Урок 31. Стратегия выбора профессии
Если вы хотите добиться от жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать — надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать — надо еще и верить. (А. Франс)
Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.
Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает: он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели: капризное и расплывчатое "хочу" должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:
§ конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде и т. д.);
§ реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т. д.;
§ позитивными (идти не от чего-то — "не хочу прозябать в нищете и безвестности", а к чему-то — "хочу денег и славы");
§ ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).
Задание 1. Машина времени
Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее? Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие отношения сложились у вас с коллегами? Все ли вас устраивает? Какие препятствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои профессиональные планы?
Если вам удалось, хотя бы мысленно ответить на эти вопросы, подумайте:
1. Осуществим ли этот образ будущего?
2. Стоит ли тратить время и энергию на его осуществление?
3. Действительно ли я хочу его осуществить?
Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее — конкретно, реалистично, позитивно и к определенному сроку (от шести месяцев до пяти лет):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 32. Обобщающий
—Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?- А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. - Мне все равно... — сказала Алиса. - Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот. Л. Кэрролл. "Алиса в Стране чудес"
В бизнесе используется метод, который называется "аудит исходного состояния", или SWOT-анализ — по начальным буквам английских слов Strengths (Сила), Weaknesses (Слабость), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Попробуем применить этот метод для обобщения и анализа полученной информации для планирования профессиональной карьеры.
Задание 1. "За" и "против"
Заполните таблицу, учитывая, что достоинстваинедостатки — это внутренние факторы, которые зависят от вас, а возможностиипрепятствия — внешние, которые от вас не зависят.
Достоинства — это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вам в достижении поставленных целей.
Недостатки — это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.
Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые — например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.
Возможности— это благоприятные внешние условия.
Препятствия— неблагоприятные внешние условия.
К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и т.д.
Проанализируйте свои записи, взвесьте все "за" и "против", чтобы принять окончательное решение о своей профессиональной карьере.
Теперь у вас появился шанс вступить в Клуб двух процентов, о которых говорил Н. Хилл:
1. Большинство людей всю жизнь о чем-нибудь мечтает. Эти мечты мимолетны, как ветер. У них не хватает энергии и сил самим формировать свою судьбу. Таких людей примерно 70%.
2. Гораздо меньше тех, кто превращает свои мечты в страстные желания. Они постоянно хотят чего-то одного, но ничего не предпринимают, чтобы осуществить свои желания. Они составляют примерно 10% от общего числа.
3. Еще меньше тех, кто превращает свои желания в надежды. Такие люди время от времени размышляют над тем, что они могли бы предпринять, чтобы осуществить их. Я считаю, таких людей примерно 8%.
4. Люди, которые смогли поверить в осуществление своих желаний, составляют группу в 6%.
5. Совсем мало тех, кто дал своим желаниям, надеждам превратиться в навязчивую идею, а потом в веру. Их примерно 4%.
6. И наконец, речь пойдет о тех, кто весь поглощен своей идеей, кто выработал конкретный план ее осуществления и отдал всего себя, чтобы претворить его в жизнь. В эту группу входит только 2% населения. Заметим, что это не значит, что именно эти 2% счастливы и довольны своей жизнью. Просто они выбрали этот путь и прошли его до конца.
Задание 2. (домашнее) Защита профессионального проекта
Подготовьте десятиминутное выступление на тему "Моя будущая профессия". В докладе должна быть отражена информация, полученная в ходе самодиагностики, изучения профессий, требований рынка труда и возможностей получения профессионального образования. Постарайтесь сделать свой рассказ эмоциональным и образным.