Ремонтно-ревизионные участки, районы электроснабжения, электротехнические лаборатории и мастерские
Ремонтно-ревизионный участок предназначен для выполнения капитального и текущего ремонтов, профилактических испытаний оборудования тяговых подстанций, постов секционирования, пунктов параллельного соединения (ППС), пунктов группировки, автотрансформаторных пунктов питания (АПП), трансформаторных подстанций (ТП), энергодиспетчерской связи, кабельного хозяйства дистанции электроснабжения, проверки коррозионного состояния опор контактной сети и питающих линий автоблокировки, обслуживания устройств телеуправления и дистанционного управления разъединителями контактной сети и питающих линий автоблокировки, а также испытаний защитных средств и монтажных приспособлений.
РРУ взаимодействует в работе с производственно-технической и энергодиспетчерской группами, тяговыми подстанциями, районами контактной сети и электроснабжения, механической мастерской и отделом снабжения.
Производственный персонал РРУ распределяется на отдельные бригады, каждая из которых специализируется на выполнении определенного вида работ:
— по масляному хозяйству — текущий и капитальный ремонты маслонаполненной
аппаратуры, вакуумных и элегазовых выключателей, профилактические испытания и суш-
ка трансформаторного масла;
— по релейной защите (РЗ) — проверки испытания и ремонт устройств релейной защи-
ты тяговых подстанций, постов секционирования, ППС и ТП районов электроснабжения;
— по телеуправлению (ТУ) — осмотр, текущий ремонт и профилактические испыта-
ния устройств телемеханики диспетчерских и контролируемых пунктов;
— по дистанционному управлению (ДУ) — осмотр, текущий ремонт и профилакти-
ческие испытания устройств дистанционного управления;
— по преобразовательным агрегатам — текущий и капитальный ремонты, профилак-
тические испытания полупроводниковых выпрямителей, инверторов, сглаживающих уст
ройств тяговых подстанций постоянного тока;
— по быстродействующим выключателям (БВ) — текущий и капитальный ремонты,
профилактические испытания быстродействующих выключателей постоянного тока тяго-
вых подстанций, постов секционирования, ППС, пунктов группировки (ПГ), пунктов отопления вагонов (ПОВ);
— по высоковольтным испытаниям и кабельному хозяйству — профилактические ис-
пытания распределительных устройств, шинных мостов, кабельных линий, отыскание по
вреждений и ремонт кабелей, испытания защитных средств и монтажных приспособлений;
— по контрольно—измерительным приборам (КИП) — ремонт, проверка и контроль состояния измерительных приборов, проверка цепей учета электроэнергии, ремонт и госповерка электросчетчиков;
— по коррозии — профилактические испытания заземляющих устройств;
— по аккумуляторному хозяйству — обслуживание аккумуляторных батарей тяго-
вых подстанций, аккумуляторов автомобилей и моторельсового транспорта;
— по радиосвязи — ремонт радиоаппаратуры (переносных и стационарных радио
станций, применяемых на дистанциях электроснабжения).
— Примерная численность работников РРУ зависит от объема и условий работы и определяется в зависимости от развернутой длины контактной сети по среднему нормативу численности; для электрифицированных дистанций электроснабжения N = 0,045 чел. на 1 км развернутой длины контактной сети. Нормативы включают в себя должности начальника, электромехаников, инженеров, техников, электромонтеров, водителей машин.
Ремонтно-ревизионный участок, как правило, размещается в административном здании дистанции электроснабжения. Для ремонта трансформаторов мощностью до 630 кВ·А предусматривают отдельное помещение с сушильным шкафом, электроталью, резервуарами для трансформаторного масла, испытательной установкой. С учетом местных условий планировка помещения РРУ может иметь индивидуально обоснованное решение.
Ремонтный персонал РРУ занимается испытанием сложного электрооборудования, поэтому в нем сосредоточены наиболее квалифицированные специалисты дистанции электроснабжения, которые должны быть обеспечены в необходимом количестве испытательными и измерительными приборами и аппаратами, средствами связи, запасными частями и средствами по обеспечению безопасности труда. К ним относятся: маслоочистительные машины ПСМ-2-4000, аппараты для высоковольтных испытаний АИИ-70, АИМ-80, стенды для комплексной проверки блоков аппаратуры и линий связи ТУ-ТС (СПАТ-78); установки для поверки электроизмерительных приборов, проверки релейных и электронных защит, а также высокоточные измерительные приборы: осциллографы, кварцевые генераторы, приборы для настройки блоков ТУ-КП, ТС-КП, защитные средства и др.
Аварийно-восстановительная летучка на базе автомобиля повышенной проходимости, лаборатория по высоковольтным испытаниям, передвижная база масляного хозяйства, автомобиль-цистерна для перевозки трансформаторного масла — основные транспортные средства РРУ.
Связь РРУ с энергодиспетчером и руководством ЭЧ осуществляется по селектору и телефону, а с оперативным персоналом ЭЧЭ, ЭЧС и ЭЧК — по телефону.
Режим труда и отдыха персонала РРУ характеризуется следующими данными: работа ведется в одну смену, продолжительность смены 8,2 часа при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями. Смена дневная. Начало рабочего дня 8°°, окончание 17°°, обеденный перерыв в середине рабочего дня продолжительностью 48 минут. Работники РРУ получают спецодежду и спецобувь.
Районы электроснабжения предназначены для эксплуатации и ремонта устройств электроснабжения нетяговых потребителей и ВЛ автоблокировки, продольного электроснабжения.
Дорожные электромеханические мастерские (ЭМАСТ) являются линейным предприятием железной дороги. Они предназначены для ремонта трансформаторов и электрических машин, электротехнического оборудования; изготовления нестандартного оборудования для ремонта электротехнического оборудования; изготовления и ремонта различных конструкций, приспособлений и защитных средств, применяемых при эксплуатации электрических сетей и электротехнического оборудования; разработки и внедрения средств механизации труда в предприятиях службы. Здесь же обычно создается центральная база масляного хозяйства, обеспечивающая потребность в свежем трансформаторном масле, а также регенерации отработанного масла. ЭМАСТ организуются МПС и подчиняются непосредственно управлению железной дороги. Многие мастерские обеспечивают продукцией не только свою дорогу, но и предлагают ее сети дорог.
В соответствии с типовым Положением о дорожных электромеханических мастерских они содержатся за счет средств дороги по плану подсобно-вспомогательной деятельности. Для повышения производительности труда и снижения себестоимости ремонтных работ и выпускаемой продукции создаются крупные электромеханические мастерские с хорошо развитой индустриальной базой.
Участковые мастерские предназначены для обеспечения линейных подразделений дистанции электроснабжения различным нестандартным оборудованием (конструкциями и деталями). Количество изготавливаемых деталей и конструкций невелико и выполняется по индивидуальным эскизам. Как и другие подразделения ЭЧ, мастерские работают по годовому плану в зависимости от потребностей ЭЧЭ, ЭЧК, ЭЧС или РРУ. По среднесетевому нормативу численности для ЭЧ штат мастерских определяется из соотношения 0,0241 чел. на 1 км развернутой длины контактной сети. Кроме того, учитываются индивидуальные коэффициенты дорог (0,65—1,40), которые зависят от местных условий работы, оснащенности дороги авто- и моторельсовым транспортом и интенсивности его использования.
Участковые мастерские должны иметь несколько отделений: станочное, кузнечное, электрогазосварочное, столярное, которые располагаются в соответствующих помещениях. Возглавляет мастерские начальник, в обязанности которого входит планирование и организация работ, рассмотрение проектно-сметной документации на заказы, ознакомление исполнителей с заданиями и проведение инструктажа по технике безопасности и технологии производства, контроль за содержанием оборудования, инвентаря и инструмента, материально-техническое снабжение производства, соблюдение режима экономии материалов, электроэнергии и т. д.
Дорожные электротехнические лаборатории предназначены для решения задач, связанных с внедрением научных достижений в хозяйстве электрификации и энергетики железных дорог. Работники лабораторий должны разрабатывать технические мероприятия, направленные на совершенствование методов обслуживания устройств электроснабжения на основе научной организации труда и внедрения передового опыта новаторов производства, проводить исследования, связанные с дальнейшим улучшением использования технических средств и оборудования, практически налаживать и осваивать новую технику, разрабатывать устройства для механизации и автоматизации наиболее трудоемких технологических процессов.
Одной из основных задач лаборатории является выявление слабых мест и узлов эксплуатируемого оборудования и разработка схем, устройств и мероприятий, обеспечивающих повышение надежности и экономичности работы оборудования тяговых подстанций, постов секционирования, контактной сети и энергетического хозяйства. Для этого ведется тщательный анализ работы эксплуатируемого оборудования. В случае появления систематических однотипных неисправностей или отказов оборудования производят расследование причин ненормальной работы и в необходимых случаях проводят комплекс специальных испытаний. На основе анализа, изучения литературных источников и испытаний разрабатываются необходимые схемы, устройства и намечаются мероприятия технического или организационного характера, обеспечивающие предупреждение или исключение таких неисправностей при последующей эксплуатации оборудования.
При испытании нового оборудования сотрудники лаборатории совместно с эксплуатационным персоналом дистанции электроснабжения и авторами разработки производят наладку и специальные испытания для оценки его технико-экономических показателей. Кроме того, они обобщают результаты опытной эксплуатации, разрабатывают для обслуживающего персонала инструкции и правила содержания.
Большое место в работах лаборатории занимают организация и выполнение наладочных работ на вновь вводимых тяговых подстанциях, наладка устройств автоматики, телемеханики и защиты, а также выполнение эксплуатационных проверок устройств защиты линий электропередачи, смонтированных на тяговых подстанциях.
Учитывая особенности работы, лаборатории оснащают не только аппаратурой, необходимой для проведения профилактических и приемосдаточных испытаний, но и специальной аппаратурой для проведения исследований высоковольтных и специальных испытаний, в том числе испытательными вагонами-лабораториями. Подробнее о вагонах-лабораториях будет рассказано в п. 5.6.