Верховое обследование, регулировка и ремонт контактной подвески

В процессе эксплуатации контактной сети появляются различные отклонения от нормального состояния отдельных элементов и узлов. Статистические данные показывают, что большое количе­ство отклонений от норм устройств контактной сети выявляется в первые месяцы после приемки ее в эксплуатацию, что объясняется нарушением технологии монтажа и применением дефектных дета­лей. В течение нескольких месяцев эксплуатации положение стабилизируется за счет усиленной работы бригад контактной сети по устранению недостатков монтажных работ. Затем в течение не­скольких лет контактная сеть работает стабильно, и для поддержания устойчивой работы контакт­ной сети достаточно периодически проверять ее состояние и проводить текущие ремонты. В зависи­мости от климатических условий и интенсивности движения в последующий период наступает «ста­рение» элементов контактной сети и увеличивается количество повреждений.

Используя эти данные, устанавливают периодичность проверок состояния и текущего ре­монта устройств контактной сети.

Верховое обследование контактной подвески с устранением неисправностей и отступле­ний от норм является наиболее ответственной работой ЭЧК и входит в состав технического обслуживания ТО-3 контактной сети. На перегонах, главных и приемо-отправочных путях стан­ций верховое обследование контактной подвески проводится со снятием напряжения при не­изолированных консолях 1 раз в 4 года, а затем через 2 года после данного обследования.

Работы выполняются двумя исполнителями с рабочей площадки автомотрисы или съем­ной изолирующей вышки последовательно по мере передвижения. При этом один электромон­тер проводит работы на несущем тросе, а второй одновременно — на контактном проводе. Для подъема на несущий трос используют навесную трехметровую лестницу.

Тщательно проверяют все зажимы, установленные на проводах, надежность их крепле­ния, отсутствие изломов «щек», износ и коррозию болтов, наносят антикоррозионную смазку.

При проверке контактного провода прежде всего осматривают его рабочую поверхность, на которой не должно быть подгаров, наплывов, заусенцев (рис.5.22), вызванных отрывами токопри-

Верховое обследование, регулировка и ремонт контактной подвески - student2.ru

Верховое обследование, регулировка и ремонт контактной подвески - student2.ru

емников, разбрызгиванием металла электрической дугой и дефектами токоприемников; если таковые имеются, их зачищают бархатным напильником. Обнаруженные изгибы вып­равляют с помощью правила (деревянного бруса) и свинцового или деревянного молотка, а перекрутки — рихтовочными ключами (рис. 5.23). В местах спайки не должно быть каких-либо расслоений. В точках повышенного местного износа и в других местах выборочно заме­ряют износ, т. е. оставшуюся высоту провода. В местах, где обнаружены трещины, шейки и износ, превышающий допустимую величину, устанавливают шунты или делают вставку но­вого контактного провода. Не допускается эксплуатация отожженного контактного провода, а также имеющего боковой износ.

У ранее установленных шунтов проверяют крепление, отсутствие подбоев и следов отрыва токоприемников. Стыковые зажимы должны плотно охватывать шейку контактно­го провода, угол наклона в вертикальной плоскости, перпендикулярной оси пути, не дол­жен превышать 20°. Зазор между стыкуемыми проводами в зажимах К-059 и К-321 не должен превышать 1 мм.

Отклонение от нормативных параметров контактного провода по высоте регулируют, из­меняя длину струн.

При проверке несущего троса внешним осмотром определяют его состояние: не допуска­ются отжиг, поджог, следы коррозии биметаллических и стальных жил. В случае обрыва 15% проволок (т. е. 1-2 проволоки) устанавливают бандаж с двух сторон, при большем числе обо­рванных проволок — шунт или вставку из троса той же марки.

Особое внимание обращают на качество стыковых соединений:

- болтовых зажимов — на правильность положения провода в зажиме (провод должен входить в зажим по стенке параллельно его оси) и затяжку болтов;


Верховое обследование, регулировка и ремонт контактной подвески - student2.ru


- клиновых зажимов — на положение клина и соответствие его сечению троса, а также на
затяжку болтов соединительного зажима 5 узла стыкования (рис. 5.24);

- трубчатых соединителей — на правильность и глубину обжатия, отсутствие разрыва трубки. Крайние места обжатия должны находиться со стороны обрезанных концов

Верховое обследование, регулировка и ремонт контактной подвески - student2.ru

провода, выходящих из со­единителя (рис. 5.25).

Проверяют также состояние шунтов и надежность крепления их на несущем тросе.

Проверку состояния консо­лей начинают с определения ее положения относительно оси пути. Неизолированную консоль осматривают, не приближаясь к ней ближе чем на 1 метр.

У полукомпенсированной подвески на прямых участках кон­соль должна располагаться пер­пендикулярно оси пути, а на кри­вых — занимать радиальное по­ложение. Максимальное отклоне­ние конца таких консолей не дол­жно превышать ±200 мм для кон­солей длиной до5м и ±300 мм — для консолей большей длины. По­ложение консоли компенсирован­ной подвески должно соответ­ствовать графику температурных перемещений подвески (рис. 5.26) с допуском ±50 мм. При отклоне­нии изолированной консоли от этого положения производят ее ре­гулировку, для чего ослабляют болт крепления плашки в седле несущего троса, устанавливают консоль в требуемое положение и

фиксируют передвинутое седло на несущем тросе, затягивая болт плашки. Учитывая большое натяжение подвески на кривых участках, лучше всего выправлять консоль с рабочей площадки дрезины или автомотрисы.

При осмотре изолированной консоли проверяют состояние узла крепления тяги к подкосу, а также узел крепления бугеля с изолятором или кронштейном консоли и с седлом несущего троса. Проверяют состояние седла и плотность закрепления в нем несущего троса плашкой, при этом желоб плашки должен быть расположен параллельно проводу и соответствовать его сече­нию. На кривых участках пути и в других местах излома несущий трос укладывают в седло так, чтобы усилие от излома воспринималось корпусом, а не плашкой.

Проверяют на кронштейне консоли узел крепления фиксатора и подкоса. Расстояние меж­ду ними (по подкосу) не должно превышать 500 мм.

Наличие трещин на консоли и узлах крепления, а также износа шарнирных соединений, коррозии крепящих деталей и отсутствие замков в шапках изолятора не допускается.

При проверке струн определяют износ каждой струны, особенно в верхних звеньях и в струновом зажиме на несущем тросе, а также износ вспомогательного провода элас­тичной струны в местах крепления коротких вертикальных струн. Износ звеньев не дол­жен превышать 30 % сечения струны; в противном случае ее заменяют. Тщательно прове­ряют состояние струновых зажимов на несущем тросе и контактном проводе, зажимов рессорной струны и состояние жестких распорок между несущим тросом и основным стер­жнем фиксаторов: они не должны иметь трещин и изломов и самопроизвольно переме­щаться по проводу. Не допускается наклон зажимов на контактном проводе, т, к. это мо­жет привести к ударам полозами токоприемников. Отклонения от вертикального положе­ния струн полукомпенсированной подвески должны соответствовать температуре окру­жающего воздуха и монтажным таблицам. В местах, где перемещение контактного прово­да превышает половину длины струны, их заменяют скользящими струнами. При провер­ке эластичной струны осматривают места закрепления седел на несущем тросе и состоя­ние изоляторов, а размеры струн сверяют с табличными данными.

При проверке средней анкеровки (рис. 5.27) убеждаются в отсутствии обрывов жил и следов коррозии троса средней анкеровки: трос с обрывом даже одной жилы заменяют. Удаляют следы коррозии на биметаллическом тросе и покрывают его антикоррозионной смазкой. Сечение такого троса средней анкеровки несущего троса должно быть не менее

60 мм2, а для анкеровки контактного провода — не менее 50 мм2. Натяжение в ветвях троса должно быть одинаковым. При компенсированной подвеске натяжение троса сред­ней анкеровки несущего троса должно быть 10 кН; проверяют его по стреле провеса до­полнительного троса в середине пролета [29]. Уклон троса средней анкеровки контактно­го провода должен быть равен 1:10.

Проверяют надежность зажимов крепления троса средней анкеровки к несущему тросу и к контактному проводу, а также затяжку болтов и гаек на них. Зажимы, имеющие трещины, изгибы щечек и следы коррозии на болтах, заменяют новыми. Слабину и возможность про­скальзывания зажима по несущему тросу и контактному проводу определяют простукиванием его легким молотком.

Число зажимов на несущем тросе зависит от числа контактных проводов: при одном про­воде устанавливают два зажима, при двух — три. Обращают внимание на износ контактного провода в месте крепления зажимов, угол наклона зажима. Не допускается провисание троса средней анкеровки ниже контактного провода.

При проверке электрических соединителей определяют состояние и сечение проводов, их положение в вертикальной плоскости, состояние контактных соединений зажимов. Сечение попе­речных соединителей должно быть не менее 50 мм2 (по меди) на переменном токе и 95 мм2— на постоянном. Соединитель должен иметь надежный электрический контакт и обеспечивать под­вижность контактной подвески и перемещение ее проводов при изменении температуры.

Верховое обследование, регулировка и ремонт контактной подвески - student2.ru

Не допускается эксплуатация проводов электрических соединителей и зажимов при нали­чии на их поверхности цветов побежалости, в случае их обнаружения питающие и соединитель­ные зажимы подлежат переборке или замене. Запрещается также эксплуатация питающих зажи­мов контактных проводов (дет. К-053) без клиньев и при любом перемещении клина в зажиме; максимальное отклонение зажима от вертикальной оси должно быть не более 20°.

Проверяют боковой наклон соединителя между несущим тросом и контактным проводом. Электрические соединители компенсированной подвески должны быть расположены вертикаль­но, а их наклон на полукомпенсированных — должен соответствовать графику продольных пе­ремещений [22].

Проверка состояния фиксаторов. При ревизии сочлененных фиксаторов сначала определяют состояние стержней: отсутствие на них трещин и коррозии, а также подгаров из-за перетекания тока, кроме того, дополнительный стержень не должен иметь износа ушка крепления. Особо тщательно проверяют и регулируют положение фиксатора в вертикальной плоскости. Для прямого (минусового) фиксатора оно должно соответствовать положению, показанному на рис. 5.28, а. Длина фиксатора определяется типовым проектом в зависимости от габарита опоры, ее расположения в плане и т.д.

Измеряют расстояние Б от контактных проводов до основных стержней и сопоставляют его сданными таблицы 5.8; при необходимости регулируют положение фиксатора.

При измерениях размера Б следует учитывать сокращение его от подъема контактного провода при перекосе струн и допускаемые отклонения в эксплуатации: при максимальной тем­пературе ±50 мм и при минимальной +100 мм.

14. Б. Г. Южаков

Таблица 5.8

Тип фиксатора Участок пути DН, мм* Б, мм
Прямой сочлененный Прямая и внешняя сторона кривой радиусом более 2000 м 350+100 350+50
Внешняя сторона кривой радиусом более 2000 м и менее 100+50 300+50
Обратный сочлененный Прямая и внутренняя сторона кривой радиусом от 2000 до 1500 м 600+200 450+50
Внутренняя сторона кривой радиусом от 2000 до 1500 м 600+200 400+50
Усиленный обратный сочлененный Внутренняя сторона кривой радиусом 1500 м и менее 800+200 400+50

*DН, мм – изменение высоты контактного провода у опоры, которое выбирают по монтажным таблицам рессорных полукомпенсированных цепных подвесок.

У сочлененных фиксаторов проверяют надежность крепления на основном фиксаторе 5, стоек 6 для соединения с дополнительным фиксатором 7, наличие и правильность установ­ки ограничительных упоров, предохраняющих фиксатор от опрокидывания; они всегда ус­танавливаются на одиночном и в незащищенных от ветра местах — на двойном контактном проводе. Обязательно проверяют износ в ушках стойки и дополнительных фиксаторов, на­дежность крепления, правильность установки и работоспособность ограничителей подъе­ма на сочлененных фиксаторах.

Величина подъема контактного провода до соприкосновения дополнительного фиксатора с ограничителем должна быть 150—200 мм для прямых участков пути и кривых радиусом более 2000 м и 150 мм — для кривых радиусом 2000 м и менее. Ограничитель подъема должен быть установлен на основном стержне таким образом, чтобы его длинный конец (300 мм) всегда был направлен в сторону анкеровки.

 

При проверке надежности крепления косых распорных и страхующих струн или жестких распорок учитывают, что к несущему тросу косые струны крепятся струновыми зажимами (де­таль К-046), а жесткие распорки и косые струны на внутренней стороне кривой радиусом 800 м и менее (при одиночном контактном проводе) и радиусом 1500 м и менее (при двойном контак-

Верховое обследование, регулировка и ремонт контактной подвески - student2.ru

тном проводе) зажимом с ушком (деталь К-040). Расстояние от точки крепления до точки подве­са несущего троса должно быть у косых струн 1,5 м, а у жестких распорок 1,2—1,7 м. Угол наклона жестких распорок к вертикали поперек оси пути не должен превышать 45°. На обрат­ных фиксаторах страхующая струна крепится на расстоянии не менее 0,5 м от фиксаторного изолятора. Эксплуатация гибких фиксаторов с усовиками, имеющими потертые жилы или не имеющими коушей, запрещена.

Фиксирующие зажимы должны свободно вращаться вокруг штифта, соединяющего за­жим с фиксатором, а их шплинты не должны иметь следов коррозии. Щеку зажима с резьбой устанавливают со стороны нагрузки (с внутренней стороны зигзага).

При регулировке зигзагов и «выносов» на кривых участках применяют блоки БР-300 или полиспасты на 5 кН, на прямых — регулируют вручную.

Отклонения от установленных нормативных значений [22] зигзагов не должны превышать ±30 мм. Значение зигзагов для двойного контактного провода относятся к наружному по отноше­нию к оси токоприемника проводу. В точках фиксации двойные контактные провода должны рас­полагаться на расстоянии 40 мм друг от друга, а при ромбовидной подвеске—на расстоянии 300 мм по обе стороны от оси токоприемника. Не допускается эксплуатация в кривых участках контакт­ного провода с зигзагом по оси токоприемника более 500 мм, а на прямых — более 400 мм (с учетом горизонтальных и вертикальных перемещений фиксатора). При этом отклонение кон­тактного провода от оси токоприемника в пролете («вынос») при расчетной скорости ветра для данного района не должно превышать 500 мм на прямых и 450 мм на кривых участках пути.

Работу фиксаторного узла проверяют нажатием руками контактного провода снизу с уси­лием около 100 Н, имитирующим нажатие токоприемника.

По окончании работ уведомляют энергодиспетчера, а при работах на станции—оформляют запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети.

Наши рекомендации