Урок 28. Пути получения профессии
Образование — это то, что большинство получают, многие передают и лишь немногие имеют.
К. Краус
Задание 1. Матрица профессионального выбора
Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1-2 варианта).
Какой предмет труда тебя привлекает?
1) Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.).
2) Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования).
3) Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).
4) Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).
5) Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.).
6) Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.).
7) Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.).
8) Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.).
Какой вид деятельности тебя привлекает?
1) Управление (руководство чьей-то деятельностью).
2) Обслуживание (оказание различных услуг).
3) Образование (воспитание, обучение, формирование личности).
4) Оздоровление (профилактика и лечение).
5) Конструирование (проектирование деталей и объектов).
6) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).
7) Защита (охрана от враждебных действий).
8) Контроль (проверка и наблюдение).
Выбранные вами предмет труда и вид деятельности — это те параметры, которые помогут уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.
Матрица профессионального выбора. В ее клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления и специализации высшего профессионального образования.
Задание 2
Пользуясь матрицей, выпишите названия направлений и специальностей, которые считаете самыми подходящими для вас.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Матрица профессионального выбора
Человек | Информация | Финансы | Техника | Искусство | Животные и растения | Изделия и продукты | Природные ресурсы | |
Управление | Государственное и муниципальное управление Менеджмент Организации Управление персоналом Политология | Информационные менеджмент Маркетинг связи с общественностью Обеспечение и администрирование информационных систем | Экономика труда Мировая экономика Национальная экономика | Системный анализ и управление Системы управления движением и навигация Автоматизация и управление | Режиссура Дирижирование Продюсерство | Агроинженирия Агроэкономия Экономика и управление в отраслях аграрно – промышленного комплекса | Автоматизированные технологии и производства Экономика и управление на производстве | Экономика и управление территориями Регионоведение |
Обслуживание | Социальная работа Коммерция Сервис Социально – культурный сервис | Журналистика Лингвистика Филология Книжное дело | Математические методы в экономике | Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования | Технология художественного оформления спектакля Кинооператорсво Звукорежиссура | Зоотехника Агрохимия и агропочвоведение Агрономия | Технология и дизайн упаковочного производства Технология полиграфического производства | Картография Мелиорация и рекультивация земель |
Образование | Педагогика дошкольная Педагогика и психология образования Социальная педагогика | Библиотечно – информационные ресурсы Теория и методика преподавания | Экономическая теория Социально – экономическое образование | Технологическое образование Физико – математическое образование | Педагогика балета Художественное образование | Биология Зоология Ботаника Микробиология | Материаловедение, технологии материалов и покрытий Пищевая инженерия | Геология География Геодезия Океанография Геоэкология |
Оздоровление | Лечебное дело Физическая культура и спорт Туризм Специальная педагогика и психология | Телекоммуникации | Антикризисное управление | Биомедицинская инженерия Медицинская кибернетика Биомедицинская техника | Реставрация и реконструкция архитектурного наследия | Ветеринария Защита растений | Стандартизация, сертификация и метрология Ветеринарно – санитарная экспертиза | Мелиорация и рекультивация земель |
Конструирование | Генетика Биофизика Биохимия | Компьютерные науки Информационные технологии Математическое обеспечение и администрирование информационных систем | Экономика Математические методы в экономике | Архитектура Строительство Приборостроение Транспортное строительство Прикладная механика Металлургия Машиностроение Радиоэлектроника | Изобразительное искусство Музыкальное искусство Киноискусство Литературное творчество Актерское искусство Дизайн интерьера и архитектурной среды Художественное проектирование изделий | Биотехнология Биоэнжинерия Биоинформатика Селекция и генетика сельскохозяйственных культур Лесное хозяйство и ландшафтное строительство | Логистика Проектирование изделий текстильной и легкой промышленности Технология продуктов питания Химическая технология | Горное дело Теплоэнергетика Нефтегазовое дело Водные биоресурсы и аквакультуры Ландшафтная архитектура Водные ресурсы и водопользование |
Исследование | Социальная антропология Психология Физиология Социология Культурология Криминалистика | Прикладная информатика Историко – архивоведение Лингвистика Филология | Финансы и кредит | Техническая физика Математика Механика Радиофизика Информатика и вычислительная техника Нанотехнологии | Театроведение Искусствоведение Киноведение Музыковедение Музеология Культурология | Биология Зоология Ботаника Микробиология | Товароведение и экспертиза товаров Ветеринарно – санитарная экспертиза | Почвоведение Гидрометеорология Прикладная геология Геодезия Технологии геологической разведки |
Защита | Юриспруденция Безопасность жизнедеятельности Пожарная безопасность Защита в ЧС | Криптография Компьютерная безопасность Безопасность коммуникаций | Антикризисное управление | Оружие и системы вооружения Пожарная безопасность Испытание и эксплуатация техники | Музейное дело и охрана памятников Реставрация Реконструкция | Лесное дело Рыбоводство Защита растений Агроэкология | Таможенное дело | Экология Природопользование Инженерная защита окружающей среды Комплексное использование и охрана окружающей среды |
Контроль и оценка | Юриспруденция Стандартизация, сертификация и метрология | Статистика Редактирование Документоведение | Бухгалтерский учет, анализ и аудит Налоги и налогообложение | Испытание и эксплуатация техники | Театроведение Искусствоведение Киноведение Музыковедение Музеология | Ветеринарно – санитарная экспертиза Управление качеством | Стандартизация, сертификация и метрология | Землеустройство и земельный кадастр Гидрометеорология |
Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами.
Как правильно выбрать "товар"?
§ Сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда и социального развития РФ, более половины выпускников вузов не могут найти работу по специальности. Это — потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
§ Поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей вас специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз —филиал или отделение, он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
§ Ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата — вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог ее подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, после обучения вы можете получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
Задание 3. (домашнее)
Найдите в справочниках учебные заведения, в которых готовят специалистов по выбранным вами направлениям обучения, и запишите данные, которые помогут вам выбрать подходящий вариант.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________