Урок 7. Уровень внутренней свободы
Я уяснил, что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном. Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за все в ответе!
Леонид Мартынов.
Задание 1. Определение уровня внутренней свободы.
Прослушайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вы с ним согласны, и «-», если не согласны.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте количество ответов, совпадающих с ключом:
«+»: 2,4,11,12,14,15,16,18,19,21,23,25,27,29,30,32,34,36,38,40.
«-» : 1,3,5,6,7,8,9,10,13,17,20,22,24,26,28,31,33,35, 37, 39.
Если ваш ответ совпал с ключом, зачеркните его. Подсчитайте количество всех зачеркнутых номеров и запишите это число_________
Менее 15 баллов. Чем меньше баллов, тем сильнее человек зависит от внешних обстоятельств, мнения окружающих, средств массовой информации. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и склонны приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастья, другим людям, случаю, судьбе. Обычно они чувствуют себя комфортно в любой компании, но отношения с окружающими поверхностны. Они с готовностью принимают общепринятые нормы и традиции, играя по предложенным правилам. Человека, ориентирующегося на ценности и ожидания других людей, называют "рыночной личностью". Он с легкостью вписывается в так называемую рыночную экономику, заинтересованную в росте числа потребителей, послушных моде и рекламе. Творческие способности блокируются необходимостью быть "как все". Такие люди более других подвержены феномену "сгорания", потому что работа обычно не приносит им удовлетворения.
15-25 баллов. Есть потребность соответствовать социальным нормам, следовать моде и образцам, принятым в окружении. Этот человек может принимать решения под давлением обстоятельств и авторитетов. Желание сохранить свою индивидуальность и внутреннюю независимость вступает в противоречие с опасением потерять расположение значимых для него людей, оказавшись "белой вороной", может вызвать внутренний конфликт. Ответственность за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни полностью не сформирована.
Более 25 баллов. Такие люди значительно меньше, чем другие, зависят от общественного мнения, потому что живут по своим внутренним законам. Они принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами. Их отличает чувство внутренней свободы. Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, активны и уверены в себе. Нередко они одиноки, но их одиночество вызвано не трудностями в общении, а неприятием ценностей других людей. Общепринятые ценности они принимают только в том случае, если те совпадают с их ценностями. Если правила игры их не устраивают, они предлагают свои или выходят из игры. Душевное равновесие таких людей зависит от чувства оправданности поступков перед собой. Все это формирует профессионала, успешного в различных сферах деятельности, но может затруднить трудовую адаптацию в условиях рыночной экономики и осложнить их вхождение в коллектив. Внутренняя свобода необходима творческой личности как воздух.
Задание 2.(домашнее) Сравните два высказывания:
1. Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас.
2. Не мы такие – жизнь такая.
Охарактеризуйте людей, сказавших эти слова. Кто из них похож на вас?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 8. Обобщающий
Задание 1. Мой психологический портрет.
Пользуясь записями в тетради и результатам тестов, заполните таблицу.
Психологическая характеристика | По результатам теста | По моему мнению |
Самооценка | ||
Темперамент | ||
Уровень агрессии | ||
Уровень тревожности | ||
Тип мышления | ||
Память | ||
Внимание | ||
Уровень внутренней свободы |
Запишите качества, которые вам помогают в общении с другими людьми:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите качества, которые осложняют ваше общение с другими людьми:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что бы вы хотели изменить в себе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Психологический кроссворд
Вспомните, какими словами обозначаются эти понятия, и впишите их в клетки.
1. Представление себя другим людям.
2. Направленность нашего сознания на определенный объект.
3. Необходимое условие проведения психологической диагностики.
4. Свойство нервной системы.
5. Общительный, уравновешенный человек.
6. Способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи.
7. Спокойный, уравновешенный человек.
8. Психолог, автор учения о стрессе.
9. Общительный, эмоциональный, импульсивный человек.
10. Конструктивный, мобилизующий стресс.
Вторая четверть
Что я знаю о мире профессий