Роль знании в современной экономике
Знания всегда играли большую роль в жизни человечества, но в современном мире их значение неизмеримо возросло. Это связано в первую очередь с тем, что мир переходит на новый этап своего развития, базу которого составляет экономика, основанная на знаниях, — экономика знаний. Ее отличительная особенность состоит в том, что знания играют в ней решающую роль, а их производство является источником роста экономики. Постепенно производство материальных предметов вытесняется из основной части мировой экономики «производством» знаний, что является характерной особенностью новой экономики, ориентированной на знания. в развитых странах 25 % трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий. в США 8 % населения создают свыше 20 % ВВП, а страна расходует на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки около 40 % от общемировых затрат, около 66 % работающих сегодня имеют высшее или незаконченное высшее образование (правительство США намерено при жизни нынешнего поколения довести этот показатель до 90 %).
Стремительное развитие современных рыночных отношений, формирование позитивных тенденций экономического роста и благополучного качества жизни населения основаны на всестороннем применении достижений экономики, построенной на знаниях. возрастание роли знаний в экономике объясняется несколькими причинами:
· развитием науки и техники, появлением новых наукоемких продуктов, созданием новых производственных технологий, ростом производительности труда, его культуры;
· информационным прогрессом, повышением доступности для широких слоев населения информации, развитием и повсеместным применением информационных технологий на базе недорогой и удобной в применении вычислительной техники;
· общим повышением уровня образования людей и соответственно их интеллектуального потенциала;
· истощением дешевых природных, прежде всего энергетических ресурсов;
· ростом процессов глобализации, вовлечением все большего числа людей в разных уголках земного шара в политические, экономические, научно-технические и социальные процессы.
На современном этапе развития общества интеллектуальные ресурсы, информация и знания являются основной ценностью и решающим фактором в конкурентной борьбе. Накопление, развитие интеллектуальных ресурсов и управление ими стали важнейшей задачей для экономических агентов любого масштаба, от страны в целом до малого предприятия.
В соответствии с современной экономической теорией, новая экономика базируется на движении не столько материальных ресурсов, сколько на обмене и использовании идей, знаний, информации, а человеческие знания и опыт являются одним из самых ценных ресурсов общества. считается, что именно знания и непрерывное обучение стали критическими компонентами успеха на сегодняшний день.
В 1959 г. профессор Гарвардского университета Д. Белл, выступая на международном социологическом семинаре в Зальцбурге, впервые употребил понятие постиндустриального общества в широко признанном теперь значении. В своем выступлении Белл подверг сомнению доминировавшие модели социально-экономического устройства общества и поставил множество вопросов, которые стимулировали развитие исследований большого числа ученых. Его собственная терминологическая эволюция хорошо заметна — от постиндустриализма к информации и затем к знанию. В своем исследовани. Белл писал: «главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация. основным действующим лицом становится профессионал, потому что его опыт и образование позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе».
Теория постиндустриального общества сформировалась в результате всестороннего анализа новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е гг. ХХ века в развитых индустриальных странах. большинство исследователей называли в качестве его главных признаков радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства (уменьшение его доли в совокупном общественном продукте), развитие сектора услуг и информации, появление нового типа вовлекаемых в производство ресурсов.
Современное общество может и должно рассматриваться именно как постиндустриальное согласно анализу логики развития цивилизации. В истории достаточно строго прослеживаются три большие эпохи, образующие триаду «доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное общество», где постиндустриальное общество противопоставляется предшествующим обществам по трем важнейшим параметрам:
· основному производственному ресурсу (в постиндустриальном обществе им является информация, в индустриальном — энергия, в доиндустриальном — первичные условия производства, сырье);
· типу производственной деятельности (в постиндустриальном обществе — последовательная обработка в противоположность изготовлению и добыче полезных ископаемых на более ранних ступенях развития);
· характеру базовых технологий (определяющихся в постиндустриальном обществе как наукоемкие, в эпоху индустриализма — как капиталоемкие, в доиндустриальный период — как трудоемкие).
Эта схема позволяет сформулировать положение о трех обществах, согласно которому доиндустриальное общество базируется на взаимодействии человека с природой, индустриальное — на взаимодействии с преобразованной им природой, а постиндустриальное — на взаимодействии между людьми.
Постиндустриалисты также обращают внимание на характер личностных взаимоотношений, типичных для каждого из этих периодов. Так, в доиндустриальных обществах важнейшим аспектом социальной связи была имитация действий других людей, в индустриальном — усвоение знаний и возможностей прошлых поколений, в постиндустриальном обществе интерперсональные взаимодействия становятся подлинно комплексными, что и определяет новые свойства всех элементов социальной структуры.
Акцент, который был сделан постиндустриалистами на технологическом прогрессе и кодификации теоретического знания как определяющих факторах формирования нового общества, закономерно привел к становлению теорий, в которых именно эти факторы подчеркивались еще более явно и переходили в разряд системообразующих.
Среди подобных теорий наиболее заметной стала концепция информационного общества.
В целом концепция постиндустриального общества, как и постиндустриальная доктрина, лежит в русле того направления европейской философии, в котором эволюцию человечества принято рассматривать сквозь призму прогресса знания.
В 1970-е гг. стала укореняться позиция, согласно которой знания способны обеспечивать создание и самовозрастание стоимости. Так как информатизация, по словам П. Друкера, является не чем иным, как быстрым замещением труда знаниями, термин «информационное общество» казался многим адекватным обозначением формирующегося нового строя.
Если в индустриальном обществе центральными переменными были труд и капитал, то в информационном обществе в качестве таковых выступают информация и знания, которые замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. В таблице 1 представлено сравнение различных этапов развития общества.
Таблица 1 Сравнение этапов развития общества
|
Тип общественного развития зависит от фактора производства, наиболее значимого на данном этапе. Обществу, основанному на натуральном хозяйстве, соответствуют земля и труд, а объект накопления состоит из земли и рабочей силы, индустриальному — капитал (накопление капитала в денежной и материальной форме), постиндустриальному (информационному) — информация и знание. Сейчас главным становится накопление не вещественных элементов производства, материальных объектов, а знаний и другой полезной информации, что повышает эффективность производства и способствует росту экономики.
Материальное производство становится вторичным по отношению к производству информации и знаний, происходят значительные изменения и в структуре занятости, главной производительной силой становятся работники знаний, занимающие место, принадлежавшее прежде индустриальным работникам или крестьянам.
Превращение науки в непосредственную производительную силу общества, отмеченное вначале 1960-х гг. и названное научно-технической революцией, необходимо отличать от тенденций развития информационного общества, в котором наука стала непосредственной производительной силой, знания играют решающую роль, а их производство является основным источником экономического роста.
Знания как ресурс экономики
Экономику знаний характеризует постоянный рост доли ниокр в общих расходах государства и частных фирм, а также стабильный рост капитализации высоконаучных фирм. Научные исследования свидетельствуют о стабильном росте стоимости интеллектуального капитала, не связанного напрямую с материальными ценностями, который определяется в первую очередь человеческим и структурным капиталом (наличие зарегистрированных патентов, инструкции и методики работы, система организации фирмы и т. д.). Возросла роль такого неосязаемого актива, как умение конкретного работника, коллектива решать поставленные перед ним сложные инженерные и научные задачи. Смещение производства в сторону интеллектуальных проблем хорошо можно проиллюстрировать на примере создания систем автоматического проектирования, которые благодаря применению компьютеров позволяют многократно ускорить процессы проектирования и конструирования новых изделий во всех отраслях промышленности. Таким образом, была успешно решена проблема, возникшая в связи с тем, что в условиях постоянно изменяющегося производства главным критическим моментом стало время разработки новых деталей и узлов, а не само их производство. На смену экономики «фабричных труб», когда преобладало массовое производство, пришла экономика, основанная на интеллектуальном труде, человеческом капитале.
Происходящие изменения общественного устройства в первую очередь обусловливаются становлением знаний основным фактором общественного производства, изменением структуры стоимости производимого и потребляемого продукта.
Основной характеристикой современного производства является использование знаний при производстве каждого продукта или услуги. современное производство — это преимущественно нематериальное воздействие на материальные ресурсы.
Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют всю современную экономику. В таблице 2 приведены отличия интеллектуальных ресурсов от традиционных.
Различия интеллектуальных и традиционных ресурсов
Таблица 2
|
Сопоставление традиционных ресурсов с интеллектуальными показывает, что первые характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как для знаний характерны нематериальные потоки и запасы.
В современной теории экономики, основанной на знаниях, объектом исследований является структура «знание — научно-технический прогресс». средством производства являются знания. Интеллектуальный ресурс является той непрерывно воспроизводящейся, разрастающейся и усложняющейся средой и одновременно основой, на которой строится конструкция новой экономики, при этом многие ее особенности обусловлены свойствами конструкционного материала. Мы уже представляли некоторые различия двух экономических эпох, индустриальной и настоящей, теперь обратимся к их первостепенным ресурсам. К основным свойствам знаний как специфического ресурса можно отнести следующие:
· знания являются всеобщим достоянием;
· знаниями можно только пользоваться, они не расходуются;
· сколько бы знания ни использовались, они не перестают быть полезными;
· поскольку запас знаний не убывает, каждый может ими воспользоваться без опасения, что ему не хватит;
· знания не имеют проблемы товарного дефицита — продавец знаний при их продаже не лишается последних, он остается их владельцем и может многократно продавать их (в отличие от материальных вещей);
· «себестоимость» получения знаний не зависит от их «тиражирования» и числа пользователей;
· знания не ограничены пространством;
· некоторые виды знаний чувствительны ко времени — они устаревают, иногда мгновенно;
· устаревая, знания не исчезают без следа;
· знания как экономическая категория приобретают ценность только в контексте конкретной стратегии их применений;
· замедление, тем более прекращение процесса получения знаний, консервация таким образом запаса знаний ведут к их обесценению;
· чем больше знаний, тем они, как правило, дороже и качественнее (в мире вещей наоборот: чем их меньше, тем они дороже и лучше по качеству);
· объем знаний непрерывно увеличивается (в отличие от невосполнимых материальных ресурсов);
· при каждой передаче знаний количество их обладателей увеличивается (к прежнему обладателю добавляется новый);
· любая экономическая деятельность порождает больший объем знаний (информации), чем потребляет;
· процесс воспроизводства новых знаний непредсказуем — результаты исследований не всегда зависят от вложенных в их получение средств;
· доведение знаний до потребителя может осуществляться мгновенно, в реальном времени;
· накладные расходы по воспроизводству знаний незначительны по сравнению с полной стоимостью затрат на получение знаний, где эта стоимость и концентрируется (в противоположность миру вещей, где процесс тиражирования и доведения до потребителя стоит дороже процесса создания);
· знания при их тиражировании демонстрируют возрастающую доходность в отличие от материальных продуктов;
· знания обладают уникальной способностью, их можно представить, хранить, передавать, а некоторые даже использовать в унифицированном, единообразном виде — в цифровых кодах (представить материальные и иные экономические ресурсы в столь же универсальном виде теория познания материи, возможно, и позволяет, но она не позволяет ими пользоваться в повсеместной практике).
Таким образом, основными характерными и специфическими особенностями нового экономического ресурса — знаний и информации — являются его глобальность, неисчерпаемость, нематериальность, изменчивость, универсальность представления, инвариантность к способам применения и др. На этих свойствах строится экономика знаний.
Данные, информация, знания: экономическое понятие
Центральной проблемой при исследовании знаний как экономической категории и экономики знаний как дисциплины является размытость границ терминов и понятий, отсутствие сформированных классификаций и стандартов. В частности, как уже было отмечено, термин «экономика знаний» нередко заменяется терминами «информационная экономика», «инновационная экономика». таким образом, существует потребность четкого разграничения как минимум двух понятий — знаний и информации.
Информация — это систематизированный, структурированный поток данных, используемый для осуществления какой-либо деятельности.
Данные — это неструктурированные, отдельные факты об объектах и процессах.
Основные различия между информацией и знаниями могут быть отслежены по меньшей мере по трем направлениям:
1. отчуждаемость ресурса. Информация, будучи произведенной, доступна сколь угодно широкому кругу людей, а ее усвоение человеком не предполагает ее отчуждения у кого бы то ни было. Знания доступны только их создателю и в принципе неотчуждаемы, так как передача изменяет их первоначальные качества;
2. издержки по распространению. Информация тиражируема, и издержки производства очередной копии носителя с первоначальной версии с каждым новым этапом технического прогресса стремятся к нулю. Создание новых знаний требует усвоения все большего объема данных, и поэтому каждый новый успех в приумножении знаний вызывает все большие усилия;
3. доступность ресурса.Приобретение информации требует все меньших затрат, и в этом отношении информация доступна и демократична. Знания возникают вследствие достижения личностью высокого интеллектуального уровня, и в этом отношении знания редки.
Знание, в отличие от информации, предполагает наличия мнения и убеждения. Знание — функция определенной позиции, точки зрения или намерения. знание, в отличие от информации, предполагает действие. Новые знания всегда создаются ради достижения какой-то цели. знание подразумевает значение и имеет зависящий от ситуации относительный смысл.
На основе информации вырабатываются новые подходы к истолкованию событий и объектов, проявляются скрытые связи. таким образом, информация — необходимая среда, материал для извлечения или создания новых знаний. информация — это продукт, из которого возможно получить новые знания.
Процесс получения знаний можно представить следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. взаимосвязь информации, данных и знаний
Знания — структурированная и систематизированная информация, предназначенная для решения определенных задач или обеспечения жизнедеятельности человека.
В процессе управления знаниями используется различная по назначению информация, поэтому необходимо рассмотреть вопросы классификации знаний. Классификация знаний необходима для систематизации и упорядочивания деятельности предприятия по управлению знаниями.
Классификация знаний
Несмотря на многообразие и некоторую расплывчатость в определении столь сложного понятия, как «знание», многие исследователи единодушны в том, что вся совокупность знаний может быть разделена на следующие классы:
• эмпирические знания;
• теоретические знания;
• личностные знания;
• организационные знания;
• неявные знания;
• явные знания.
К эмпирическим знаниям относятся наблюдения, наблюдаемые явления.
К теоретическим знаниям относятся законы, теории, абстракции, обобщения.
По существу, наличие этих двух классов вытекает из теории познания. Гносеологическая цепочка, как известно, включает:
<факт - обобщенный факт - эмпирический закон - теоретический закон>.
Теория - это не только стройная система обобщения научного знания, это также способ производства новых знаний. Основными методологическими критериями научности знания являются: внутренняя согласованность, объективность, системность, историзм.
К личностным профессиональным знаниям относятся:
• знания познавательного плана («знаю, что») - глубокое владение предметом и сферой деятельности, достигаемое профессиональным путем интенсивного обучения (теоретического, эмпирического) и сертификации;
• прикладное мастерство («знаю, как») - способность применять правила и методы, относящиеся к предмету и сфере деятельности, для решения возникающих задач и проблем. Прикладное мастерство - наиболее распространенный профессионализм, создающий ценности;
• системное представление («знание, почему») - глубокое понимание всей системы взаимосвязей и взаимоотношений, причин и следствия, лежащих в основе определенной сферы деятельности;
• личная мотивация творчества («хочу знать, почему») - активная настроенность, внутренняя заинтересованность и воля к достижению успеха. Организации, культивирующие у своих сотрудников мотивацию к творчеству, имеют лучшие предпосылки для оперативной реакции на изменения в бизнес-среде, успешнее конкурируют на рынках новых товаров, продуктов и услуг.
К организационным знаниям относятся стратегические доктрины и программы, теоретические знания конкретной сферы деятельности, технологические и производственные стандарты, правила и инструкции, коммерческие знания. Организационные знания являются совокупностью знаний каждого из сотрудников, но не простой суммой, а специально отобранной и тщательно проверенной в практике деятельности групп, подразделений, отделений и компании в целом.
Неявные знания
К неявным знаниям (tacit knowledge), с учетом вышеизложенных определений, относятся опыт, мастерство, культура мышления, интуиция, хранящиеся в нейронных структурах головного мозга как результат генетической наследственности, образования и приобретенного жизненного опыта. Неявное знание - это способность человека к адаптации в меняющихся условиях.
Неявные знания существуют в умах специалистов, развиваясь во времени, через опыт, почерпнутый из профессиональной деятельности, книг, наставничества, а также обучения. Неявные знания зависят от жизненных ресурсов личности, от ее биофизических свойств и психологического потенциала.
Опыт (experience) и эксперт (expert) - связанные слова и понятия. Оба они происходят от латинского глагола, означающего «подвергнуть проверке». Эксперты, люди с глубокими знаниями по предмету, были обучены и проверены опытом.
Одним из преимуществ опыта является его опора на историческую перспективу, с позиций которой рассматриваются и понимаются новые ситуации и события. Знание, рожденное опытом, распознает схожие ситуации и обнаруживает связь с тем, что было.
Применение опыта может быть таким простым, как выявление в бизнесе сезонных спадов в продажах, но может быть и таким сложным, как ощущение ученого, что новое направление исследований сулит полезные результаты.
Если знания специалиста и эксперта не пополняются на основе непрерывной научной и практической деятельности, если эксперт перестает проверять себя и развиваться, его опыт становится неким устоявшимся мнением или догмой.
Неявное знание работает через эвристики - некие гибкие руководства к действию, формирующиеся посредством проб и ошибок в результате наблюдений и эволюции мыслительной деятельности мозга. Весьма часто с помощью эвристик специалист приходит к ответу интуитивно, не осознавая и не понимая, как это происходит.
Опыт, интуиция и культура мышления, передающиеся по наследству и будучи сформированными, отчасти образованием, обеспечивают знанию способность преодолевать сложность. Известное искушение - найти простые ответы на сложные вопросы, найти простые решения сложных проблем, работать с неопределенностью как будто ее не существует, - чаще всего не ведет к успеху. Применительно к данному контексту, здесь уместно привести известное определение такой современной науки в области оптимизации управления, как исследование операций, данное Томасом Саати: «Исследование операций - это наука о том, как в сложных случаях давать посредственные советы, когда иными способами могут быть даны советы заведомо более худшие».
Явные знания
К явным знаниям (explicit knowledge) относятся описания теорий, методов, методик, технологий, механизмов и машин, конструкций, систем и т. п.
Явные знания хранятся на реальных физических носителях (в книгах, бумажных документах, рисунках, схемах, фильмах, аудио и видео записях, магнитных и электронных файлах и базах данных и т.п.).
То есть к явным знаниям относятся многочисленные компоненты информационных систем компании, такие, как:
· данные (файлы с данными, базы данных, базы инструкций и правил регламентного характера);
· документы (файлы с текстами в разных форматах);
· программы (расчетные, аналитические, управления данными, графические, экспертные), реализующие разнообразные алгоритмы решения задач;
· адреса ресурсов и ссылки, фиксирующие местонахождение различных информационных ресурсов в архивах компании и в сетях интранет и Интернет.
К явным, четко структурированным и проверенным знаниям относятся и описания объектов интеллектуальной собственности (ИС). Применительно к научно-технической и производственной сфере патентуемыми объектами интеллектуальной собственности являются изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. К неохраняемым патентами объектам ИС относятся ноу-хау, техническая документация, результаты НИОКР. Объектами авторского права являются программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем.
Устоявшаяся классификация объектов ИС научно-технической и производственной сферы приведена на рис 1.2.
Рис. 1.2. Классификация объектов интеллектуальной собственности |
Иначе говоря, явные знания компании - это все то, что остается в ее офисах, когда все сотрудники уходят домой, и без чего в значительной мере также невозможна их эффективная деятельность.
Явные знания, несмотря на стремительный рост их объемов в книгах, журналах, электронных базах и сетях, являются лишь частью всех знаний. Обучение по книгам, через Интернет - это работа только с явными знаниями.