Форма работы с детьми «Путешествие по карте»
Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия). «Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).
Алгоритм структуры занятия «Путешествия по карте» /Н.А.Короткова/ | |
Этапы | Последовательность деятельности |
актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы | |
обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем | |
предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями | |
подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями |
Для каждого конкретного занятия нужен какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.
Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов), хотя в полной мере следует использовать и события, происходящие в реальной жизни (например, Олимпийские игры, путешествия с родителями в летний период). Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Как добраться до того или иного места? Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей? Воспитатель вместе с детьми обсуждает идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за «круглым столом» (за реальным круглым столом или на ковре, вокруг предлагаемого предметного материала, карты). На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Иллюстративный материал, как и в технологии «путешествие « по реке времени» представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми детьми, передаются из рук в руки. Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями. На следующем этапе – уровне практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Предлагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском саду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе. Карта полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами и «метками» частей света имеет свое постоянное место в группе так, чтобы к ним был свободный доступ, рядом – маркеры. Дети могут легко подойти, рассмотреть, «поработать». Исследование по карте может стать продолжением сюжетной игры в путешествие.
Алгоритм действий взрослого и детей:
* обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
*обозначение возможного маршрута путешествия;
* изучение растительного и животного мира, особенностей жизнедеятельности людей в данной местности;
*заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).
Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествий по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Задачи, решаемые при организации «Путешествия по карте»:
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
6. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) т.е. развивать познавательную активность.
Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте» | |
Этапы | Последовательность деятельности |
1 этап | Выбор пункта назначения. |
2 этап | Выбор транспортного средства передвижения. |
3 этап | Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте. |
4 этап | Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения. |
5 этап | Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом) |
6 этап | Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали. |
Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»:
1. Дети рассматривают карту, компас, глобус.
2. Дети отмечают маршрут путешествия по карте.
3. Рассматривание энциклопедий.
4. Опыты.
6. Вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту.
7. Вырезание картинок и создание панно, макета.
8. Рассматривание панно, макета.
9. Чтение художественной литературы с детьми.
10. Дидактические игры.
11. Рефлексия.
12. Составление синквейнов.
Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках.
Схема синквейна
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка-два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.
Пример 1:Пример 2
Книга Путешествие по карте
Мудрая, вечная Развивающее, познавательное
Учит. Лечит. Ведет Исследуем, узнаем, действуем
Всю жизнь сопровождает Знакомиться с миром интересно
Радость. Исследование.