В процессе передачи автоматически контролируются работоспособность и исправность аппаратуры наземной станции, правильность выдаваемой информации.
На борту команды поступают в приемные устройства, дешифруются и подготавливаются для выдачи на исполнительные органы соответствующих систем корабля или вводятся в запоминающие устройства.
В зависимости от результатов дешифровки командной информации бортовой аппаратурный комплекс командной радиолинии передает на наземную станцию так называемую «квитанцию», проще говоря, повторяет полученные сигналы.
«Квитанция» сличается с информацией, выданной на борт космического корабля. Если они идентичны, то автоматически вырабатываются сигналы, которые разрешают исполнение команд на борту космического корабля. Если же не идентичны, то передача команд повторяется.
Советские и американские специалисты испытывают совместимые средства связи на летном образце корабля «Аполлон». Космический центр имени Дж. Кеннеди. Февраль 1975 года. |
Атмосферные радиопомехи или сигналы посторонних радиостанций, работающих на тех же или соседних частотах, не воспринимаются аппаратурой на борту корабля как «команды». Во-первых, потому, что они не имеют характерной для командной информации кодовой комбинации, а во-вторых, значительно слабее сигналов станции слежения. Ну, а чтобы в бортовой дешифрующей аппаратуре случайно не образовалась ложная команда, до прихода специальной кодовой комбинации дешифратор выключается. В наземной же аппаратуре командной радиолинии формирование случайной команды исключено за счет многократного дублирования шифрующей аппаратуры. Если ошибка вдруг возникнет в результате появления неисправности, она будет исправлена. Если возникнет неисправность в бортовой дешифрующей аппаратуре, когда идет прием команды, то кодовая логическая связь, естественно, будет нарушена. В таком случае автоматически вырабатывается сигнал, запрещающий исполнение, а на Землю посылается «квитанция» об этом.
Ограничивает до минимума возможность появления случайной, ложной команды линия контроля правильности командной информации. Кроме того, даже если какая-либо команда не пройдет на борт, то не произойдет нарушения принятой программы полета. Дело в том, что любая из радиокоманд, которая может быть подана в совместном полете, дублируется средствами бортовой автоматики или командой, подаваемой с пульта космонавтов. Команды, которые нужны на определенных этапах полета, принимаются и исполняются только на этих этапах полета.
К вопросам совместимости относился и вопрос выбора освещения. Корабли «Союз» и «Аполлон» снабжены многоцелевой системой освещения, которая дает возможность проводить эксперименты внутри и снаружи, кино- и фотосъемки, телерепортажи. В распоряжении экипажей имеются светильники рабочего освещения, специального освещения, а также переносной световой блок. Так как программа полета предусматривала совместные съемки и прямые репортажи телевидения, на макетах кораблей «Союз» и «Аполлон» были проведены сначала односторонние, а затем и совместные испытания по выбору освещения, мест крепления кронштейнов для кино- и телекамер. Здесь мы исходили из потребностей обеих сторон, учитывая различия аппаратуры.
В июне 1974 года группа американских специалистов побывала в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. На макете корабля «Союз» они убедились, что спектральные характеристики освещения основных объектов телевизионных и кинофотосъемок были вполне пригодны для американской аппаратуры. Были сделаны многочисленные видеозаписи и фоторегистрация сюжетов полета, имитировавшихся операторами при всех возможных комбинациях светильников и в различных ракурсах. Учтены были и полетная динамика экипажей, и «плавание» соединительных кабелей и аппаратуры в условиях невесомости.
Наиболее важным моментом в испытаниях была отработка сценария совместной деятельности экипажей и совместимости различных типов съемок при выбранном освещении. Были отрепетированы все намеченные варианты полетных съемок, еще раз проверены способы размещения аппаратуры как в орбитальном модуле, так и в спускаемом отсеке корабля «Союз».