Перед полетом советские космонавты и американские астронавты отведали с космического стола своих коллег и остались довольны вкусовыми качествами и того и другого рациона.
Те, кто во время полета смотрели телевизионные репортажи, могли убедиться, с каким удовольствием экипажи обедали на орбите.
Система терморегулирования «Аполлона» отличается от нашей тем, что в ней кроме холодильников-конденсаторов есть еще и испарители избыточной воды, которую вырабатывает электрохимический генератор. Кстати, экипаж может лишнюю воду выбрасывать за борт корабля, если система терморегулирования обходится без нее, выброс может происходить и автоматически.
Подобный способ американские специалисты применили и в отношении других жидких отходов. Хотя, нам кажется, это далеко не самое лучшее решение. Ведь часть выбрасываемой жидкости неизбежно осаждается на наружной поверхности корабля, попадая в том числе на оптику. К тому же поблизости от корабля появляется ледяное облако. В ходе переговоров мы неоднократно спорили с американскими коллегами о преимуществах советской и американской систем.
Любопытно, что во время полета мы вернулись к теме этого спора неожиданным и забавным образом. Вскоре после старта «Аполлона» из Центра в Хьюстоне сообщили, что по результатам проверки бортовых систем американские астронавты заподозрили неполадки как раз в устройстве сброса жидких отходов.
В дальнейшем, правда, все оказалось в норме. Тем не менее корреспондент французского агентства Франс Пресс не преминул пошутить по этому поводу. В своем репортаже о стыковке, которая, если помните, произошла на три минуты раньше назначенного срока, он передал: «Стыковка произошла раньше, потому что астронавты спешили в «Союз». Говорят, на «Аполлоне» отказал туалет».
При разработке системы регулирования окружающей среды стыковочного модуля американские специалисты широко использовали имеющийся задел агрегатов, разработанных для лунной программы «Аполлона». При этом далеко не самую последнюю роль сыграло желание свести финансовые затраты к минимуму. Как подчеркивал доктор Р. Смайли: «Хороший инженер – это инженер, решающий поставленную задачу хорошо и с минимальными затратами средств и времени».
В целом система регулирования окружающей среды стыковочного модуля у американцев достаточно проста. Ее функции ограничиваются регулированием давления компонентов атмосферы в заданных пределах, подачей азота или кислорода из емкостей со сжатыми газами и созданием необходимых тепловых условий внутри корабля, что достигается за счет внешней изоляции корпуса и вентиляции внутреннего объема.
ИСПЫТАНО
НА ЗЕМЛЕ,
ПРОВЕРЕНО
В КОСМОСЕ
Без наземных испытаний ни одна гайка и ни один болт не могут быть поставлены на космический корабль. Тем более, если речь идет о такой ответственной части конструкции корабля, как системы жизнеобеспечения.
Еще в начале работ по программе ЭПАС было решено, что на определенных этапах испытаний будут присутствовать специалисты обеих сторон.
Испытания систем корабля «Союз» проводились в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина с января по апрель 1974 года. Для испытаний изготовили обитаемые отсеки корабля – спускаемый аппарат и орбитальный модуль, с установленными в них системами жизнеобеспечения, пультами управления и индикации, средствами связи и телевидением. Отсеки выполнялись по чертежам летной машины с некоторыми отклонениями, необходимыми для безопасности испытателей. Стыковочный модуль имитировался специальным макетом. Все отсеки были состыкованы и установлены в барокамеру. Для проведения испытаний, управления макетом, контроля и регистрации технических параметров, поддержания теплового режима в макете, заправки газами его систем был использован наземный испытательный комплекс.
В соответствии с программой испытания проходили в три этапа. Так удобнее сразу же по ходу работы вносить необходимые доработки, с тем чтобы на конечном этапе испытаний участвовали системы, полностью готовые,– аналоги летных систем.
Группа американских специалистов у памятника Ю. А. Гагарину в Звездном городке. |
На первом этапе подвергались проверке отдельные системы, их взаимодействие без участия экипажа испытателей. Второй этап испытаний проводился уже с участием экипажей испытателей. Имитировались все этапы планируемого полета кораблей «Союз» и «Аполлон» в реальном масштабе времени – от старта до посадки «Союза». Потом продолжили испытания до полной выработки ресурса регенерационных установок, чтобы оценить их Реальные запасы. Непрерывное время испытаний составило 9 суток. Причем режим труда и отдыха испытателей был составлен на основе полетной программы экипажа космонавтов корабля.
На втором этапе провели сброс давления до 520 мм ртутного столба, «разыграли» стыковку кораблей, «переход» на «Союз» двух «американских астронавтов», расстыковку кораблей и посадку «Союза». Во время испытаний проверялись аварийные ситуации и отрабатывались действия экипажа. Например, на вторые сутки «полета» была отключена автоматика регенерационной установки. Испытатели в течение суток вручную управляли системой, обеспечивая требуемое содержание в атмосфере кислорода и углекислоты. При имитации стыковки кораблей считали, что она удалась только с третьей попытки. Поэтому испытатели в течение 8 часов непрерывно находились в скафандрах, да еще при этом был включен только один вентилятор системы вентиляции скафандров. Испытатели чувствовали себя нормально и все операции выполняли успешно.
Время совместной работы двух экипажей в корабле «Союз» было увеличено до четырех часов. Регенерационные установки не подвели. Они обеспечили нормальные условия жизнедеятельности двух экипажей. Между прочим, в реальном полете так и произошло.
Советские и американские специалисты у пульта визуального контроля параметров атмосферы корабля «Союз» во время испытаний. Слева направо: стоят – Р. Граф, Е. Зайцев, У. Гай, сидят – В. Эллис, В. Свирин, Д. Хьюс. |
После окончания испытаний «совместного полета» в момент расстыковки кораблей провели имитацию разгерметизации орбитального модуля. Испытатели 28 часов просидели в скафандрах в спускаемом аппарате. Более того, во время выполнения операции «посадка» был разгерметизирован спускаемый аппарат. Давление в нем понизили до 8 мм ртутного столба. Испытатели в скафандрах в разгерметизированном спускаемом аппарате работали около часа, но чувствовали себя хорошо и успешно выполнили все «посадочные» операции.
Во время третьего этапа испытаний проверялась работоспособность комплекса систем жизнеобеспечения в условиях, максимально приближенных к штатному полету корабля. Испытания проводились с участием экипажа испытателей, которые имитировали совместную деятельность экипажей «Союза» и «Аполлона». На испытаниях присутствовали американские специалисты пятой рабочей группы. По их просьбе изменялись параметры теплового режима макета, было увеличено время пребывания в «Союзе» и стыковочном модуле испытателей, изображавших американский экипаж.