Тема 2. Нормативные теории СМИ. Особенности деятельности СМИ в контексте различных политических режимов
СМИ в политическом процессе
Тематический план освоения дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основания дисциплины
Тема 1. Введение в дисциплину «СМИ в политическом процессе»
1. Предметная область дисциплины.
2. Понятие и признаки СМИ.
3. СМИ как субъект политического процесса и канал политической коммуникации в обществе.
4. Модели коммуникации СМИ, общества и государства: манипулятивная модель, модель информирования общественности, коммуникация убеждения (двусторонняя, асимметричная модель), двусторонняя, симметричная модель.
5. Роль СМИ в политическом процессе: идеологическая функция, ценностно-нормативная функция, функция социализации (формирование «нормативной» личности, воспитание полит. корректного поведения членов общества, формирование политической культуры населения), функция контроля (государственная цензура как средство осуществления государственного контроля над деятельностью СМИ и общества); функция формирования повестки дня, общественного мнения, стереотипов; функция конструирования картины мира; интегративная и дифференцирующая функции (формирование «мы»- и «они»-сознания в обществе, дихотомия «свой»-«чужой»); СМИ как средство политической агитации и пропаганды; СМИ как четвертая власть в гражданском обществе.
Тема 2. Нормативные теории СМИ. Особенности деятельности СМИ в контексте различных политических режимов
1. Содержательная и прикладная суть нормативных теорий СМИ.
2. Авторитарная теория.
3. Тоталитарная теория СМИ, советская коммунистическая теория.
4. Теория анархической свободы.
5. Либертарианская теория.
6. Теория медиа периода развития.
7. Теория социальной ответственности СМИ.
8. Теория демократического участия (партиципаторная теория).
РАЗДЕЛ 2. Способы и технологии влияния СМИ на политический процесс
Тема 3. Маркетинговые способы организации политической коммуникации в контексте демократизации обществ
1. Связи с общественностью в политическом процессе: технологии взаимодействия политика и СМИ (брифинг, пресс-конференция, официальное заявление, круглый стол, презентация, интервью). Особенности трансляции информации в условиях кризиса.
2. Политическая реклама. Разновидности и структурные компоненты политической рекламы: плакат, листовка, буклет, рекламный видеоролик, реклама в прессе и в интернет-пространстве. Социальная реклама в трансляции государственных идей.
3. Феномен «шоу-политики»: факторы популяризации.
Тема 4. Конструирование имиджа политического субъекта в пространстве СМИ
1. Имидж политического лица (феномен политической харизмы, политического вождизма), политической партии, государственной организации, политической оппозиции, страны: специфика формирования и трансляции в СМИ.
2. Репутация как политический капитал в процессе конструирования имиджа.
3. Стратегии и технологии продвижения политического имиджа через СМИ: мифологизация, эмоционализация, визуализация (политические символы), вербализация (политические слоганы), позиционирование, прототипирование, story telling, сценарии, слайдология, road map, dash board, инфографика.
4. Роль интернет-мемов в формировании имиджа политического субъекта.
Тема 5. Новости как средство формирования политической повестки дня
1. Понятие политической повестки дня и особенности ее функционирования.
2. Новости как средство формирования политической повестки дня. Проблематика государственной ангажированности выпусков новостей, навязывания повестки дня.
3. Приемы формирования структуры и содержания новостных сообщений.
4. Создание информационного повода. Особенности создания псевдособытий и их роль в формировании политической повестки дня. Феномен «чрезвычайной информации»: специфика отражения в СМИ и реакция общества.
5. Образ коммуникатора и его роль в трансляции новостей.
Тема 6. Социальные медиа и их роль в политических процессах
1. Понятие социальных медиа: их специфические черты и функции.
2. Интернет как пространство общественно-политической дискуссии.
3. Блогосфера как средство массового информирования и политического лоббизма.
4. Твиттер как канал коммуникации политической оппозиции и общества.
РАЗДЕЛ 3. Ретроспектива влияния СМИ на политические процессы: отечественная и западная традиции
Список основной литературы
1. Брайант Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон. — М. ; СПб. ; Киев : Вильямс, 2004.
2. Кастельс М. Власть коммуникации : учеб. пособие. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. – 564 с.
3. Кастельс М. Галактика Интернет : Размышления о интернете, бизнесе и бществе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.
4. Кин Э. Ничего личного: Как социальные сети, поисковые системы и спец-службы используют наши персональные данные. – М. : Альпина Паблишер, 2016. – 224 с.
5. Киселёв, А. Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть. Учебник [Электронный ресурс] / Киселёв А. Г. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 432 с.
6. Недяк И.Л. Политический маркетинг. Основы теории / И. Л. Недяк ; Рос. акад. наук, Ин-т социологии. — М. : Весь Мир, 2008. — 347 с.
7. Ольшанский Д.В. Политический PR / Д. В. Ольшанский. — СПб. : Питер, 2003. — 541 с.
8. Солдатов А. Битва за рунет: Как власть манипулирует информацией и следит за каждым из нас / Андрей Солдатов, Ирина Бороган ; Пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2017. – 342 с.
9. Филь М. Социальные сети: новые технологии управления миром. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016. – 192 с.
Практические Задания
СМИ в политическом процессе
Тематический план освоения дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основания дисциплины
Тема 1. Введение в дисциплину «СМИ в политическом процессе»
1. Предметная область дисциплины.
2. Понятие и признаки СМИ.
3. СМИ как субъект политического процесса и канал политической коммуникации в обществе.
4. Модели коммуникации СМИ, общества и государства: манипулятивная модель, модель информирования общественности, коммуникация убеждения (двусторонняя, асимметричная модель), двусторонняя, симметричная модель.
5. Роль СМИ в политическом процессе: идеологическая функция, ценностно-нормативная функция, функция социализации (формирование «нормативной» личности, воспитание полит. корректного поведения членов общества, формирование политической культуры населения), функция контроля (государственная цензура как средство осуществления государственного контроля над деятельностью СМИ и общества); функция формирования повестки дня, общественного мнения, стереотипов; функция конструирования картины мира; интегративная и дифференцирующая функции (формирование «мы»- и «они»-сознания в обществе, дихотомия «свой»-«чужой»); СМИ как средство политической агитации и пропаганды; СМИ как четвертая власть в гражданском обществе.
Тема 2. Нормативные теории СМИ. Особенности деятельности СМИ в контексте различных политических режимов
1. Содержательная и прикладная суть нормативных теорий СМИ.
2. Авторитарная теория.
3. Тоталитарная теория СМИ, советская коммунистическая теория.
4. Теория анархической свободы.
5. Либертарианская теория.
6. Теория медиа периода развития.
7. Теория социальной ответственности СМИ.
8. Теория демократического участия (партиципаторная теория).