Аргументы против и в пользу «классической» модели построения круглогодичной тренировки
Аналитический обзор литературы, проведенный В.II. Черкашиным (2000) показал, что примерно 20-25 последних лет вокруг вопроса о построении модели круглогодичной тренировки в специальной литературе идет активная полемика. Особенно это касается вопросов подготовки спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства. Причем противоположные позиции в споре заняли наиболее авторитетные специалисты: Л.П. Матвеев. К).В. Верхошанскнй, А.П. Бондарчук, В.П. Филин, Ф.П. Суслов. В.В. Петровский, В.П. Платонов. Л.П. Воробьев. А.В. Ивойлов, Б.II. Шустин и ряд других. Вряд ли еще найдется проблема в теории и методике спортивной тренировки, где бы наблюдалось наличие столь противоречивых взглядов. Прежде всего острие критики направлено в сторону модели построения круглогодичной тренировки, предлагаемой Л.П. Матвеевым и его сторонниками.
Так, В.В. Бойко (1987), Ю.В. Верхошанскнй (1992), В.П. Селуянов (1998) обвиняют традиционную модель построения годичного тренировочного цикла в эмпиризме, в отсутствии глубокого теоретического обоснования. По мнению В.В. Бойко (1987), эмпирико-аналитнческне методы способствовали и до сих пор способствуют постепенному повышению эффективности тренировочного процесса, но они не в состоянии радикально улучшить систему тренировки.
В качестве основы для создания действительно научной системы построения тренировочного процесса В.В. Бойко и Ю.В. Верхошанскнй предлагают теорию адаптации. В ответ Л.П. Матвеев (1998, 1999, 2000), В.П. Платонов (1996, 1998), Ф.П. Суслов и В.П. Филин (1991, 1998) аргументированно заявляют, что в основе критикуемой модели лежит не только адаптационная теория, но и теория развития, подкрепленная практикой спорта.
По мнению А.Н. Воробьева и А.В. Ивойлова, к ложным мерам следует отнести прежде всего применение в косной форме теории периодизации, разнонаправленное изменение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, создание так называемой «базы спортивной формы», переход тренировочной работы в спортивные результаты через длительный период времени и т.д. Онисчитают, что физические качества, достигшие высокого уровня, нельзя «запасти впрок». При резком снижении тренировочной нагрузки в течение 7-10 дней сразу же снижается и результативность. С ними в этом пункте соглашается А.П. Бондарчук (1985) и не соглашается Ю.В. Верхошанский (1985).
Ю.В. Верхошанский (1985, 1992) также обращает внимание (и с ним солидарен В.В. Бойко) на «пренебрежительное» отношение Л.П. Матвеева к планированию сроков тех или иных этапов макроцикла. Он говорит, что решающим здесь должен быть учет закономерностей долговременной адаптации организма спортсмена к тренирующим воздействиям. Нельзя подстраиваться под календарь соревнований, календарь не может быть основой в программировании тренировочного процесса. Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин и В.Н. Платонов считают иначе.
Н.Г. Озолин (1970) утверждал, что направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию, а не наоборот. Деление на этапы и периоды помогает планировать процесс тренировки, эффективнее оформлять содержание подготовки по задачам и по времени. В тех случаях, когда этап спортивного онтогенеза не совпадает со сроками Олимпийских игр, можно существенно ускорить или замедлить процесс подготовки, чтобы достигнуть высшей работоспособности именно к олимпийскому старту.
Его поддерживает В.Н. Платонов (1986, 1998), отмечая несостоятельность подхода к обоснованию рациональной структуры макроциклов на основе выборочного использования отдельных факторов, сколь бы значимыми ни казались они сами по себе. Стремление построить тренировочный процесс, говорит он, на основе использования только закономерностей формирования адаптации (применительно к повышению приспособительных реакций морфологического, физиологического или биохимического характера) достаточно плодотворно при решении только локальных задач спортивной тренировки. Возведение этого подхода в ранг общих закономерностей, которые лежат в основе построения тренировочного макроцикла, является серьезной методологической ошибкой, способной самым отрицательным образом сказаться на качестве тренировки. Заметим, что такие попытки в последнее время становятся частыми (ТзсЬлепе Р., 1991, 1992; Верхошанский Ю.В., 1993. 1998; Смирнов М.Р., 1999; и др.), и поэтому тезис В.Н. Платонова остается актуальным.
А.Н. Воробьев, А.В. Ивойлов (вместе с ними В.В. Бойко, Л.II. Бондарчук и К).В. Верхошанский) считают, что использование в значительном объеме средств ОФП (особенно па ранних этапах макроцикла) ведет к тому, что в организме спортсмена формируются адаптационные процессы, направленные мимо поставленной цели, во многих случаях - в противоположную сторону. Следовательно, эффективными могут быть лишь те упражнения, которые имеют сходство с соревновательным упражнением по проявляемым двигательным качествам, кинематическим и динамическим характеристикам, особенностям энергообеспечения мышечной деятельности. Если мы готовим спринтера, считает, к примеру, В.В. Бойко (1987), то неразумно строить тренировку так, чтобы соответственно по этапам делать из него вначале стайера, затем переделывать в средневика и наконец в спринтера. Тренировочный сбор по ОФП, особенно напряженный, - мощный фактор дезорганизации целенаправленной специальной адаптации организма.
Здесь налицо явное желание приписать сторонникам Л.П. Матвеева представление о средствах ОФП как упражнениях, бесконечно далеких от специфических средств тренировки в осваиваемой спортивной дисциплине. Однако Л.П. Матвеев всегда подчеркивал необходимость адекватного подбора средств; ОФП для представителей тех или иных видов спорта и выступал против их унификации (1977. 2000).
Принципиально важным является вопрос о характере изменения тренировочных нагрузок в макроцикле. Сторонники Л.П. Матвеева выступают за постепенное, волнообразное изменение интегрального показателя объема и интенсивности нагрузки. А.Н. Воробьев (1977, 1989) и его последователи (Ивойлов А.В., 1982; Ивойлов А.В., Чуксин Ю.В., Шубин Ю.К. и др., 1986) видят преимущество скачкообразного изменения нагрузок, объясняя, что оно более предпочтительно, чем постепенное. Причем речь идет о скачкообразном изменении обоих компонентов нагрузки (объема и интенсивности) одновременно.
В ответ на этот тезис А.Н. Воробьева сторонники Л.П. Матвеева аргументированно заявляют следующее. Да, скачкообразное увеличение нагрузок может в ряде случаев дать более выраженный прирост спортивной результативности в данном макроцикле, но только в том случае, если не будет срыва адаптации (перетренировки), который может очень легко наступить при таком подходе. К тому же спортсмен, слишком сильно прибавивший в результатах за счет скачка в нагрузках, не сможет достаточно долго удержаться на этом высоком уровне, и его результаты затем неизбежно упадут, опять-таки, на значительно более низкую ступень. Большие колебания результата не оправдывают себя, - это «неэкономично» для функционирования человеческого организма. Поэтому скачкообразный характер изменения нагрузки возможен только в подготовке высококвалифицированных спортсменов, спортивная карьера которых близка к завершению. Во всех остальных случаях есть смысл придерживаться постепенного, плавного изменения нагрузок.
В.В. Петровский (1978) также выступает за одновременность решения всех задач подготовки, за плавное возрастание объема и интенсивности нагрузок. Однако при этом он ратует и за ликвидацию этапов общей и специальной подготовки, за стандартизацию по определенным параметрам недельных циклов, которые используются в периоды развития и сохранения спортивной формы, чем входит в определенное противоречие с базовой концепцией Л.П. Матвеева.
Свои собственные взгляды по этому аспекту построения годичного цикла тренировки имеют Ю.В. Верхошанский и А.П. Бондарчук. На их теоретических воззрениях мы далее остановимся отдельно.
14.4. Суть альтернативных положений модели построения
Тренировочных макроциклов,