Товароведение однородных групп продовольственных товаров

ТОВАРОВЕДЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Методические указания

по выполнению курсовой работы

для студентов всех форм обучения и МИППС

направления 38.03.07 (100800.62) Товароведение

(профиль «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров»)

Краснодар

Составители: канд. техн. наук, проф. Е. В. Мартовщук;

д-р техн. наук, проф. С.А. Калманович;

д-р техн. наук, проф. Т.И. Тимофеенко;

канд. техн. наук, проф. Л.А. Мхитарьянц;

канд. техн. наук, доц. Е.А. Вербицкая;

канд. техн. наук, доц. А.В. Заболотний

УДК 664.33.(076)

Товароведение однородных групп продовольственных товаров:методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения и МИППС направления 38.03.07 (100800.62) Товароведение (профиль «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров»)/ Сост.: Е.В. Мартовщук, С.А. Калманович, Т.И Тимофеенко, Л.А. Мхитарьянц, Е.А. Вербицкая, А.В. Заболотний; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. технологии жиров, косметики, товароведения, процессов и аппаратов. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2015 -31 с.

Изложены состав и содержание курсовой работы. Приведены тематика курсовых работ и рекомендации по их выбору, основные требования, предъявляемые к составу работы, к оформлению текста пояснительной записки.

Ил. 1. Табл. 6. Библиогр.: 3 назв.

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

Рецензенты: канд. техн. наук, доцент кафедры ТЖКТПиА КубГТУ

М.В. Филенкова;

канд. техн. наук, директор по производству ООО «Кубань-мороженое» О.В.Ульянова.

© КубГТУ, 2015

Введение

Процесс изучения дисциплины «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО подготовки бакалавров направлен на формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-6);

б) профессиональных (ПК):

- уметь использовать нормативные и правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-3);

- уметь использовать знания основных законов естественнонаучных дисциплин для обеспечения качества безопасности потребительских товаров (ПК-5);

- обладать способностью организовывать закупку и поставку товаров, осуществлять связь с поставщиками и покупателями, контролировать выполнение договорных обязательств (ПК-7);

- уметь анализировать рекламации и претензии к качеству товаров, готовить заключения по результатам их рассмотрения (ПК-8);

- знать ассортимент и потребительские свойства товаров, факторы, формирующие и сохраняющие их качество (ПК-13);

- уметь оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации (ПК-16);

При выполнении курсовой работы (КР) по дисциплине студенты должны показать:

- умение проводить экспертную оценку потребительских свойств пищевых продуктов;

- знание товароведной характеристики сырья, вспомогательных материалов;

- умение проводить анализ факторов, формирующих потребительские свойства продукции, в том числе условий ее производства и хранения.

Цель настоящих методических указаний – показать структуру КР и дать методические рекомендации по выполнению структурных элементов пояснительной записки и основные требования по оформлению работы.

Нормативные ссылки

В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ 3.1105-2011 ЕСТД. Формы и правила оформления документов общего назначения

ГОСТ 3.1127-93 ЕСТД. Общие правила выполнения текстовых технологических документов

ГОСТ 7.9-95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования

ГОСТ 19.404-79 ЕСТД. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению

Федеральный закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 (в редакции от 18.07.2011) «О защите прав потребителей»

Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Федеральный закон от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2 Основные понятия, термины и определения

В настоящих методических указаниях применены следующие понятия, термины и определения:

2.1 Курсовая работа (КР) - расчетно-графическая (аналитическая) учебная работа реферативного (исследовательского характера) или конструкторско-технологического содержания, выполненная студентом самостоятельно по индивидуальному заданию под руководством преподавателя по блокам дисциплин учебного плана.

2.2 Курсовое проектирование - комплекс мероприятий на всех стадиях выполнения и защиты КР, способствующий закреплению теоретических знаний по изучаемой дисциплине, развитию творческих способностей студента, приобретению практических навыков применения теоретических знаний к самостоятельному решению прикладных задач. Подготовке к дипломному проектированию.

2.3 Задание на курсовую работу - основной документ, определяющий исходные требования к объекту разработки, а также объем, форму и сроки представления КР студентом.

2.4 Реферат- краткое точное изложение документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата – по ГОСТ 7.9.

2.5 Жизненный цикл продукции (ЖЦП) - совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от формирования исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации или потребления.

Тематика курсовых работ

Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой в соответствии с содержанием дисциплины «Товароведение однородных групп продовольственных товаров», связана с решением актуальных вопросов экспертизы качества продовольственных товаров, в том числе растительного и животного происхождения, а также по установлению влияния качества сырья, технологии производства, условий хранения, реализации и эксплуатации на формирование и сохранение потребительских свойств однородных групп продовольственных товаров и др.

Объем и содержание курсовой работы устанавливаются кафедрой.

Студенты, которые успешно занимаются на кафедре научно- исследовательской работой, могут выполнить курсовые научно- исследовательские работы.

Требования к содержанию курсовой работы

Курсовая работа должна быть изложена на 40-60 страницах. В ее состав входят:

- титульный лист (приложение А);

- задание на курсовую работу (приложение Б);

- реферат;

- содержание;

- введение;

- нормативные ссылки;

- термины и определения;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Реферат

Реферат курсовой работы должен отражать содержание работы с указанием принятых основных товароведно-экспертных решений и включать:

- сведения об объеме КР, о количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников;

- перечень ключевых слов (от 5 до 15);

- текст реферата.

Текст реферата отражает следующие аспекты содержания:

- объект разработки или исследования;

- цель работы;

- основные результаты работы.

Объем реферата должен быть не более 0,75 страницы. Пример составления реферата приведен в приложении В.

Содержание

Содержаниевключает наименования структурных элементов: введение; нормативные ссылки; термины и определения; заголовки разделов, подразделов, пунктов (если они имеют заголовки) основной части; заключение; список использованных источников; приложения.

Для каждого элемента указываются номера страниц, с которых они начинаются (приложение Г).

Введение

Во введении должна содержаться оценка современного состояния ассортимента продовольственных товаров на рынке анализируемой группы товаров.

Также освещаются вопросы использования новейших достижений науки и техники, в том числе, результаты научно-исследовательских работ кафедры по использованию новых нетрадиционных видов сырья и разработке функциональных и специализированных видов продукции, что должно отражать актуальность и значимость выбранной темы.

Во введении рассматривают основные цели и задачи, которые решаются в курсовой работе.

Текст введения не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.п.). Объем введения не должен превышать двух страниц.

Нормативные ссылки

В этом структурном элементе содержится перечень нормативных документов, на которые в тексте работы дана ссылка.

Перечень начинают со слов: «В настоящей курсовой работе использованы ссылки на следующие нормативные документы...».

Перечень нормативных документов формируют в следующем порядке:

- технические регламенты РФ и технические регламенты таможенного союза;

- национальные стандарты РФ (ГОСТ Р);

- межгосударственные стандарты (ГОСТ), действующие на территории РФ;

- международные стандарты;

- правила и рекомендации по стандартизации;

- санитарные нормы и правила;

- законы РФ;

- постановления правительства РФ.

В перечне ссылочных нормативных документов указывают полные обозначения этих документов с цифрами года принятия и их наименования (наименование системы приводят в сокращенном виде).

Размещают документы в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений в представляемой группе.

4.5 Термины и определения

В этом структурном элементе содержатся определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемых в процессе выполнения курсовой работы.

Термин записывают с прописной буквы жирным шрифтом и отделяют от определения дефисом.

Каждой терминологической статье (термин и определение) присваивают номер. После терминологической характеристики ставят точку.

Стандартными считаются термины, установленные Федеральным законом РФ, ГОСТ или ГОСТ Р, термины и определения раздела 01 Общероссийского классификатора стандартов ОК 001.

При необходимости используют термины, принятые на международном уровне и приведенные в соответствующих документах (стандартах, правилах и т.д.).

Допускается использовать термины и определения, приведенные в учебниках и специальной технической литературе.

Основная часть

Разделы основной части должны включать следующие разделы:

- ассортимент и рецептура однородной группы продукции;

- товароведная характеристика готовой продукции;

- характеристика исходного сырья, основных и вспомогательных материалов;

- структурная схема производства и обоснование технологических операций;

- экспертная оценка потребительских свойств продукции.

4.6.1 Ассортимент и рецептура однородной группы продукции

Следует отразить существующий ассортимент однородной группы продукции, провести анализ и отметить наиболее популярные виды.

На основе выполненного анализа выбрать оптимальные вид и рецептуру объекта экспертизы. Рецептуры принимаются с учетом действующих рецептур на указанные виды продукции.

4.6.2 Товароведная характеристика готовой продукциипредусматривает представление информации по основным показателям качества и безопасности продукции в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов и других нормативных документов со ссылкой на них.

Также приводится химический состав и пищевая ценность составных компонентов готового продукта (приложение Д).

4.6.3 Характеристика исходного сырья, основных и вспомогательных материаловпредусматривает представление перечня используемых в процессе производства объекта экспертизы сырья и материалов в соответствии с рецептурой.

Оценку основных показателей качества исходного сырья и вспомогательных материалов приводят согласно действующим стандартам со ссылкой на них (приложение Е).

4.6.4 Структурная схема производства и обоснование технологических операций должны отражать роль технологического фактора в формировании потребительских свойств объекта экспертизы.

При анализе технологических факторов следует руководствоваться ассортиментом выпускаемой продукции и требованиями, предъявляемыми к ней, характеристикой перерабатываемого сырья, объемом выпускаемой продукции.

На основании изучения специальной научно-технической литературы, трудов кафедры, научно-исследовательских институтов, журнальных статей, рефератов и пр. составляется структурная схема производства объекта экспертизы.

Структурная схема является иллюстративным элементом работы, который наглядно отражает последовательность технологических стадий и движение сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции при ее производстве.

Построение структурной схемы осуществляется путем последовательного размещения в прямоугольниках названия основных технологических стадий, к которым подводят или отводят линии со стрелкой, над которыми отмечают вид сырья, вспомогательного материала или полуфабриката, а над отводимыми стрелками могут размещаться названия побочного или готового продукта.

Названия технологических стадий и необходимые надписи над стрелками приводят, начиная с прописной буквы (приложение Ж).

Далее приводится описание и характеристика отдельных технологических стадий с указанием параметров и режимов и их роли в формировании потребительских свойств объекта экспертизы.

4.6.5 Экспертная оценка потребительских свойств продукциисостоит из двух частей:

- требования, предъявляемые к маркировке однородной группы продукции;

- оценка потребительских свойств конкретного вида продукции.

Требования к маркировке однородной группы анализируемой продукции формируются по характеристикам, приведенным в действующих технических регламентах или стандартах. Данную информацию желательно приводить в виде таблицы.

Оценка потребительских свойств конкретного вида продукции предусматривает анализ факторов и номенклатуры показателей, определяющих качество изделий.

Проводится экспертная оценка влияния качества и состава сырья, условий производства, хранения и транспортирования на формирование потребительских свойств пищевых продуктов. Приводится характеристика возможных дефектов и мер их предупреждения. Особое внимание следует уделить составу и оценке пищевой ценности анализируемого вида продукта.

Заключение

В заключении подводится итог выполненной товароведно-экспертной оценки конкретного вида продукции, в котором должны быть кратко изложены основные результаты работы, их оценка и сделаны выводы по проделанной работе.

Пример: Представлена товароведно-экспертная характеристика анализируемой продукции. Показано, что качество сырья, технология производства, условия хранения, транспортирования и др. факторы оказывают влияние на формирование стабильных потребительских свойств готовой продукции. Показано, что состав анализируемой продукции представлен необходимым комплексом полезных веществ, которые обеспечивают пищевую ценность изделия.

Общий объем раздела - одна страница.

Оформление текстовой части курсовой работы

5.1 Общие требования

Текстовый документ курсовой работы оформляется в форме пояснительной записки, включающей текст, таблицы, графический материал (рисунки, схемы) и их сочетания.

Текстовую часть курсовой работы выполняют на листах белой бумаги любым способом: рукописно или с помощью средств компьютерной техники, на одной стороне листа бумаги формата А4 (210 х 297 мм), через полтора интервала. Выравнивание текста по ширине листа.

Поля должны быть следующие: правое - 15 мм; левое - 30 мм; верхнее - 15 мм; нижнее - 25 мм.

При печатании текста на принтере используют шрифт Times New Roman размером 14 пунктов, абзацный отступ - 15 мм, межстрочный интервал от одинарного до полуторного.

Страницы текстовой части документа следует нумеровать последовательно арабскими цифрами,соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту документа, начиная с титульного листа и включая приложения.

Номера ставят в правом нижнем углу без точки.

Титульный лист и задание на выполнение курсовой работы включаются в общую нумерацию, но на них номер страницы не ставится.

Приложения также включаются в общую нумерацию.

В тексте курсовой работы не допускается применять:

- обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;

- для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- произвольные словообразования;

- сокращение обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр.

В тексте, за исключением формул, таблиц и рисунков не допускается применять:

- математический знак минус «-» перед отрицательным значением величины (следует писать слово «минус»);

- математические знаки величин «<» (меньше), «>» (больше), «%» (процент), «=» (равно) и т.д. без наличия числовых значений;

- обозначения физических величин: «D» (следует писать «диаметр»), «R» (следует писать «радиус») и т.д.

При оформлении текста курсовой работы не разрешается использовать жирный шрифт (разрешается полужирный для заголовков структурных элементов), курсив (кроме формул и приложений) и подчеркивание заголовков или отдельных частей текста.

Опечатки допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением исправленного текста, машинописным способом или черными чернилами (пастой) рукописным способом.

Текст курсовой работы делят на структурные элементы: разделы, подразделы, пункты, подпункты.

Каждый раздел начинают с новой страницы.

Заголовки структурных элементов: «Реферат», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» не нумеруются и располагаются по центру.

«Основная часть» и входящие в нее разделы, подразделы и пункты нумеруются арабскими цифрами.

Применяется порядковая нумерация в пределах всего текста основной части пояснительной записки.

После номера раздела точку не ставят, а отделяют пробелом.

Между заголовками структурного элемента и текстом основной части, заголовком раздела и текстом основной части необходимо оставлять двойной интервал (от 10 до 15 мм или пропуск одной строки) (приложение К).

Титульный лист

Титульный лист является первым листом курсовой работы и заполняется по форме. (Приложение А).

Основным требованием к построению титульного листа является последовательность расположения надписей и их правильное распределение на площади листа.

Перенос слов на титульном листе не разрешается. Точки в конце заголовков не ставятся. Подписи на титульном листе должны быть выполнены пастой с указанием даты (например, 15.05.2015 г.).

Задание

Задание на выполнение курсовой работы оформляется в соответствии с приложением Б.

Реферат

При оформлении этого структурного элемента слово «Реферат» пишут в верхней части листа (по центру), начиная с прописной буквы полужирным шрифтом размером 16 пунктов.

Далее через два интервала, (пропуск одной строки) с абзацного отступа указываются количество страниц, таблиц, иллюстраций, использованных источников и приложений.

Затем с нового абзаца через два интервала прописными буквами (шрифт размером 14 пунктов) через запятую приводится перечень ключевых слов, которые в совокупности дают представление о содержании работы. Перечень должен содержать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже.

Далее с нового абзаца через два интервала (одна строка) приводятся следующие сведения:

- объект разработки (приводится наименование объекта экспертизы);

- цель разработки;

- результаты работы (приводится перечень видов работ, выполненных в курсовой работе. Объем текста 5-7 строк).

Объем реферата должен составлять не более 0,75 страницы.

Пример составления реферата приведен в приложении В.

Содержание

В содержании работы перечисляют номера и наименования структурных элементов, разделов, подразделов, в случае необходимости пунктов, а также номера страниц, с которых они начинаются.

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (по центру листа) строчными буквами, начиная с прописной, полужирным шрифтом размером 16 пунктов. Наименование структурных элементов, разделов, подразделов, пунктов, включенных в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописных, шрифтом 14 пунктов. Они должны соответствовать приведенным наименованиям разделов в тексте курсовой работы.

Номера структурных элементов содержания приводят от начала строки, разделов - после абзацного отступа, равного двум знакам относительно номеров разделов, подразделов - после абзацного отступа, равного двум знакам относительно номеров подразделов, пунктов - после абзацного отступа, равного двум знакам относительно номеров подразделов.

После заголовка каждого структурного элемента, раздела, подраздела (при необходимости пункта) ставят отточие, затем указывают номер страницы.

При необходимости продолжения записи заголовка раздела, подраздела, пункта на второй (последующей) строке ее начинают на уровне начала заголовка на первой строке.

«Содержание» не нумеруют.

Пример оформления содержания приведен в приложении Г.

Введение

Слово «Введение» располагают по центру страницы в верхней ее части, печатают строчными буквами, начиная с прописной, полужирным шрифтом размером 16 пунктов.

Текст введения отделяется от заголовка пропуском строки. Объем введения не должен превышать двух страниц. Текст введения не делят на разделы, подразделы, пункты и т.д.

Нормативные ссылки

Заголовок «Нормативные ссылки» нумеруют цифрой 1, располагают после абзацного отступа на странице и печатают полужирным шрифтом размером 16 пунктов строчными буквами, начиная с прописной.

В этом структурном элементе содержится перечень нормативных документов, на которые в тексте курсовой работы дана ссылка.

5.8 Термины и определения

Заголовок «Термины и определения» нумеруют цифрой 2 и располагают после абзацного отступа на странице и печатают полужирным шрифтом размером 16 пунктов строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Термин записывают с прописной буквы полужирным шрифтом размером 14 пунктов и отделяют от определения дефисом. После каждой терминологической статьи указывают ссылку на документ, в котором приведен термин, ставят точку.

Основная часть

5.9.1 Деление текста основной части

Структурный элемент «Основная часть» делится на разделы и подразделы, также могут быть выделены пункты и, в случае необходимости, подпункты.

При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый из них содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста курсовой работы за исключением приложений.

Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой (например: 1.1; 1.2 и т.д.).

Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта (например: 1.1.1; 1.2.1 и т.д.).

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта (например: 1.1.1.1; 1.1.1.2 и т.д.).

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точку не ставят, а номер отделяют от названия соответствующего раздела, подраздела и т.д. пробелом.

5.9.2 Заголовки разделов, подразделов, пунктов и подпунктов

Заголовкиразделов, подразделов, пунктов и подпунктов, входящих в основную часть, должны отражать состояние излагаемого в них материала.

Заголовки печатают, начиная с прописной буквы, не ставя в конце точку и не подчеркивая.

При этом номер раздела (подраздела, пункта или подпункта) должен располагаться после абзацного отступа.

В заголовке не допускается перенос слова по слогам, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

При этом заголовки структурных элементов: «Реферат», «Содержание», «Введение»,«Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» - пишутся по центру листа, а заголовки структурного элемента «Основная часть» и подразделы, входящие в нее - с абзацного отступа.

Для всех заголовков структурных элементов используется полужирный шрифт размером 16 пунктов, а для заголовков разделов и подразделов полужирный шрифт размером 14 пунктов.

Между заголовками раздела, подраздела, пункта и его текстом пропускают строку (двойной интервал).

Двойной интервал оставляют и между названием раздела и подраздела.

Не разрешается размещать заголовки в нижней части страницы, если на ней не умещаются две-три строки текста.

Каждый раздел основной части должен начинаться с новой страницы.

Пример оформления заголовков приведен в приложении И.

5.9.3 Оформление перечислений

В тексте курсовой работы перечисления выделяют абзацным отступом, который используют только в первой строке.

Перед каждой позицией перечисления ставят дефис.

Для детализации перечислений используют строчные буквы со скобками, приведенными в алфавитном порядке, и в случае необходимости на следующем этапе детализации используют арабские цифры со скобками, приводя их со смещением вправо на два знака относительно перечислений, обозначенных буквами.

Пример:

Потребительские свойства продукции зависят от следующих факторов:

- состава и свойств применяемого сырья:

а) массовой доли основных химических соединений:

1) белковых веществ;

2) липидов;

3) углеводов.

б) органолептических и физико-химических свойств сырья.

5.9.4 Переносы и пробелы

При осуществлении переносов должны соблюдаться все грамматические правила, установленные для русского языка. Кроме того, должны соблюдаться некоторые специальные правила.

Не должны разделяться переносом:

- сокращения, аббревиатуры, например: ВИНИТИ, ГОСТ 7.32 и т.д.;

- фамилии и инициалы;

- сокращенные слова от имен собственных: г. Краснодар;

- римские или арабские цифры от их наименований (1990 г. и т.д.);

- знаки и обозначения от цифр (пример: № 75, 100 % и т.д.).

Не разделяются пробелами:

- многоточие, как знак паузы, от предшествующего и следующего за ним слова;

- тире между цифрами, обозначающими пределы величины;

- тире от запятых и кавычек;

- знак дефиса между союзами и при переносе;

- кавычки и скобки от заключенных в них слов;

- знаки плюс, минус и плюс-минус.

5.9.5 Правила оформления таблиц

Таблицы, как правило, применяют для лучшей наглядности представляемого материала. Название таблицы (при его наличии) должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Название следует помещать над таблицей без абзацного отступа, в одну строку. Вначале слева над таблицей пишут слово «Таблица», выделенное разрядкой, после него приводят номер таблицы, затем ставят тире и после него дают название таблицы.

При этом точки после названия таблицы и после номера таблицы не ставят. Название таблицы выполняют с прописной буквы.

Таблицу в зависимости от ее размера следует располагать под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении.

При нумерации таблиц используют сквозную нумерацию арабскими цифрами.

Таблицы приложения обозначают отдельной нумерацией также арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица А.1», при наличии ее в приложении.

На все таблицы приводят ссылки в тексте курсовой работы. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Пример:

В таблице 1 приведены требования ГОСТа к качеству муки, поступающей на завод.

Заголовки граф и строк таблицы приводят, начиная с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное название. В конце заголовков точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение граф.

Головка таблицы должна быть отделена горизонтальной линией от остальной части таблицы. Пример построения таблицы приведен в приложении К.

Таблица может размещаться как на одной странице, так и на нескольких страницах. Пример таблицы, размещенной на одной странице, дан в приложении Л.

При делении таблицы на части и переносе на другую страницу головку таблицы, как правило, не переносят, а заменяют ее головкой с номерами граф. При этом графы и строки первой части таблицы нумеруют арабскими цифрами.

Над второй и другими частями таблицы приводят выделенные курсивом слова: «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы. При этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы и «Продолжение таблицы» не проводят. Ее проводят только в последней части «Окончание таблицы». Пример оформления таблицы с переносом на другую страницу приведен в приложении М.

Графу «Номер по порядку» включать в таблицу не разрешается.

При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в первой графе таблицы непосредственно перед их наименованием. Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок и т.п. продукции порядковые номера не проставляют.

Если повторяющийся в разных строках графы текст состоит из одного слова, то после его первого написания допускается в следующей нижней строке заменять кавычками; если текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, математических знаков, знаков процента и номеров, обозначений марок материалов и типоразмеров изделий, обозначений нормативных документов не допускается.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк (тире).

При указании в таблицах последовательных интервалов чисел перед числами пишут «От ... до ... включ», или «Св. ... до ... включ». Если числа представляют порядковые номера, их указывают через дефис.

Пример: Массовая доля влаги в зерне должна колебаться от 6,0 % до 9,0 % включительно (данные таблиц 1-4).

В одной графе желательно приводить цифры с одинаковым числом десятичных знаков, причем, разряды чисел во всей графе должны располагаться один под другим.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала нецелесообразно оформлять его в виде таблицы, а следует давать текстом, располагая цифры в виде колонок.

Пример:

Пищевая ценность, ккал - 400; массовая доля влаги, %, не более 8.

Таблица вместе с заголовком отделяются от текста пропусками строк.

Размер шрифта в таблицах допускается не менее 10 пунктов.

5.9.6 Оформление математических формул

Формулы и уравнения в тексте выделяютв отдельную строку, отделяя от текста сверху и снизу пропуском строки.

Между символами с множителями в формулах (а∙b) необходимо ставить знак умножения (∙).

Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знаков равенства (=), плюс (+), минус (-). умножения (∙), деления (:) или других математических знаков, причем, знак в начале следующей строки повторяют.

Между знаками арифметических действий и стоящими рядом символами или числами делается пропуск в один пробел (например: 6∙9 = 54; А - С = Д).

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой, написание которой заканчивается запятой.

Пояснения начинают после слова «где», которое пишется на один интервал ниже формулы без абзацного отступа.

Двоеточие после слова «где» не ставится.

Значение первого символа пишут сразу после слова «где», значения последующих символов начинают с новой строки одно под другим в той последовательности, в которой они приведены в формуле.

В конце каждого пояснения ставят точку с запятой, а последнее пояснение заканчивается точкой.

Пример:

Плотность каждого образца р, кг/м3, вычисляют по формуле

p = m ,

v (1)

где m - масса образца, кг;

v - объем образца, м .

В случае если пояснительный текст к символу не разместился на одной строке, продолжение должно быть с начала следующей строки без абзацного отступа.

Формулы нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами в скобках, расположенными в крайнем правом положении на строке.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяются запятой.

5.9.7 Правила оформления иллюстраций

Иллюстрации (структурные схемы, графики, диаграммы и т.д.) могут располагаться как в тексе пояснительной записки, так и могут быть вынесены в приложение.

В первом случае их следует давать на следующей отдельной странице после первого упоминания в тексте.

Как исключение, допускается располагать иллюстрации по ходу текста непосредственно после упоминания.

При расположении иллюстраций на отдельном листе допускается их располагать вдоль длинной оси листа, но так, чтобы при повороте листа по часовой стрелке читались все надписи.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует, нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (Рисунок В.3).

При необходимости перед иллюстрацией помещают поясняющие данные.

В этом случае слово «Рисунок» и его наименование помещают после поясняющих данных посередине строки.

Пример:

Рисунок 1 - Структурная схема получения карамели

При ссылках на иллюстрации следует писать «в соответствии с рисунком 2…».

Пример оформления иллюстрации приведен в приложении Ж.

5.9.8 Ссылки

В тексте курсовой работы в обязательном порядке приводятся ссылки на использованные при выполнении работы литературные источники: книги статьи, стандарты.

Нумерацию источника в ссылке следует давать в порядке упоминания и в квадратных скобках.

Ссылки в работе применяют в случаях, когда целесообразно исключить повторение и дублирование в тексте отдельных ее фрагментов.

Для записи нормативной ссылки указывается краткое обозначение ссылочного документа без цифр, обозначающих год его принятия.

Пример:

1 «… в соответствии с разделом 3.1».

2 «…согласно ГОСТ Р 1.5»

5.9.9 Числовые значения и единицы величин

В тексте курсовой работы числовые значения с обозначением единиц счета или единиц величин записывают цифрами, а числа без обозначения единиц счета или еди

Наши рекомендации