Управление силами и средствами технического обеспечения

Управление техническим обеспечением является составной частью управления войсками.

Управление техническим обеспечениемв боевой обстановке – целенаправленная деятельность командиров, штабов частей, соединений, заместителей команди­ров по вооружению, заме­стителей командиров по тылу, начальников ро­дов войск, специальных войск и служб по организации техниче­ского обеспечения при подготовке к боевым действиям и руко­водству им в ходе выполнения войсками боевых задач.

Цель управления техническим обеспечением – достижение максимальной эффективности технического обеспечения для под­держания высокой боеспособности войск по наличию и состоянию ВВТ и по обеспеченности ракетами и боеприпасами.

2.2. Основные определения понятия
«Эксплуатация машин»

Под эксплуатацией машины понимается стадия ее жизненного цикла, являющаяся совокупностью этапов:

- ввода в эксплуатацию;

- приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению;

- поддержания в установленной степени готовности к использованию;

- использования по назначению;

- хранения;

- транспортирования машины.

Заканчивается эксплуатация машины на основании решения комиссии части о невозможности или нецелесообразности дальнейшей эксплуатации по техническому состоянию, а также моральному или физическому старению. Снятая с эксплуатации машина, как правило, направляется в капитальный ремонт.

Ввод в эксплуатацию включает: приём машины воинской частью после изготовления или капитального ремонта в соответствии с установленными требованиями и закрепление этой машины за подразделением, водителем или экипажем.

Приведение машины в установленную степень готовности к использованию по назначению заключается в проверке её технического состояния и выполнении необходимых операций технического обслуживания, предусмотренных эксплуатационной документацией, обеспечивающих использование машины по назначению.

Поддержание машины в готовности к использованию по назначению состоит в выполнении установленного объёма работ по техническому обслуживанию и войсковому ремонту, обеспечивающих её исправность и работоспособность.

Под готовностью машины к использованию подразумевается состояние, в котором она способна обеспечить выполнение поставленной задачи в заданное время.

Использование машины – применение её по прямому назначению с соблюдением установленных эксплуатационной документацией норм и правил, обеспечивающих нормальную работу всех агрегатов, систем и механизмов, а также выполнение требований безопасности.

В перерывах между использованием техника находится на хранении.

Хранение – содержание машин, прошедших специальную подготовку, в отведённых для их размещения местах в состоянии, обеспечивающем их сохранность, исправность и приведение в готовность к использованию в установленные сроки.

С этой целью руководящими или эксплуатационными документами устанавливаются условия хранения машин (ме­сто, вид и сроки хранения, периодичность и объем работ по техническому обслуживанию, порядок восстановления утра­ченных в процессе хранения свойств и т.д.)

В отдельных случаях этап «ХРАНЕНИЕ» распространяется на неисправные машины в целях обеспечения их сохранности в заданном состоянии в течение установленного срока.

Транспортированиемашины включает подготовку к перевозке, доставку различными видами транспорта к месту назначения в состоянии, обеспечивающем сохранность, исправность или работоспособность, выгрузку и подготовку к дальнейшему использованию по назначению.

В случаях длительного транспортирования машин могут проводиться работы по обслуживанию и при необходимости по ремонту, обеспечивающие поддержание их в боеготовом (работоспособном) состоянии.

В зависимости от назначения различают следующие виды эксплуатации:

- штатная;

- опытная;

- подконтрольная;

- лидерная;

- техническая.

Штатная эксплуатация – эксплуатация машин в соответствии с требованиями действующей эксплуатационной документацией. Она осуществляется в линейных и учебных воинских частях, вузах МО РФ.

К опытной эксплуатации привлекается часть машин, для которых разрабатывается специальная программа.

В период опытной эксплуатации проверяются изменения технических характеристик машины, вырабатываются рекомендации по совершенствованию эксплуатации в разных условиях.

Подконтрольная эксплуатация – это штатная эксплуатация заданного числа машин с дополнительным контролем и учетом их технического состояния в целях получения более достоверной информации об изменении состояния машин в различных условиях эксплуатации. Количество соединений и места подконтрольной эксплуатации БТВТ устанавливаются начальником ГАБТУ.

Лидерная эксплуатация – штатная эксплуатация заданного числа машин, выделяемых для более интенсивного расходования ресурса по сравнению с остальными машинами в целях получения опережающей информации о влиянии наработки и срока эксплуатации на их техническое состояние и определение возможности и условий установления новых значений показателей долговечности однотипных машин.

Под технической эксплуатацией понимается часть эксплуатации машин, включающая комплекс работ, выполняемых на них, на этапах использования по назначению.

Готовность машины к использованию по прямому назначению определяется её техническим состоянием. Однако в процессе эксплуатации в результате износа, деформации, коррозии происходит изменение технического состояния.

В Российской Армии принята система эксплуатации воору­жения и военной техники, которая основывается на научных положениях по теории эксплуатации машин, нормированном их использовании в мирное время, опыте войск, требованиях научной организации труда и эргономики.

Под системой эксплуатации машин понимается совокуп­ность изделий военной техники, средств их эксплуатации, исполнителей документации, взаимодействие которых проис­ходит в соответствии с задачами каждого этапа эксплуата­ции на основе руководящих и эксплуатационных документов.

В эксплуатации бронетанкового вооружения и техники уча­ствуют объекты эксплуатации (танки, БМП, БТР и др.), ис­полнители (экипажи, командно-технический состав, специа­листы подразделений технического обслуживания) и сред­ства, обеспечивающие эксплуатацию (оборудование постоянных и полевых парков, подвижные средства технического об­служивания, эксплуатационные материалы).

Таким образом, эксплуатация является сложным процес­сом, качество которого зависит от надежности машин, обученности и квалификации исполнителей, эффективности средств технического обслуживания, качества эксплуата­ционной документации, обоснованных методов организации эксплуатации.

В мирное время эксплуатация машин организуется в со­ответствии с требованиями приказов Министра обороны РФ и осуществляется в интересах выполнения планов боевой подготовки войск.

Она должна обеспечить:

- выполнение программы боевой подготовки;

- расход моторесурсов в пределах установленных норм ис­пользования;

- равномерный выход машин в ремонт и плановые техни­ческие обслуживания;

- поддержание установленного неснижаемого ресурса ма­шин боевой (строе­вой) группы.

Для обеспечения высокой боеготовности использование машин регламентируется годовыми нормами расхода мото­ресурсов, межремонтными ресурсами и осуществляется строго по планам их эксплуатации и выхода в ремонт.

Использование машин на проведение мероприятий, не предусмотренных планами боевой подготовки или сверх установленных годовых норм эксплуатации, допускается только с разрешения соответствующих начальников, которым предоставлены такие права. Израсходованные в таких слу­чаях моторесурсы списываются по акту, утверждаемому уполномоченными лицами.

Полное использование технических возможностей машин, постоянная боевая готовность и надежность их работы обес­печиваются:

- правильной и технически грамотной организацией экс­плуатации техники;

- ведением точного учета работы и обслуживания ма­шин;

- систематическим квалифицированным контролем долж­ностными лицами технического состояния и содержания ма­шин в подразделениях, частях;

- высоким уровнем технической подготовки личного со­става;

- наличием оборудованных парков, механизированных ста­ционарных и подвижных средств обслуживания;

- своевременным снабжением войск бронетанковым имуще­ством и эксплуатационными материалами по установленным табелям и нормам.

Организацию и выполнение указанных мероприятий осуществляют соответствующие службы.

Согласно ГОСТ В25883-83 под техническим состоянием изделия военной техники понимается совокупность свойств изделия, изменяющихся при его эксплуатации и ремонте, и характеризуемых в определённый момент времени значениями показателей и (или) качественными признаками, установленными в эксплуатационной или ремонтной документации.

Техническое состояние образца определяется его исправностью или работоспособностью.

Исправными считаются машины полностью комплектные, соответствующие всем требованиям технической документации и имеющие технический ресурс.

Неисправная– состояние машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической или конструкторской документации.

Работоспособными считаются машины, пригодные к использованию, некомплектность которых и несоответствие требованиям технической документации не влияют на эффективность, надёжность и безопасность их использования.

Неработоспособность– состояние машины, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической документации.

Когда износы деталей достигают предельно допустимых по техническим условиям величин, дальнейшее использование машин может привести к серьезным их повреждениям и нарушению безопасности движения. Такие машины прекращают эксплуатировать и они подлежат ремонту.

Для восстановления работоспособности повреждённых (неисправных) машин и их агрегатов в зависимости от характера повреждений и трудоемкости работ по их восстановлению установлены следующие виды ремонта:

- для машины – текущий ремонт (ТР), средний ремонт (СР), капитальный ремонт (КР);

- для агрегатов – текущий ремонт и капитальный ремонт.

Текущий и средний ремонты машины выполняются войсковыми ремонтными средствами, а капитальный – бронетанковыми ремонтными заводами.

Ремонт машин в части планируется одновременно с планированием их эксплуатации и отражается в планах эксплуатации и выхода машин в ремонт.

Для БТВТ, находящихся в эксплуатации, начальником ГАБТУ устанавливается межремонтный ресурс.

Межремонтный ресурс – это минимально допустимая наработка до очередного планового ремонта.

Наработка – это продолжительность или объём работы образца ВиТ. Измеряется в километрах пробега, моточасах работы, циклах, пусках, выстрелах
и т. д.

В процессе эксплуатации необходимо вести точный учёт работы в соответствующих документах. Для танков учёт ведётся отдельно для машины в километрах пробега и для двигателя – в моточасах работы (под моточасом понимается работа двигателя в течение одного астрономического часа). Километр пробега является основной единицей учёта.

Межремонтный ресурс машины определяется на основании специально проведённых испытаний или по результатам опытной эксплуатации.

У машин, прошедших капитальный ремонт, межремонтный ресурс несколько меньше, чем у новых, так как они собираются большей частью из деталей, механизмов, узлов и агрегатов, подвергавшихся ремонту.

Преждевременный выход машин в ремонт, на которых не было выявлено конструктивного или производственного дефекта, свидетельствует о нарушении правил эксплуатации. Причины преждевременного выхода машины из строя тщательно расследуются и доводятся до личного состава подразделения, части. Виновные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке. Для новых и капитально отремонтированных машин предусматриваются гарантийные наработки (табл. 2.1), в течение которых завод-изготовитель или ремонтный завод несёт ответственность за безотказную работу машин при соблюдении правил эксплуатации. Эти наработки указываются в формуляре машины. В случае возникших отказов в период гарантийной наработки завод обязан восстановить машину.

Таблица 2.1

Гарантийные и межремонтные наработки образцов БТВТ

Марка машины Категория машины Гарантийный срок, км Межремонтный ресурс, км
До СР До КР Всего
Т-55, 62 Новые 2 000 6 000 4 000 10 000
После КР 1 500 6 000 4 000 10 000
Т-72 Новые 5 000 8 000 6 000 14 000
После КР 3 000 7 000 5 000 12 000
БМП-1, 2 Новые 8 000 9 000 7 000 16 000
После КР 6 000 8 000 7 000 15 000
БТР-70, 80 Новые 20 000 30 000 20 000 50 000
После КР 15 000 30 000 20 000 50 000

Учебным частям и военно-учебным заведениям разрешается эксплуатировать учебно-боевые танки до капитального ремонта без производства среднего ремонта, с сокращением при необходимости установленного межремонтного ресурса до капитального ремонта, величина которого устанавливается руководящими документами.

Межремонтные ресурсы для тягачей, кранов, БРЭМ и других машин, оснащённых специальным оборудованием с приводом от основного двигателя, устанавливаются равными межремонтному ресурсу машин, которые используются в качестве их базы.

Исходя из предназначения БТВТ, эксплуатация их организуется так, чтобы подавляющие число машин имели неснижаемый ресурс, достаточный для совершения маршей и ведения боевых действий на большие расстояния. Величина неснижаемого ресурса устанавливается Положением о порядке эксплуатации БТВТ в мирное время.

Наши рекомендации