Роль конкуренции в современной рыночной экономике

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.

В России началом создания антимонопольного законодательства стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Практика антимонопольного регулирования показывает, что антиконкурентные действия (бездействия), соглашения, согласованные действия со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления препятствуют формированию единого экономического и правового пространства, обеспечению экономической свободы предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса.

Закон о защите конкуренции в ст. ст. 15 и 16 устанавливает перечень запретов, касающихся актов, действий, соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи - не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:

- контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

- контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (свыше 35 %);

- предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Вантимонопольном законепредусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.

Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется.

Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.

Состояние конкурентной среды напрямую влияет на конкурентоспособность национальной экономики на внутреннем и на внешнем рынках. К сожалению, за последние годы, рейтинг как текущей, так и перспективной конкурентоспособности России постоянно снижается. Среди 120 стран мира Россия занимает места после 60-го по качеству услуг, оказываемых государством малому бизнесу по открытию своего дела, по инновационным процессам создания интеллектуальной собственности и по общим макроэкономическим показателям. До сих пор не решены основные задачи административной реформы по разделению функций регулирования и надзора, очень слабо развита координация деятельности государства и бизнеса области защиты конкуренции.

Для нормальной действенности рыночной экономики в нашей стране требуется, для начала, благоприятное конкурентное окружение. Формирование конкурентной среды достаточно трудный процесс, исходя из практики и ясности определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть обусловлена, как исторически конкретная социально-экономическая структура коллективного производства, особенный образ социально-экономических связей между субъектами и объектами, обеспечивающую товарно-денежный обмен, устроенный по законам товарного производства. Конкурентная среда, как рыночная экономика в целом – не стихия и не безвластие – действующая в соответствии рассчитанным целевым программам. Присутствие такой среды свойственно для рыночной экономики – особенной стадии в развитии общественного производства. Не каждое товарное производство и рынок зарождают рыночную экономику, но всякая рыночная экономика опирается на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

В нашей стране сформировался особенный образ монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Основаниями его появления были: ликвидация рыночных условий хозяйствования в результате пренебрежения законов товарного производства; устранения конкуренции; доминирование централизма и бюрократии в управлении экономикой; искусственная концентрация и ограниченная специализация производства.

В России до настоящего времени не создан полноценный рынок факторов производства, что характеризуется отсталостью рынка труда и невысокой подвижностью рабочей силы, кризисной обстановкой на рынке финансов. Помимо этого, продолжают наличествовать высокие региональные ограничения свободного передвижения товаров, денег и рабочей силы. В следствии совершается локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся различным проявлением регионального монополизма со стороны, как хозяйствующих фигур, так и местных органов власти. Отличительной особенностью российской экономики является региональная некоммуникабельность многих рынков. Которая усугубляется отсталостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием нужных информационных систем, воздействиями местных администраций вводящих какие либо ограничения на импорт или экспорт товаров из регионов, а так же большими тарифами на транспортировку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.

Можно сделать вывод, что в России организованы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В следствии объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по уменьшению доли государственного сектора в экономике, урезанию сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической среды на товарных рынках.

Заключение

Конкуренция проявляется как соперничество, происходящее между участниками рыночной экономики за получение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Она проявлялась во все времена как «война всех против всех».

Рыночная конкуренция за выживание и экономическое преуспевание среди производителей обретает наиболее цивилизованную форму, если она покоряется регулированию со стороны общества в облике государства.

Конкуренция является необходимым и обусловливающим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как и всякое явление, конкуренция обладает положительными и отрицательными сторонами. К положительным сторонам можно отнести: активизацию инновационного процесса; эластичная адаптация к спросу; высокое качество товара; минимум производственных издержек; высокую производительность труда и т.п. К негативным сторонам можно отнести: победа одних и поражение других игроков рынка; чрезвычайная эксплуатация природных ресурсов; экологические нарушения и т.п. Непомерная монополизация без надлежащего контроля со стороны государства может привести к формированию государства в государстве. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, низкому качества товара, пропадают стимулы отыскивания более действенных решений функционирования в экономике. Конкуренция при всех её позитивных и негативных сторонах, является значимым элементом рыночного устройства саморегулирования. Рынок является показателем общественно необходимых надобностей общества, в нужном количестве материальных благ. С другой стороны рынок показывает о состоянии и потенциалах общественного производства в создании необходимых обществу материальных благ.

Список используемой литературы

1. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов/ Под ред. Л.П.Куракова, В.Л.Куракова. – М.: Вуз и школа, 2001. – С. 572.

2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2006. – С. 152-160.

3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Сидоровича А.В.: МГУ им. Ломоносова М.В. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – С. 482-484.

4. Кимельман,С. К проблеме государственной собственности// экономист. 2010. №8. С.10-15.

5. Курс Экономики: Учебник/Под ред. Б.А.Райзберга. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2008. – С. 99-107.

6. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 323-328.

7. Мартыненко,Т. Государственная собственность: региональный аспект// Экономист. 2010. №1. С.68-71.

8. Макконнел К., Брю С. Экономсикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 2005. – С.108-135.

9. Микроэкономика: практический подход: Учебник / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 234-235.

10. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. – 4-е изд., исправл. и доп. – М.: КНОРУС. – 2004. – С. 367-371.

11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Норма – ИНФРА – М, 2007. – С. 276-278.

12. Нуреев Р.М. Политическая экономия. – М.: МГУ, 2003. – С.115-130.

13. Российский статистический ежегодник. – М., Росстат, 2009. 795 с.

14. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Норма-ИНФРА - М, 2006. – С. 256-259.

15. Экономика / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юрист, 2002. – С. 182-196.

16. Экономико-юридический словарь / Под ред. проф. Тимирясова В.Г. – Казань: Изд-во «Таглимат»,2006. – С. 678.

17. Экономическая теория / Под ред. Архипова А.И., Ильина С.С. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – С. 412-418.

18. Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – С.-Пб.: Питер, 2000. – С. 356-367.

19. Экономика переходного периода: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и др. экон. Специальностям / Красникова Е.В. – М.: Омега-Л, 2005. – С. 97-101.

20. Экономическая теория(политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. Видянина В.И., акад. Журавлевой Г.П. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.118-123.

21. http://www.gks.ru

22. http://www.ieml.ru

Наши рекомендации