В 1963 году началась экспериментальная отработка корабля и его систем на специальных макетах.
Первые летные испытания отсеков корабля «Аполлон» на ракете-носителе состоялись 28 февраля 1966 года. Затем в течение двух лет было проведено еще 5 экспериментальных пусков. Пилотируемые полеты на «Аполлоне» начались 11 октября 1968 года. Тогда на орбиту искусственного спутника Земли был выведен «Аполлон-7» с экипажем из трех человек. В декабре 1968 года на «Аполлоне-8» был совершен облет Луны. Успешные полеты кораблей «Аполлон-8», «Аполлон-9» и «Аполлон-10» позволили осуществить 20 июля 1969 года первую высадку на Луну людей Земли: Н. Армстронга и Э. Олдрина, которые вместе с М. Коллинзом составили экипаж корабля «Аполлон-11». в дальнейшем, после выполнения ряда лунных экспедиций, корабль «Аполлон» был модифицирован для использования в качестве транспортного корабля для доставки экипажей на орбитальную станцию «Скайлэб».
Для осуществления совместного экспериментального полета «Союз–Аполлон» со стороны США был предложен этот модифицированный корабль «Аполлон».
Космический корабль «Аполлон» имеет стартовую массу 14,7 тонны, длину более 13 метров, максимальный диаметр 3,9 метра.
Конструктивно корабль «Аполлон» состоит из трех основных модулей: командного, служебного и стыковочного.
Корабль «Аполлон» на стапеле. |
В командном модуле находится экипаж на участке выведения корабля на орбиту, при управлении кораблем в полете, во время управляемого спуска в атмосфере, парашютирования и приводнения. Командный модуль представляет собой герметичный отсек, размещенный внутри конусообразной теплозащитной оболочки, и содержит все необходимое оборудование для контроля и управления системами корабля, а также снаряжение, обеспечивающее безопасность и удобство работы членов экипажа.
Командный модуль состоит из верхнего отсека, отсека экипажа и нижнего отсека.
В верхнем отсеке размещены два двигателя реактивной системы управления движением при спуске, оборудование системы приводнения, в том числе парашюты.
В герметичном отсеке – пульт управления кораблем и всеми бортовыми системами, кресла экипажа, оборудование системы, обеспечивающей жизнедеятельность экипажа, а также контейнеры для научной аппаратуры. На корпусе отсека имеется боковой люк.
В нижнем отсеке расположены 10 Двигателей реактивной системы управления движением при спуске, топливные баки с запасом топлива около 120 килограммов, шар-баллоны с газом, бак с водой и электрокоммуникации для связи со служебным модулем.
Командный модуль имеет 5 обзорных иллюминаторов. На одном из них установлено визирное устройство для ручного причаливания при стыковке.
Во время подготовки к экспериментальному полету «Союз–Аполлон» в командном модуле были установлены дополнительные контейнеры с запасами для системы жизнеобеспечения. Была смонтирована еще одна панель управления научными экспериментами, оборудование для связи через спутник-ретранслятор, видеомагнитофон и новые блоки телевизионной системы. Появились дополнительные фалы и разъемы к стыковочному модулю. Были модифицированы средства управления и индикации на пульте управления. Введено новое оборудование для экспериментов. Масса командного модуля составляет 5,9 тонны.
В командном модуле «Аполлона». |
Служебный модуль предназначен для размещения маршевой двигательной установки, двигателей реактивной системы управления, агрегатов системы энергопитания, включающих топливные элементы и запасы кислорода и водорода массой 300 килограммов, а также оборудование для связи со спутником-ретранслятором.
Корпус служебного модуля состоит из алюминиевых сотовых панелей и разделен продольным силовым набором на 6 секций. На внешней поверхности модуля расположены радиаторы-излучатели системы контроля окружающей среды и системы энергопитания, внешние цветные бортовые огни ориентации, прожектор.
Поскольку «Аполлону» в программе ЭПАС предстояло совершить большое число маневров, был дополнительно смонтирован блок баков с топливом для двигателей реактивной системы управления, введены новые системы для проведения научных экспериментов.
Масса служебного модуля на старте составляет 6,8 тонны, из которых 1,2 тонны приходится на топливо для основного маршевого двигателя и 1,3 тонны – на топливо в автономных баках для двигателей реактивной системы управления.