Однако расчеты показали, что предлагаемая нами атмосфера тоже гарантирует безболезненный переход на дыхание чистым кислородом с давлением 260 мм ртутного столба.

В 1973 году многочисленными экспериментами в СССР были подтверждены теоретические основы принятого решения. Правда, некоторые системы пришлось переработать, ввести дополнительные агрегаты, но зато схема перехода получилась простой и безопасной. Наши американские коллеги взяли на себя разработку переходного шлюза – стыковочного модуля.

Найденный путь обеспечения совместимости атмосфер внутри «Союза» и «Аполлона» значительно упростил процедуру переходов. Видимо, такая двухкомпонентная азотно-кислородная атмосфера с общим давлением в пределах 500 – 600 мм ртутного столба при парциальном давлении кислорода 150 – 200 мм будет применяться в будущих космических кораблях и станциях. Она обеспечивает комфорт во всех отношениях: для человека, для работы аппаратуры, для перехода на работу в скафандрах.


«СОЮЗ» ГОТОВИТСЯ
К ВСТРЕЧЕ

После принятия решения относительно того, что нужно сделать, чтобы различия в атмосферах советского и американского кораблей не стали существенной преградой для космонавтов и астронавтов в их совместной работе на орбите, представить, как будут работать системы и осуществляться переходы, не составляло труда.

На стартовой позиции, в спускаемом аппарате корабля «Союз», где находится экипаж, пока еще нормальная земная атмосфера. Работает система регенерации, пополняя запасы кислорода и поглощая углекислоту. После герметизации орбитального модуля в него дополнительно подается кислород. Давление становится на 125 мм ртутного столба выше атмосферного. Этот излишек создаст затем необходимое парциальное давление кислорода, когда общее давление воздуха в «Союзе» будет понижено до 520 ± 30 мм ртутного столба.

На орбите давление между спускаемым аппаратом и орбитальным модулем «Союза» выровняется, когда космонавты откроют люк между ними. Вентиляция перемешает воздух в обоих отсеках. Заработает регенерационная установка орбитального модуля, давление обитаемых отсеков «Союза» понизится до 520 мм ртутного столба, с тем чтобы до стыковки и перехода космонавты пробыли в такой атмосфере не менее суток. В стыковочном модуле при переходе в «Союз» или при выходе из него создается атмосфера, близкая к нашей. А при переходе в стыковочный модуль из «Аполлона» или обратно там создается атмосфера чисто кислородная.

После расстыковки кораблей обитаемые отсеки «Союза» наддуваются запасенным воздухом до давления 800 мм ртутного столба, и перед спуском с орбиты «Союз» восстанавливает свои привычные параметры.

Что касается «Аполлона», то его экипаж еще до посадки в корабль на стартовой позиции переходит на дыхание чистым кислородом от специальных переносных систем (то есть проходит процесс десатурации). После посадки экипажа давление в кабине начинает повышаться за счет подачи кислорода для дыхания. Однако внутреннее давление не может превысить наружное более чем на 258 ± 15 мм ртутного столба. За этим следит специальный клапан. На участке выведения внешнее давление падает, уменьшается и давление в кабине: заданный перепад по отношению к внешнему поддерживается во время всего полета.

Описанный здесь процесс был очень точно выдержан в ходе полета. Значит, все, что задумали, сумели надлежащим образом выполнить.

Какие же основные изменения претерпела система жизнеобеспечения корабля «Союз», предназначенного для совместного полета?

Во-первых, были внесены изменения в систему обеспечения газового состава, чтобы предусмотреть возможность создания атмосферы с давлением 490 – 550 мм ртутного столба. Кроме того, в связи с переходом на атмосферу с таким давлением, а также предстоящей совместной работой двух «экипажей, пришлось сделать и некоторые другие изменения.

Например, установили дополнительные поглотители углекислого газа как в спускаемом аппарате, так и в орбитальном модуле – ведь на «Союзе» ожидались гости.

В связи с понижением общего давления в корабле добавили особую подсистему наддува отсеков, чтобы в случае непредвиденного падения давления поддерживать его на нужном уровне все то время, которое необходимо, чтобы надеть скафандры, покинуть орбитальный модуль и подключить скафандры к блоку подачи газовой смеси.

Система обеспечения газового состава претерпела и другие изменения.

Для совместного полета потребовалось доработать систему терморегулирования, поскольку в орбитальном модуле установили радиостанцию «Аполлона», нуждающуюся в охлаждении. Кроме того, потребовались дополнительные меры для тепловой защиты элементов конструкции «Союза» от воздействия факелов двигателей «Аполлона» при стыковке.

И, наконец, стоит ли говорить, что пришлось подумать даже об упаковке бортовых рационов питания. Ведь до сих пор консервные банки и тубы с соками и первыми блюдами запаивались при давлении 760 мм ртутного столба. Чтобы при пониженном давлении часть содержимого не выбрызгивалась, консервные банки стали запаивать при давлении 200 – 300 мм ртутного столба, а для вскрытия туб сделали специальное приспособление, исключающее выбрызгивание.


ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТЬ

Пожар – это всегда бедствие. В атмосфере с повышенным по отношению к воздуху содержанием кислорода, при насыщенности небольших по объему отсеков космического корабля электронной аппаратурой, кабелями, неметаллическими материалами проблема обеспечения пожаробезопасности превращается в одну из главнейших. Она преследует специалистов от начала проектирования до окончания эвакуации экипажа из корабля после приземления.

Наши рекомендации