Но есть определенные преимущества и в американской схеме: разработчики меньше отвлекаются от своего основного вида деятельности – создания новых систем.
Персонал нашего Центра, работающий во вспомогательных помещениях, в соответствии с функциональными обязанностями был разделен на группы. Каждая группа имеет свои специально оборудованные комнаты.
Анализ телеметрической информации о состоянии бортовых систем и разработка рекомендаций о порядке дальнейшего использования бортовой аппаратуры производятся в группе анализа, которую возглавлял Александр Петрович Федосеев Детальную разработку программы полета на текущие сутки с учетом конкретно сложившейся ситуации осуществляла группа планирования, которой руководил Виктор Петрович Карзанов.
За проведение баллистических расчетов и обеспечение всех служб баллистической информации несла ответственность группа баллистики.
В состав службы управления входили также группа по научным экспериментам, группа сбора телеметрической информации, группа медконтроля, группа метеообеспечения, группа переводчиков и ряд других.
Центр управления при полете корабля работает круглосуточно. Контроль за состоянием корабля и экипажа осуществляется и тогда, когда экипаж спит. Центры готовы в любой момент прийти на помощь экипажу.
ПОДГОТОВКА
ПЕРСОНАЛА
Готовить персонал по управлению полетом кораблей «Союз» и «Аполлон» мы начали в нашем Центре более чем за год до старта. В апреле и августе 1974 года были проведены летные испытания беспилотных кораблей – «Космос-638» и «Космос-672». Затем в декабре 1974 года был успешно выполнен полет корабля «Союз-16» с космонавтами Анатолием Васильевичем Филипченко и Николаем Николаевичем Рукавишниковым на борту. В этом полете с максимально возможной степенью приближения отрабатывались все элементы предстоящего совместного эксперимента по программе ЭПАС.
В американском Центре управления: Ю. Сернан – помощник технического директора проекта, Г. Ланни – технический директор проекта, И. Н. Милюков – советский переводчик, A. С. Елисеев – руководитель полета с советской стороны, B. Г. Кравец – один из сменных руководителей полета в советском Центре управления, П. Франк – руководитель полета с американской стороны. |
Подготовка к совместному полету включала в себя и ознакомление с устройством второго корабля, участвующего в полете. Мы изучали системы «Аполлона», американцы знакомились с «Союзом». Это изучение не было настолько глубоким, чтобы уметь управлять кораблем другой стороны, но вполне достаточным, чтобы понять, как будут выполняться совместные операции и какие возможности есть у другого корабля по выходу из нерасчетных ситуаций.
Специалисты по управлению полетом в сентябре и октябре 1974 года побывали друг у друга в Центрах, прослушали лекции по устройству систем кораблей, ознакомились с макетами и тренажерами, получили необходимую описательную документацию. В конце декабря 1974 года была проведена первая проверка всех видов связи между Центрами управления.
С января 1975 года в обоих Центрах начались тренировки по управлению полетом. Поначалу они были автономными, когда каждая сторона готовилась к управлению своим кораблем. Но для ЭПАС этого было недостаточно. Поэтому в марте, мае и в конце июня 1975 года проводились совместные тренировки двух центров с участием первых экипажей, во время которых достаточно полно имитировался реальный полет.
Чтобы предельно точно воссоздать на Земле обстановку, которая царит в корабле и Центре управления во время полета, требуется обширный комплекс средств. Такой комплекс был создан, и работу его можно представить следующим образом.
Экипаж находится в кабине-имитаторе, представляющей собой аналог космического корабля (его физическую модель) с полным совпадением внутреннего интерьера и пультов управления. С имитатором сопряжена цифровая вычислительная машина, моделирующая отдельные системы корабля и процессы на его борту, параметры которых затруднительно получить с физической модели (тепловые процессы, заправочные давления, пространственное движение).
Экипаж, работая в имитаторе, выдает команды с пультов и получает информацию о состоянии корабля. На имитатор из Центра управления выдаются радиокоманды. Имитатор и моделирующая ЦВМ выдают в Центр управления телеметрическую информацию о состоянии корабля.