственности линии и ее назначения устанавливает главный инженер ЭЧ. однако они должны быть не реже 1 раза в год. Ниже приведены основные неисправности ЛЭП, которые выявляют при осмотрах и в дальнейшем устраняют.



Эксплуатация воздушных линий электропередачи - student2.ru

Для опор — наклон опор поперек и вдоль линии; перекос их частей (траверс и других деталей); оседание грунта опоры; отсутствие в креплениях болтов и гаек, недостаточная длина нарезки болтов; обрыв или ослабление проволочных бандажей; отсутствие шпонок и клиньев; загнивание деревянных деталей опор, их обгорание и расщепление; коррозия металла; трещины и повреждения железобетона.

Деревянные опоры ЛЭП работают в условиях переменной влажности воздуха и верхних слоев почвы, что в сильной степе­ни способствует их загниванию, особенно участков опор, рас­положенных в земле и вблизи уровня земли, а также места со­членения деталей опор. Проверка опор на загнивание склады­вается из внешнего осмотра и простукивания деревянных дета­лей, измерения глубины их загнивания. В местах загнивания опоры обычно слышится глухой стук. При измерении загнива­ния его границы и глубину обнаруживают по уменьшению уси­лия ввертывания бурава, сверла или щупа. Для проверки загни­вания участков, расположенных в приповерхностной зоне, про­изводят откопку опоры на глубину 30—40 см. Эти проверки для деревянных опор проводятся 1 раз в 3 года.

Для проводов и тросов — набросы; оборванные жилы; сильное натяжение или провисание проводов; невыдержанное расстояние (негабаритность) их до земли, до пересекаемых ли­ний и других объектов; коррозия проводов и тросов; наличие вибрации; образование гололеда.

Для креплений и соединений проводов и тросов — неисправность зажимов и соедините­лей, образование трещин в их корпусе; отсутствие болтов, шайб, шплинтов; ослабление затяж­ки гаек; следы перегрева зажима (соединителя); проскальзывание провода в зажиме; срыв тро­са, неисправность петель провода на анкерных опорах (петля близка к телу опоры или изогну­та); ослабление крепления провода на изоляторе.

Для изоляторов—механические повреждения фарфора; ожоги и оплавление глазури; следы оплавления на армировке изоляторов и арматуре гирлянд; загрязненность изоляторов; отклоне­ние подвесных гирлянд от вертикального положения; отсутствие замков или шплинтов в гир­лянде; выход стержня из головки изолятора; ржавление арматуры; сильное коронирование.

Для заземляющих устройств — повреждения или обрывы заземляющих спусков на опоре у земли; отсутствие скоб, прикрепляющих их к опоре, и соединительных зажимов наверху.

Кроме того, во время осмотров проверяют состояние охранной зоны. В ее пределах не должно находиться стогов сена, штабелей торфа и лесоматериалов, а также деревьев, которые при падении могут повредить провода. Все обнаруженные во время периодических осмотров недостатки заносят в путевой листок. Дефекты, требующие срочного устранения, заносят в журнал, который систематически должен просматривать руководящий персонал и указывать в нем сроки ликвидации обнаруженных повреждений и неисправностей.

Не реже одного раза в год линию осматривает инженерно-технический персонал, который определяет техническое состояние ВЛ и в случае необходимости ремонта устанавливает объем и сроки его выполнения. Внеочередные осмотры проводят во время гололеда, тумана, ураганов, бурь и в других случаях, при которых может происходить нарушение нормальной работы ВЛ, а также в ночные часы, когда обнаруживаются разряды, сопровождающие перекрытия изолято­ров. Внеочередные осмотры ВЛ назначает главный инженер ЭЧ.

При осмотре с земли могут быть выявлены не все дефекты. Поэтому на линиях напряжени­ем 35 кВ и выше один раз в пять лет проводят верховой осмотр проводов, тросов, гирлянд изоля­торов на каждой опоре линии. При этом тщательно проверяют состояние проводов, тросов, изоля­торов, арматуры, деталей крепления проводов и тросов к опоре, наличие шплинтов и замков в арматуре. Верховые осмотры линий напряжением 0,38—20 кВ проводят по мере необходимости.

Один раз в шесть лет проверяют состояние антикоррозионного покрытия металлических опор и траверс железобетонных опор, а также подножников металлических опор и анкеров от­тяжек с целью определения необходимости повторной защиты их от коррозии. Для этого под-ножники и анкеры оттяжек выборочно вскрывают на участках, где ожидается наибольшая кор­розия (сырые места, места с агрессивными водами и т. п.).

Чтобы предотвратить повреждения ВЛ от гололедных отложений (в осенне-зимний пери­од) и «пляски» проводов, необходимо принимать меры к удалению появившегося на проводах гололеда или предупреждать его появления.

Защиту от гололеда проводят несколькими способами. Налипшие лед и снег можно рас­плавить нагревом проводов электрическим током, для чего можно увеличить электрическую нагрузку на провода вплоть до предельных значений. Практически в районах повышенной голо-ледности пользуются специальной схемой для плавки гололеда на проводах ВЛ, которую вклю­чают в необходимых случаях.

В чрезвычайных случаях используют простой способ механического удаления гололеда— сбивание, которое проводят с земли с помощью длинных шестов или из корзины автовышки. Прак­тикуют также срезание гололеда с помощью стального тросика и удаление гололеда с помощью специальных роликов-ледорезов. Эти методы требуют много времени и применяются только на коротких участках линий.

Опасность, связанную с вибрацией проводов, снижают установкой на каждом проводе или тро­се по обе стороны от места их подвеса специальных устройств — гасителей вибрации (демпфе­ров), которые представляют собой отрезок троса с чугунными грузами на его концах; их примене­ние повышает срок службы проводов и тросов. Виброгасители (рис. 5.48, а) устанавливаются на


Эксплуатация воздушных линий электропередачи - student2.ru

проводах ВЛ напряжением 35 кВ и выше, а на линиях напряжением 6—20 кВ подвешивают простейшие гаси­тели петлевого типа (рис. 5.48, б).

Профилактические испытания и измерения ре­гулярно проводят на всех наиболее важных элементах ВЛ.

Ежегодно (выборочно) определяют степень заг­нивания деревянных опор, пасынков и траверс, консер­вированных заводским способом. Также один раз в десять лет проверяют состояние подземных металли­ческих частей 2 % опор ВЛ.

Состояние проводов и тросов и их соединений определяют визуально при осмотрах ВЛ. Электрические измерения качества соединений проводов, выполненных сваркой, скруткой, обжатием и опрессованием, а также соединений тросов всех типов не требуется, электрические измерения качества болтовых соединений В Л напряжением 35 кВ и выше производится 1 раз в 6 лет. Сопротивление соединений проводов выборочно измеряют в следующие сроки: мед­ных—1 раз в 6 лет; алюминиевых и сталеалюминиевых — 1 раз в 3 года; болтовых и переходных соединителей с меди на алюминий и сталеалюминий 1 раз в год.

Спрессованные соединения бракуют, если их геометрические размеры (длина и диаметр опрессовки) не соответствуют требованиям нормативов по монтажу; на поверхности соедини­теля или зажима имеются трещины, следы значительной коррозии и механических поврежде­ний; падение напряжения или сопротивления на соединении более чем в 1,2 раза превышает эти же параметры на отрезке провода такой же длины (испытание проводят выборочно на 5—10 % соединителей); кривизна спрессованного соединителя превышает 3 %; его длины; стальной сер­дечник опрессованного соединителя расположен несимметрично.

Сварные соединения бракуют, если обнаружен пережог повива наружного провода или перегиб соединенных проводов, а также, если усадочная раковина в месте сварки имеет глубину более 1/3 диаметра провода.

На участке болтовых соединений проводов В Л напряжением 35 кВ и выше падение напря­жения или сопротивление должно не более чем в 2 раза превышать эти же параметры на участке целого провода такой же длины. Болтовые соединения, измерения параметров которых дали неудовлетворительные результаты, должны пройти ревизию.

На вновь вводимой в эксплуатацию ВЛ изоляторы и соединители должны быть проверены в течение первого года эксплуатации, а затем — не реже 1 раза в 10 лет (для ВЛ напряжением свыше 1000 В). Допустимая величина сопротивления заземляющих устройств опор ВЛ напря­жением свыше 1000 В в период эксплуатации определяется требованиями ПЭЭП. Со снятием с опор трубчатые разрядники проверяют 1 раз в 3 года. Разрядники, установленные в зонах интен­сивных загрязнений, проверяют дополнительно, не снимая с опоры, в соответствии с местными инструкциями. При осмотрах и проверках трубчатых разрядников обращают внимание на их заземление, неисправность которого приводит к отказу разрядников при атмосферных перенап­ряжениях. Допустимая величина сопротивления заземлителя трубчатых разрядников в период наименьшей проводимости почвы равна 10 Ом.

Систематическое превышение длительно допустимых нагрузок проводов ВЛ приводит к опасным перегревам и, как следствие, к недопустимому их провисанию. Поэтому при эксплуа­тации ВЛ необходимо тщательно следить за тем, чтобы токовые нагрузки проводов не превыша­ли значений, установленных ПУЭ.

Кроме того, в процессе эксплуатации ВЛ стрела провеса проводов, как правило, увеличи­вается, что может обусловливаться как их вытяжкой, так и выпаданием из зажимов, наклоном опор и другими причинами. В результате увеличения стрелы провеса габарит проводов от земли

оказывается меньше допустимого нормами. Поэтому при эксплуатации ВЛ (по мере необходи­мости) измеряют расстояние от проводов до земли; если его значения не соответствуют нормам, производят необходимую регулировку натяжения проводов.

Неисправности, обнаруженные при осмотрах и профилактических проверках и измерени­ях ВЛ, должны быть отмечены в Книге осмотров и неисправностей и в зависимости от их харак­тера по указанию начальника ЭЧС устранены или в кратчайший срок или во время технического обслуживания и ремонта.

Наши рекомендации