Форма работы с детьми - «УМНЫЕ СКАЗКИ»
Самый уютный, понятный для ребенка мир – это мир сказки. Можно просто прочесть Ребенку Сказку, можно прочесть её с выражением, можно рассказать, импровизируя, а можно сделать Сказку своим помощником в интеллектуальном развитии Ребенка.
Для того чтобы Сказка принесла наибольшую пользу малышу, со сказкой можно поиграть.
Существует много методов, которые научат детей сочинять красивые, добрые, необычные сказки. Методы самые разнообразные:
- бином фантазии;
- что было бы если…;
- творческая ошибка;
- перевирание сказки;
- сказка «наизнанку»;
- а что было потом…;
- салат из сказок др.
Есть много Сказок, которые помогут Вашему Ребенку мыслить логически, разовьют воображение, речь, способность не теряться в сложных ситуациях.
Рассказывая Ребенку Сказку, остановитесь в том месте, где требуется помощь Ребенка (без него сказка не продолжится). Ребенок должен разрешить сложную ситуацию, в которую попал герой Сказки, предложить выход из создавшегося положения.
Примите варианты ответов Ребенка, обсудите их, попытайтесь разрешить проблему, а затем дочитайте Сказку до конца, сказав Ребенку, что такое решение принял Автор, но что и его решение тоже очень интересное.
Постепенно Ребенка побуждают сочинять короткие сказки самостоятельно. Но прежде чем начать сочинять сказки, надо чтобы ребенок почувствовал красоту и звучность родного слова, понял, о чем говорят звуки и слова, полюбил их, проник в их внутренний мир, научился говорить ясно и понятно.
Надо разговаривать с ребенком, рассказывать, сочинять, писать ему коротенькие письма от имени сказочных героев, произносить вслух интересные слова, спрашивать ребенка о том, что он слышит в том или ином слове. Долго и каждодневно.
И ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять.
Пусть сочиненная сказка поселится в красивой тетради, будет оформлена красивыми рисунками. Пусть это будет ПЕРВАЯ КНИГА ВАШЕГО РЕБЕНКА.
Услышав Сказку Вашего Ребенка, Вам легче будет понять его, проникнуть в мир его мечтаний, привязанностей, тревог и надежд. В конце сказки детям предлагаются игры плоскостные, логические (авторы Б. Никитин, В. Красноухов), речевые и др. Они развивают пространственное и логическое мышление, внимание, зрительную память, воображение.
СКАЗКА, ЗАВЕРШАЮЩАЯСЯ ЛОГИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ
1. Внесение в предметно-пространственную среду иллюстрации с героем предстоящей сказки или игрушки – героя сказки – разыгрывание импровизированной ситуации, направленной на вовлечение ребенка в сказку;
2. Чтение первой части сказки;
3. Вопрос «Как ты думаешь, что было дальше?»;
4. Предположение ребенка: разреши сложную ситуацию, в которую попал герой сказки;
5. Дальнейшее чтение сказки до конца;
6. Вопросы к ребенку, помогающие осознать нравственный смысл сказки;
7. Заведение «Тетради сказок»: нарисуй, обведи по контуру, обведи по точкам, раскрась.
8. Логическая игра «Четвертый лишний», «Что общего»; «Чем различаются?», «Закончи предложение»; «Отгадай загадку»; «Вспомни сказку с такими же героями», «Придумай продолжение сказки», «Скажи наоборот» и др.
СКАЗКА – ВЫБОР
1. Чтение детям сказки;
2. Чтение детям сказки, но не до конца;
3. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить этот выбор сделать детям;
4. Об этом выборе каждый ребенок говорит на ушко педагогу, либо рисует свой выбор, либо делает аппликацию, либо выкладывает из мозаики, лепит и т.д.;
5. Дочитать сказку до конца, чтобы дети услышали, какой выбор сделал герой сказки;
6. Поговорить с каждым ребенком о его выборе и выборе героя.
СКАЗКА – ПУТЕШЕСТВИЕ
1. Чтение детям сказки.
2. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить этот выбор сделать детям (ответить, нарисовать, изобразить мимикой и пантомимикой).
3. Использование карточек – пиктограмм для запоминания сказки.
4. Выкладывание с помощью геометрических фигур или вкладышей Монтессори всего путешествия главного героя (каждый встреченный герой обозначается геометрической фигурой).
5. Предложить ребенку выложить всю цепочку фигурок, вспомнить сказку, затем смешать фигурки и восстановить по порядку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ломбина Т.Н. Читай – город: хорошая книга для чтения. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
2. Синицина Е.И. Умные сказки. Серия «Через игру – к совершенству».- М.: «Лист». 1999г.
3. Сказки писателей: Джанни Родари, Владимира Сутеева, Алексея Толстого, Сергея Макеева, Михаила Зощенко, Дональда Биссета, Даниила Хармса, Братьев Гримм, Отфрида Пройслера, Энн Хогарт, Л. Киселева, Георгия Юдина, Э. Шима, Астрид Линдгрен.