Топлива для реактивных двигателей
Реактивные топлива применяются как основные (для систем питания газотурбинных двигателей) и как дополнительные (для питания многотопливных дизелей).
Наработка дизельных двигателей на реактивных топливах и их смесях с основными топливами ограничена и определяется заводской инструкцией.
В БТВТ применяются реактивные топлива марок РТ, ТС-1,Т-1,Т-2.
3.2. Моторные масла для объектов БТВТ
Для смазки двигателей и агрегатов трансмиссии применяются масла и смазки.
Масла в системах смазки двигателей и агрегатов выполняют следующие функции:
- уменьшают износ двигателя;
- снижают потери энергии на трение;
- герметизируют зазоры;
- отводят тепло от деталей
- выносят продукты износа из зоны трения;
- предохраняют детали от коррозии.
Различные условия эксплуатации масел в двигателе и агрегатах трансмиссии определяют и различие требований к ним. Именно по этой причине масла делятся по назначению на моторные и трансмиссионные. По способу производства масла подразделяются:
- на дистиллятные (получают перегонкой мазута);
- остаточные (очищенные остатки мазута);
- компаундные (смешанные);
- загущенные (масла с добавками специальных полимеров для улучшения их эксплуатационных свойств).
Эксплуатационные свойства масел улучшают также добавлением в масла специальных присадок: моющих, антиокислительных, противоизносных, антикоррозийных, антипенных, противозадирных, многофункциональных и т. п. Присадки специально подбираются по химическому составу для данного масла, и поэтому смешивание масел даже с одинаковыми эксплуатационными свойствами, но различными композициями присадок, недопустимо.
В настоящее время в эксплуатации находится большое количество марок и модификаций масел, и для того, чтобы сориентироваться в них, необходимо иметь представление об обозначении их в различных классификациях масел.
В настоящее время таких классификаций несколько.
В таблице 3.1 указаны масла, применяемые для двигателей и трансмиссий танка Т-72 и БМП-2.
Марка масла состоит из нескольких групп букв и цифр, каждая из которых имеет своё обозначение.
Новое обозначение:
А – масла для карбюраторных двигателей;
М – моторное;
Д – масла для дизельных двигателей;
Т – трансмиссионное.
Цифра 16 – вязкость масла при температуре 100 °С.
Таблица 3.1
Моторные масла для танка Т-72 и БМП-2
Старая классификация | Новая классификация | |
Моторное масло | ||
Основное | М-16 ИХП3 | М-16 В2 |
Дублирующее | МТ-16 П | М-16 Б2 |
Трансмиссионное масло | ||
Основное | ТС3П-8 | |
Дублирующее | МТ-8П |
Старое обозначение:
МТ– масла для бронетанковой техники;
П– масла с многофункциональной присадкой;
З– масла с загущенными присадками;
К– масла, очищенные контактным способом;
С– масла, очищенные селективным способом;
Т– трансмиссионные масла;
Буквы Б, В обозначают область применения;
А– нефорсированные двигатели;
Б– для малофорсированных двигателей;
В– для среднефорсированных двигателей;
Г– для высокофорсированных двигателей;
Цифры (1; 2) – тип двигателя (1 – карбюраторный; 2 – дизельный);
Отсутствие цифры – масло универсальное.
Пластичные смазки
Пластичные смазки – это густые мазеобразные продукты, в состав которых входят масла (как основа) и загуститель.
В качестве загустителя используются, как правило, натриевые, калиевые или литиевые мыла, твердые углеводороды (парафин, церезин) и т. п.
Пластичные смазки используются для смазки деталей негерметизированных узлов, где применение жидких смазок невозможно.
Основные функции смазок аналогичны функциям масел:
- уменьшение износа деталей;
- снижение потерь энергии на трение;
- герметизация зазоров;
- предохранение детали от коррозии.
По температуре падения капли, которая зависит от вида загустителя, смазки подразделяют:
- низкоплавкие (температура каплепадения до +63 °С);
- среднеплавкие (температура каплепадения от +63 до 100 °С);
- тугоплавкие (температура каплепадения свыше100 °С).
Низкоплавкие смазки применяются, в основном, для защиты деталей от коррозии. К ним относятся смазки УН (технический вазелин) и ГОИ-54П, МЗ.
Среднеплавкиесмазки применяются для смазки деталей с рабочей температурой не выше + 80 °С. К ним относятся: солидолы марок УС-1,УС-2, УСС, графитная смазка УССА.
Тугоплавкиесмазки применяются для смазки деталей, имеющих рабочую температуру свыше + 100 °С. К ним относятся смазки марок УТ (консталины), смазка Литол-24, ЯНЗ-2, 1-13, Зимол и т.п. Наиболее широкое применение в настоящее время получила тугоплавкая универсальная смазка Литол-24. Она может применяться вместо абсолютного большинства ранее выпускавшихся смазок.
Таблица 3.2
Классификация пластичных смазок по назначению
Группы пластичных смазок | Обозначение | Марки пластичных смазок |
1. Общего назначения | С | Солидол Ж, С, графитная смазка УССА |
2. Многоцелевые | М | Литол-24 |
3. Морозостойкие | Н | Циатин-201, 203, ГОИ-54п |
4. Термостойкие | Ж | Циатин-221 |
5. Химически стойкие | Циатин-205 | |
6. Консервационные | З | Гои-54п, Литол-24РК, ПВК |
7. Специализированные | ЗЗК-3У, ВНИИ-273 |
Таблица 3.3
Пластичные смазочные материалы для объектов БТВТ
Агрегаты, узлы, механизмы | Марки | |
основные | дублирующие | |
Механизм включения главного фрикциона, блокировочных фрикционов планетарного механизма поворота, подшипник ступицы вентилятора, вертикальные валики привода управления коробкой передач. | Литол-24 | Консталин-1, ЗИМОЛ |
Окончание табл. 3.3
Узлы ходовой части танков Т-55, Т-62, Т-72, БМП. | Литол-24 | Солидол С, Солидол И, ЗИМОЛ |
Полости водила бортовой передачи и узлов ходовой части танка Т-72. | Смазка автом. (ЯНЗ-2), Литол-24 | |
Погон командирской башенки и погон башни, механизм поворота башни и стопор башни. | ЦИАТИМ-201 | МЗ, ЗИМОЛ |
Каналы стволов, механизмы и детали артиллерийского вооружения. | ГОИ-54п | |
Бортовые передачи танков, механизм натяжения гусеницы БМП. | ЦИАТИМ-206 | – |