Руководитель проекта управления знаниями

Чтобы процессы управления знаниями в организации проходили успешно и принесли реальную пользу, необходим грамотный руководитель.

Исследования показывают, что часто руководителями по управлению знаниями становятся представители информационно-технологического бизнеса, осознавшие возможности использования информационных технологий для сохранения, структурирования и распределения информации с целью эффективного ее применения в бизнес-процессах. Другие раньше были заняты в процессах управления персоналом и увидели перспективы использования организационных методов и мотивационных механизмов для объединения людей, создания атмосферы доверия и обмена знаниями.

Круг ответственностируководителя по управлению знаниями определяется следующими задачами:

·разработкой видения и стратегии развития знаний в организации,

·продвижением лучшей практики и процессов,

·созданием культуры обмена знаниями,

·оказанием всемерной поддержки сообществам по интересам (сообществам практик),

·обеспечением процессов управления знаниями современными инструментами и технологиями,

·разработкой стратегии обучения и тренинга работников, деятельность которых связана со знаниями,

·использованием стимулов и вознаграждений за обмен знаниями,

·созданием и использованием общего языка, обеспечивающего понимание концепций развития знаний, подходов к их классификации и организации хранения,

·обеспечением необходимыми ресурсами и бюджетом работ по управлению знаниями,

·измерением результатов управления знаниями по вкладу в достижение целей и решение задач организации.

Используя убеждение, общение и стимулы, руководитель по управлению знаниями увеличивает ценность организации путем привлечения разнообразных источников знаний в явной и неявной форме, используемых или не используемых организацией. Кроме того, он несет ответственность за составление схем процессов, классификаторов и набор инструментов, обеспечивающих такой доступ к данным, информации, явному и неявному знанию, который содействует обмену знаниями в любое время, в любом месте, минуя границы организаций.

Исследования позволили определить требования к компетенции и умениям, которыми должны обладать руководитель, чтобы эффективно выполнять возложенные на них задачи по управлению знаниями. Наиболее важными видами компетенциируководителей по управлению знаниями являются:

·лидерские качества и способности к управлению процессами, связанными со знаниями;

·коммуникативные способности, позволяющие расширять круг людей, работающих со знаниями;

·стратегическое мышление, благодаря которому обеспечивается системно-комплексный подход к созданию, распространению и использованию знаний, необходимых для реализации стратегических и тактических задач корпорации;

·понимание сущности и роли инструментов и технологий, обеспечивающих быструю передачу данных и информации и их трансферт в знания;

·личное поведение, демонстрирующее реальную направленность действий на все аспекты развития активов знаний;

·личные знания и познавательные способности, характеризующие состояние и динамизм потенциала руководителя.

Способности, черты характера, знания и умения, лежащие в основе этих видов компетенции, приведены в табл. 3.1.

Лидерство в области управления знаниями является приоритетным качеством, которым должны обладать люди, управляющие знаниями.

В современных условиях лидерство в сфере знаний приобретает новые черты и содержание. Оно особенно необходимо для достижения успеха в реализации главных инициатив по управлению знаниями, для обоснования потребных ресурсных затрат и внесения организационных изменений.

В центре внимания лидеров должны быть, прежде всего, нематериальные факторы, связанные с человеческими отношениями в организации, эмоциями, верованиями, социальными связями и т.п. В фокусе внимания лидеров должен находиться культурный капитал,что требует от них быть более чувствительными к человеческим, психологическим и семейным проблемам подчиненных.

Таблица 3.1

Знания, умения и черты характера, необходимые руководителям по управлению знаниями

Виды компетенции Способности, черты характера, знания и умения
Лидерство и менеджмент 1. Способность оказывать влияние на высших руководителей 2. Дипломатия в пропаганде изменений 3. Энергия и настойчивость в случае возможного сопротивления 4. Способность влиять на результаты не будучи линейным менеджером 5. Признание и уважение, порождающие доверие 6. Способность мотивировать большое число работающих на изменение поведения, связанного с обменом знаниями 7. Умение переводить качественные показатели в количественные измерители 8. Способность управлять проектами
Коммуникации 1. Способность убеждать 2. Способность создавать коалиции в организации 3. Способность представлять новые идеи и оказывать им поддержку 4. Способность объединять идеи и представлять их людям как реальные и значимые 5. Способность ясно описывать и оглашать идеи
Стратегическое мышление 1. Наличие ясного видения ситуации и следование ему 2. Системно-целостное мышление 3. Способность увязывать знания с требованиями бизнеса 4. Понимание уникальности искусства эффективного использования знаний 5. Понимание потребностей клиентов
Инструменты и технологии 1. Знание технологических инструментов 2. Способность эффективно использовать различные инструменты
Личное поведение 1. Умение вызывать к себе доверие 2. Способность принимать рискованные и инновационные решения 3. Проведение бесед, демонстрирующих поведение, направленное на обучение и обмен знаниями 4. Энтузиазм и приверженность к приобретению знаний и обмену знаниями 5. Желание и умение быть сторонником и участником командных форм
Личные знания и познавательные способности 1. Понимание организационной культуры и условий ее трансформирования 2. Знание организационной миссии и равнение на нее 3. Понимание сути реинжиниринга бизнес-процессов и их измерения 4. Знание концепции и стратегий управления знаниями 5. Знание новых организационных структур и путей реорганизации


К основным подходам к внедрению системы управления знаниями относятся:

1. Планирование и реализация проекта последовательно и поэтапно во всей организации.

2. Реализация разнообразных пилотных проектов и последующее распространение их результатов по всей организации.

Независимо от выбранного подхода, на первом этапе необходимо сформулировать цели и задачи проекта, а также разработать четкое видение проекта управления знаниями.

Видение проекта по управлению знаниями— идеализированное представление желаемого и достижимого состояния, того, в котором организации предстоит оказаться в будущем.

В процессе формирования видения проекта, необходимо акцентировать внимание на следующих основных моментах:

· Видение проекта направлено на будущее компании. Важно, чтобы сотрудникам была понятна конечная цель. Это также является одним из факторов активной поддержки проекта сотрудниками организации.

· Видение определяет стратегию управления знаниями в организации и основные цели проекта.

· При формулировке видения необходимо обратиться к базовым документам организации: ее миссии, стратегии. Часто в основных документах успешных компаний написано, что именно сотрудники и их знания являются наиболее ценным ресурсом.

Наши рекомендации