Модель 2. Фазы управления знаниями. Модель Х. Крмара и Дж. Рехойзера.

Данная модель показывает содержательную взаимосвязь отдельных элементов системы управления знаниями, выстраивая их в единый процесс от распознавания знания до его использования и оценки. Она охватывает динамику организационного обучения на различных уровнях от индивидуального получения знания (обучения) до коллективного использования общего знания. выделяются пять основных фаз управления знаниями (Рис. 5):

Модель 2. Фазы управления знаниями. Модель Х. Крмара и Дж. Рехойзера. - student2.ru

Рис. 5. Фазы управления знаниями

1. управление источниками знаний и информационными источниками.

2. управление носителями знаний и информационными ресурсами.

3. управление предложением знаний.

4. управление спросом на знания.

5. управление инфраструктурой обработки знаний, информации и коммуникаций.

Управление источниками знаний и информационными источниками на этой стадии происходит взаимодействие с внешней и внутренней средой предприятия — распознавание и приобретение нового, ранее не использовавшегося организацией, знания. Сотрудник компании, приобретая знание, интерпретирует его,

 
  Модель 2. Фазы управления знаниями. Модель Х. Крмара и Дж. Рехойзера. - student2.ru

устанавливает логические связи с уже имеющейся информацией, знаниями. Менеджерам предприятия необходимо обеспечить доступ к источникам знаний и информации, а также возможности для распознавания, сбора и усвоения знаний. Необходима также и мотивация сотрудников к восприятию и обработке новых знаний.

Управление носителями знаний и информационными ресурсами источники знаний и информации должны быть преобразованы в конкретные производственные ресурсы с целью их дальнейшего использования. Необходимо структурировать знания и определить их место в производственном процессе предприятия. Представленное в соответствии принятым в конкретной организации нормам и правилам знание должно быть сохранено. к нему обеспечивают интеллектуальный и физический доступ. при постоянном контроле актуальности и востребованности знания оно становится ценным ресурсом предприятия.

Управление предложением знаний использование знаний для решения проблем предприятия требует следующего шага — формирование продукта или услуги на базе этого знания. Для этого знание анализируется, расширяется или, наоборот, редуцируется, т. е. подвергается определенным процедурам, позволяющим адаптировать его к конкретной производственной ситуации, к решению конкретной проблемы предприятия. таким образом, создается предложение знаний.

Управление спросом на знания потребители знаний интерпретируют предложение знаний (продукты и услуги, базирующиеся на знаниях), устанавливают логические связи с собственными элементами знаний. при положительной оценке знания применяются для решения конкретных проблем и задач сотрудника, подразделения, организации.

Сопоставление спроса и предложения знаний позволяет выявить дефицит знаний на предприятии.

Управление инфраструктурой обработки знаний, информации и коммуникаций вышеописанные процессы возможны только при создании развитой инфраструктуры обработки знаний, информации и коммуникаций. Это подразумевает применение современных информационных технологий обработки и обмена информацией, применение управленческих и мотивационных методов, поощряющих обмен знаниями, опытом, наблюдениями, идеями между сотрудниками и подразделениями. создание такой инфраструктуры и поддержание ее в исправности, а также постоянная адаптация к изменяющимся требованиям организации является необходимым условием успешного менеджмента знаний.

Все пять фаз управления знаниями тесно взаимосвязаны друг с другом и могут быть представлены как самовозобновляющийся жизненный цикл процессов знаний.


Наши рекомендации