Верховое обследование, регулировка и ремонт контактной подвески
В процессе эксплуатации контактной сети появляются различные отклонения от нормального состояния отдельных элементов и узлов. Статистические данные показывают, что большое количество отклонений от норм устройств контактной сети выявляется в первые месяцы после приемки ее в эксплуатацию, что объясняется нарушением технологии монтажа и применением дефектных деталей. В течение нескольких месяцев эксплуатации положение стабилизируется за счет усиленной работы бригад контактной сети по устранению недостатков монтажных работ. Затем в течение нескольких лет контактная сеть работает стабильно, и для поддержания устойчивой работы контактной сети достаточно периодически проверять ее состояние и проводить текущие ремонты. В зависимости от климатических условий и интенсивности движения в последующий период наступает «старение» элементов контактной сети и увеличивается количество повреждений.
Используя эти данные, устанавливают периодичность проверок состояния и текущего ремонта устройств контактной сети.
Верховое обследование контактной подвески с устранением неисправностей и отступлений от норм является наиболее ответственной работой ЭЧК и входит в состав технического обслуживания ТО-3 контактной сети. На перегонах, главных и приемо-отправочных путях станций верховое обследование контактной подвески проводится со снятием напряжения при неизолированных консолях 1 раз в 4 года, а затем через 2 года после данного обследования.
Работы выполняются двумя исполнителями с рабочей площадки автомотрисы или съемной изолирующей вышки последовательно по мере передвижения. При этом один электромонтер проводит работы на несущем тросе, а второй одновременно — на контактном проводе. Для подъема на несущий трос используют навесную трехметровую лестницу.
Тщательно проверяют все зажимы, установленные на проводах, надежность их крепления, отсутствие изломов «щек», износ и коррозию болтов, наносят антикоррозионную смазку.
При проверке контактного провода прежде всего осматривают его рабочую поверхность, на которой не должно быть подгаров, наплывов, заусенцев (рис.5.22), вызванных отрывами токопри-
емников, разбрызгиванием металла электрической дугой и дефектами токоприемников; если таковые имеются, их зачищают бархатным напильником. Обнаруженные изгибы выправляют с помощью правила (деревянного бруса) и свинцового или деревянного молотка, а перекрутки — рихтовочными ключами (рис. 5.23). В местах спайки не должно быть каких-либо расслоений. В точках повышенного местного износа и в других местах выборочно замеряют износ, т. е. оставшуюся высоту провода. В местах, где обнаружены трещины, шейки и износ, превышающий допустимую величину, устанавливают шунты или делают вставку нового контактного провода. Не допускается эксплуатация отожженного контактного провода, а также имеющего боковой износ.
У ранее установленных шунтов проверяют крепление, отсутствие подбоев и следов отрыва токоприемников. Стыковые зажимы должны плотно охватывать шейку контактного провода, угол наклона в вертикальной плоскости, перпендикулярной оси пути, не должен превышать 20°. Зазор между стыкуемыми проводами в зажимах К-059 и К-321 не должен превышать 1 мм.
Отклонение от нормативных параметров контактного провода по высоте регулируют, изменяя длину струн.
При проверке несущего троса внешним осмотром определяют его состояние: не допускаются отжиг, поджог, следы коррозии биметаллических и стальных жил. В случае обрыва 15% проволок (т. е. 1-2 проволоки) устанавливают бандаж с двух сторон, при большем числе оборванных проволок — шунт или вставку из троса той же марки.
Особое внимание обращают на качество стыковых соединений:
- болтовых зажимов — на правильность положения провода в зажиме (провод должен входить в зажим по стенке параллельно его оси) и затяжку болтов;
- клиновых зажимов — на положение клина и соответствие его сечению троса, а также на
затяжку болтов соединительного зажима 5 узла стыкования (рис. 5.24);
- трубчатых соединителей — на правильность и глубину обжатия, отсутствие разрыва трубки. Крайние места обжатия должны находиться со стороны обрезанных концов
провода, выходящих из соединителя (рис. 5.25).
Проверяют также состояние шунтов и надежность крепления их на несущем тросе.
Проверку состояния консолей начинают с определения ее положения относительно оси пути. Неизолированную консоль осматривают, не приближаясь к ней ближе чем на 1 метр.
У полукомпенсированной подвески на прямых участках консоль должна располагаться перпендикулярно оси пути, а на кривых — занимать радиальное положение. Максимальное отклонение конца таких консолей не должно превышать ±200 мм для консолей длиной до5м и ±300 мм — для консолей большей длины. Положение консоли компенсированной подвески должно соответствовать графику температурных перемещений подвески (рис. 5.26) с допуском ±50 мм. При отклонении изолированной консоли от этого положения производят ее регулировку, для чего ослабляют болт крепления плашки в седле несущего троса, устанавливают консоль в требуемое положение и
фиксируют передвинутое седло на несущем тросе, затягивая болт плашки. Учитывая большое натяжение подвески на кривых участках, лучше всего выправлять консоль с рабочей площадки дрезины или автомотрисы.
При осмотре изолированной консоли проверяют состояние узла крепления тяги к подкосу, а также узел крепления бугеля с изолятором или кронштейном консоли и с седлом несущего троса. Проверяют состояние седла и плотность закрепления в нем несущего троса плашкой, при этом желоб плашки должен быть расположен параллельно проводу и соответствовать его сечению. На кривых участках пути и в других местах излома несущий трос укладывают в седло так, чтобы усилие от излома воспринималось корпусом, а не плашкой.
Проверяют на кронштейне консоли узел крепления фиксатора и подкоса. Расстояние между ними (по подкосу) не должно превышать 500 мм.
Наличие трещин на консоли и узлах крепления, а также износа шарнирных соединений, коррозии крепящих деталей и отсутствие замков в шапках изолятора не допускается.
При проверке струн определяют износ каждой струны, особенно в верхних звеньях и в струновом зажиме на несущем тросе, а также износ вспомогательного провода эластичной струны в местах крепления коротких вертикальных струн. Износ звеньев не должен превышать 30 % сечения струны; в противном случае ее заменяют. Тщательно проверяют состояние струновых зажимов на несущем тросе и контактном проводе, зажимов рессорной струны и состояние жестких распорок между несущим тросом и основным стержнем фиксаторов: они не должны иметь трещин и изломов и самопроизвольно перемещаться по проводу. Не допускается наклон зажимов на контактном проводе, т, к. это может привести к ударам полозами токоприемников. Отклонения от вертикального положения струн полукомпенсированной подвески должны соответствовать температуре окружающего воздуха и монтажным таблицам. В местах, где перемещение контактного провода превышает половину длины струны, их заменяют скользящими струнами. При проверке эластичной струны осматривают места закрепления седел на несущем тросе и состояние изоляторов, а размеры струн сверяют с табличными данными.
При проверке средней анкеровки (рис. 5.27) убеждаются в отсутствии обрывов жил и следов коррозии троса средней анкеровки: трос с обрывом даже одной жилы заменяют. Удаляют следы коррозии на биметаллическом тросе и покрывают его антикоррозионной смазкой. Сечение такого троса средней анкеровки несущего троса должно быть не менее
60 мм2, а для анкеровки контактного провода — не менее 50 мм2. Натяжение в ветвях троса должно быть одинаковым. При компенсированной подвеске натяжение троса средней анкеровки несущего троса должно быть 10 кН; проверяют его по стреле провеса дополнительного троса в середине пролета [29]. Уклон троса средней анкеровки контактного провода должен быть равен 1:10.
Проверяют надежность зажимов крепления троса средней анкеровки к несущему тросу и к контактному проводу, а также затяжку болтов и гаек на них. Зажимы, имеющие трещины, изгибы щечек и следы коррозии на болтах, заменяют новыми. Слабину и возможность проскальзывания зажима по несущему тросу и контактному проводу определяют простукиванием его легким молотком.
Число зажимов на несущем тросе зависит от числа контактных проводов: при одном проводе устанавливают два зажима, при двух — три. Обращают внимание на износ контактного провода в месте крепления зажимов, угол наклона зажима. Не допускается провисание троса средней анкеровки ниже контактного провода.
При проверке электрических соединителей определяют состояние и сечение проводов, их положение в вертикальной плоскости, состояние контактных соединений зажимов. Сечение поперечных соединителей должно быть не менее 50 мм2 (по меди) на переменном токе и 95 мм2— на постоянном. Соединитель должен иметь надежный электрический контакт и обеспечивать подвижность контактной подвески и перемещение ее проводов при изменении температуры.
Не допускается эксплуатация проводов электрических соединителей и зажимов при наличии на их поверхности цветов побежалости, в случае их обнаружения питающие и соединительные зажимы подлежат переборке или замене. Запрещается также эксплуатация питающих зажимов контактных проводов (дет. К-053) без клиньев и при любом перемещении клина в зажиме; максимальное отклонение зажима от вертикальной оси должно быть не более 20°.
Проверяют боковой наклон соединителя между несущим тросом и контактным проводом. Электрические соединители компенсированной подвески должны быть расположены вертикально, а их наклон на полукомпенсированных — должен соответствовать графику продольных перемещений [22].
Проверка состояния фиксаторов. При ревизии сочлененных фиксаторов сначала определяют состояние стержней: отсутствие на них трещин и коррозии, а также подгаров из-за перетекания тока, кроме того, дополнительный стержень не должен иметь износа ушка крепления. Особо тщательно проверяют и регулируют положение фиксатора в вертикальной плоскости. Для прямого (минусового) фиксатора оно должно соответствовать положению, показанному на рис. 5.28, а. Длина фиксатора определяется типовым проектом в зависимости от габарита опоры, ее расположения в плане и т.д.
Измеряют расстояние Б от контактных проводов до основных стержней и сопоставляют его сданными таблицы 5.8; при необходимости регулируют положение фиксатора.
При измерениях размера Б следует учитывать сокращение его от подъема контактного провода при перекосе струн и допускаемые отклонения в эксплуатации: при максимальной температуре ±50 мм и при минимальной +100 мм.
14. Б. Г. Южаков
Таблица 5.8
Тип фиксатора | Участок пути | DН, мм* | Б, мм |
Прямой сочлененный | Прямая и внешняя сторона кривой радиусом более 2000 м | 350+100 | 350+50 |
Внешняя сторона кривой радиусом более 2000 м и менее | 100+50 | 300+50 | |
Обратный сочлененный | Прямая и внутренняя сторона кривой радиусом от 2000 до 1500 м | 600+200 | 450+50 |
Внутренняя сторона кривой радиусом от 2000 до 1500 м | 600+200 | 400+50 | |
Усиленный обратный сочлененный | Внутренняя сторона кривой радиусом 1500 м и менее | 800+200 | 400+50 |
*DН, мм – изменение высоты контактного провода у опоры, которое выбирают по монтажным таблицам рессорных полукомпенсированных цепных подвесок.
У сочлененных фиксаторов проверяют надежность крепления на основном фиксаторе 5, стоек 6 для соединения с дополнительным фиксатором 7, наличие и правильность установки ограничительных упоров, предохраняющих фиксатор от опрокидывания; они всегда устанавливаются на одиночном и в незащищенных от ветра местах — на двойном контактном проводе. Обязательно проверяют износ в ушках стойки и дополнительных фиксаторов, надежность крепления, правильность установки и работоспособность ограничителей подъема на сочлененных фиксаторах.
Величина подъема контактного провода до соприкосновения дополнительного фиксатора с ограничителем должна быть 150—200 мм для прямых участков пути и кривых радиусом более 2000 м и 150 мм — для кривых радиусом 2000 м и менее. Ограничитель подъема должен быть установлен на основном стержне таким образом, чтобы его длинный конец (300 мм) всегда был направлен в сторону анкеровки.
При проверке надежности крепления косых распорных и страхующих струн или жестких распорок учитывают, что к несущему тросу косые струны крепятся струновыми зажимами (деталь К-046), а жесткие распорки и косые струны на внутренней стороне кривой радиусом 800 м и менее (при одиночном контактном проводе) и радиусом 1500 м и менее (при двойном контак-
тном проводе) зажимом с ушком (деталь К-040). Расстояние от точки крепления до точки подвеса несущего троса должно быть у косых струн 1,5 м, а у жестких распорок 1,2—1,7 м. Угол наклона жестких распорок к вертикали поперек оси пути не должен превышать 45°. На обратных фиксаторах страхующая струна крепится на расстоянии не менее 0,5 м от фиксаторного изолятора. Эксплуатация гибких фиксаторов с усовиками, имеющими потертые жилы или не имеющими коушей, запрещена.
Фиксирующие зажимы должны свободно вращаться вокруг штифта, соединяющего зажим с фиксатором, а их шплинты не должны иметь следов коррозии. Щеку зажима с резьбой устанавливают со стороны нагрузки (с внутренней стороны зигзага).
При регулировке зигзагов и «выносов» на кривых участках применяют блоки БР-300 или полиспасты на 5 кН, на прямых — регулируют вручную.
Отклонения от установленных нормативных значений [22] зигзагов не должны превышать ±30 мм. Значение зигзагов для двойного контактного провода относятся к наружному по отношению к оси токоприемника проводу. В точках фиксации двойные контактные провода должны располагаться на расстоянии 40 мм друг от друга, а при ромбовидной подвеске—на расстоянии 300 мм по обе стороны от оси токоприемника. Не допускается эксплуатация в кривых участках контактного провода с зигзагом по оси токоприемника более 500 мм, а на прямых — более 400 мм (с учетом горизонтальных и вертикальных перемещений фиксатора). При этом отклонение контактного провода от оси токоприемника в пролете («вынос») при расчетной скорости ветра для данного района не должно превышать 500 мм на прямых и 450 мм на кривых участках пути.
Работу фиксаторного узла проверяют нажатием руками контактного провода снизу с усилием около 100 Н, имитирующим нажатие токоприемника.
По окончании работ уведомляют энергодиспетчера, а при работах на станции—оформляют запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети.