Радиотелеметрическая система дает возможность производить передачу телеметрической информации о состоянии систем и агрегатов корабля и данных о самочувствии членов экипажа.
Телевизионная система предназначена для контроля за процессом сближения и стыковки с другим космическим кораблем, для телерепортажей и обзора окружающего пространства. Телевизионное изображение поступает на бортовое видеоконтрольное устройство или передается по радиолинии на Землю.
Телевизионная система в совместном полете обеспечивает передачу из жилых отсеков обоих кораблей. На корабле «Союз» установлены четыре телекамеры, из них две – цветные.
Система радионаведения на корабле «Союз» включает в себя радиостанцию «Аполлон», состоящую из УКВ-приемопередатчика с переносчиком частот дальности. С помощью этой радиостанции обеспечивается не только голосовая связь, но и получение информации о расстоянии между кораблями при сближении.
Вспомогательные средства для сближения и причаливания состоят из стыковочных мишеней и внешних огней. На корабле «Союз» установлены: основная раскрывающаяся стыковочная мишень, которая при стыковке находится в створе с визирным устройством «Аполлона»; неподвижная стыковочная мишень, которая используется в случае, если не раскроется основная мишень; два световых проблесковых маяка, с помощью которых можно наблюдать за «Союзом» на неосвещенном участке полета. Кроме того, на солнечных батареях корабля «Союз» установлены бортовые огни ориентации: слева – красный, справа – зеленый и сзади – два белых.
Комплекс систем обеспечения жизнедеятельности создает условия, необходимые для жизни космонавтов в полете, для их перехода из корабля в корабль и для работы. В этот комплекс систем входят: система обеспечения газового состава, комплект скафандров, система терморегулирования, система питания и водообеспечения, ассенизационно-санитарное устройство, средства гигиенического и медицинского обеспечения. В жилых отсеках «Союза» поддерживается обычная кислородно-азотная атмосфера с давлением 760 ± 100 мм ртутного столба с возможностью понижения давления до 520 ± 30 мм ртутного столба при увеличении содержания кислорода до 40 процентов по объему.
Система стыковки состоит из стыковочного агрегата и приборов автоматики стыковки, задающей необходимые режимы работы при стыковке. Андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС) является одним из основных совместимых средств сближения и стыковки.
Система приземления включает в себя основную и запасную парашютные системы, а также двигатели мягкой посадки на твердом топливе, срабатывающие по команде от высотомера.
Система управления бортовым комплексом аппаратуры и оборудования состоит из коммутационных приборов, размещенных в отсеках корабля «Союз». Все изменения в этой системе обусловлены установкой новых приборов и изменениями основных бортовых систем.
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ
КОРАБЛЯ «СОЮЗ»
Ракета-носитель корабля «Союз» имеет три ступени. Первая ступень состоит из четырех боковых блоков, каждый из которых имеет длину 19 метров, диаметр до 3 метров и оснащен четырехкамерным (с двумя дополнительными рулевыми камерами) двигателем, развивающим в пустоте тягу 102 тонны.
Ракетно-космический комплекс с кораблем «Союз-19» на пути к стартовой площадке. Байконур, утро 12 июля 1975 года. |
Вторая ступень представляет собой центральный блок длиной около 28 метров, с максимальным диаметром 2,95 метра, оснащенный четырехкамерным (с четырьмя дополнительными рулевыми камерами) двигателем, развивающим тягу в пустоте 96 тонн.
Третья ступень представляет собой блок, имеющий длину 8 метров и диаметр 2,6 метра, оснащенный четырехкамерным двигателем (с рулевыми соплами) с тягой в пустоте 30 тонн. Стартовая масса ракеты-носителя с кораблем «Союз» составляет более 300 тонн.
При старте ракеты-носителя двигатели первой и второй ступеней запускаются одновременно. Вторая ступень продолжает работу после сброса четырех боковых блоков. Третья ступень запускается в конце работы двигателя второй ступени. Общая длина ракеты-носителя с кораблем «Союз» под обтекателем составляет 49,3 метра. Максимальный диаметр по стабилизаторам – 10,3 метра.
«АПОЛЛОН»
ДЛЯ ЭПАС
В октябре 1960 года Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства совместно с рядом фирм начало разработку предварительного проекта корабля «Аполлон» для осуществления полета человека на Луну.
И ровно через год был объявлен конкурс фирм, претендующих на получение контракта. Лучшим был признан проект фирмы «Рокуэлл Интернешнл», которая в ноябре 1961 года и была утверждена основным разработчиком корабля «Аполлон».