Управление силами и средствами технического обеспечения
Управление техническим обеспечением является составной частью управления войсками.
Управление техническим обеспечениемв боевой обстановке – целенаправленная деятельность командиров, штабов частей, соединений, заместителей командиров по вооружению, заместителей командиров по тылу, начальников родов войск, специальных войск и служб по организации технического обеспечения при подготовке к боевым действиям и руководству им в ходе выполнения войсками боевых задач.
Цель управления техническим обеспечением – достижение максимальной эффективности технического обеспечения для поддержания высокой боеспособности войск по наличию и состоянию ВВТ и по обеспеченности ракетами и боеприпасами.
2.2. Основные определения понятия
«Эксплуатация машин»
Под эксплуатацией машины понимается стадия ее жизненного цикла, являющаяся совокупностью этапов:
- ввода в эксплуатацию;
- приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению;
- поддержания в установленной степени готовности к использованию;
- использования по назначению;
- хранения;
- транспортирования машины.
Заканчивается эксплуатация машины на основании решения комиссии части о невозможности или нецелесообразности дальнейшей эксплуатации по техническому состоянию, а также моральному или физическому старению. Снятая с эксплуатации машина, как правило, направляется в капитальный ремонт.
Ввод в эксплуатацию включает: приём машины воинской частью после изготовления или капитального ремонта в соответствии с установленными требованиями и закрепление этой машины за подразделением, водителем или экипажем.
Приведение машины в установленную степень готовности к использованию по назначению заключается в проверке её технического состояния и выполнении необходимых операций технического обслуживания, предусмотренных эксплуатационной документацией, обеспечивающих использование машины по назначению.
Поддержание машины в готовности к использованию по назначению состоит в выполнении установленного объёма работ по техническому обслуживанию и войсковому ремонту, обеспечивающих её исправность и работоспособность.
Под готовностью машины к использованию подразумевается состояние, в котором она способна обеспечить выполнение поставленной задачи в заданное время.
Использование машины – применение её по прямому назначению с соблюдением установленных эксплуатационной документацией норм и правил, обеспечивающих нормальную работу всех агрегатов, систем и механизмов, а также выполнение требований безопасности.
В перерывах между использованием техника находится на хранении.
Хранение – содержание машин, прошедших специальную подготовку, в отведённых для их размещения местах в состоянии, обеспечивающем их сохранность, исправность и приведение в готовность к использованию в установленные сроки.
С этой целью руководящими или эксплуатационными документами устанавливаются условия хранения машин (место, вид и сроки хранения, периодичность и объем работ по техническому обслуживанию, порядок восстановления утраченных в процессе хранения свойств и т.д.)
В отдельных случаях этап «ХРАНЕНИЕ» распространяется на неисправные машины в целях обеспечения их сохранности в заданном состоянии в течение установленного срока.
Транспортированиемашины включает подготовку к перевозке, доставку различными видами транспорта к месту назначения в состоянии, обеспечивающем сохранность, исправность или работоспособность, выгрузку и подготовку к дальнейшему использованию по назначению.
В случаях длительного транспортирования машин могут проводиться работы по обслуживанию и при необходимости по ремонту, обеспечивающие поддержание их в боеготовом (работоспособном) состоянии.
В зависимости от назначения различают следующие виды эксплуатации:
- штатная;
- опытная;
- подконтрольная;
- лидерная;
- техническая.
Штатная эксплуатация – эксплуатация машин в соответствии с требованиями действующей эксплуатационной документацией. Она осуществляется в линейных и учебных воинских частях, вузах МО РФ.
К опытной эксплуатации привлекается часть машин, для которых разрабатывается специальная программа.
В период опытной эксплуатации проверяются изменения технических характеристик машины, вырабатываются рекомендации по совершенствованию эксплуатации в разных условиях.
Подконтрольная эксплуатация – это штатная эксплуатация заданного числа машин с дополнительным контролем и учетом их технического состояния в целях получения более достоверной информации об изменении состояния машин в различных условиях эксплуатации. Количество соединений и места подконтрольной эксплуатации БТВТ устанавливаются начальником ГАБТУ.
Лидерная эксплуатация – штатная эксплуатация заданного числа машин, выделяемых для более интенсивного расходования ресурса по сравнению с остальными машинами в целях получения опережающей информации о влиянии наработки и срока эксплуатации на их техническое состояние и определение возможности и условий установления новых значений показателей долговечности однотипных машин.
Под технической эксплуатацией понимается часть эксплуатации машин, включающая комплекс работ, выполняемых на них, на этапах использования по назначению.
Готовность машины к использованию по прямому назначению определяется её техническим состоянием. Однако в процессе эксплуатации в результате износа, деформации, коррозии происходит изменение технического состояния.
В Российской Армии принята система эксплуатации вооружения и военной техники, которая основывается на научных положениях по теории эксплуатации машин, нормированном их использовании в мирное время, опыте войск, требованиях научной организации труда и эргономики.
Под системой эксплуатации машин понимается совокупность изделий военной техники, средств их эксплуатации, исполнителей документации, взаимодействие которых происходит в соответствии с задачами каждого этапа эксплуатации на основе руководящих и эксплуатационных документов.
В эксплуатации бронетанкового вооружения и техники участвуют объекты эксплуатации (танки, БМП, БТР и др.), исполнители (экипажи, командно-технический состав, специалисты подразделений технического обслуживания) и средства, обеспечивающие эксплуатацию (оборудование постоянных и полевых парков, подвижные средства технического обслуживания, эксплуатационные материалы).
Таким образом, эксплуатация является сложным процессом, качество которого зависит от надежности машин, обученности и квалификации исполнителей, эффективности средств технического обслуживания, качества эксплуатационной документации, обоснованных методов организации эксплуатации.
В мирное время эксплуатация машин организуется в соответствии с требованиями приказов Министра обороны РФ и осуществляется в интересах выполнения планов боевой подготовки войск.
Она должна обеспечить:
- выполнение программы боевой подготовки;
- расход моторесурсов в пределах установленных норм использования;
- равномерный выход машин в ремонт и плановые технические обслуживания;
- поддержание установленного неснижаемого ресурса машин боевой (строевой) группы.
Для обеспечения высокой боеготовности использование машин регламентируется годовыми нормами расхода моторесурсов, межремонтными ресурсами и осуществляется строго по планам их эксплуатации и выхода в ремонт.
Использование машин на проведение мероприятий, не предусмотренных планами боевой подготовки или сверх установленных годовых норм эксплуатации, допускается только с разрешения соответствующих начальников, которым предоставлены такие права. Израсходованные в таких случаях моторесурсы списываются по акту, утверждаемому уполномоченными лицами.
Полное использование технических возможностей машин, постоянная боевая готовность и надежность их работы обеспечиваются:
- правильной и технически грамотной организацией эксплуатации техники;
- ведением точного учета работы и обслуживания машин;
- систематическим квалифицированным контролем должностными лицами технического состояния и содержания машин в подразделениях, частях;
- высоким уровнем технической подготовки личного состава;
- наличием оборудованных парков, механизированных стационарных и подвижных средств обслуживания;
- своевременным снабжением войск бронетанковым имуществом и эксплуатационными материалами по установленным табелям и нормам.
Организацию и выполнение указанных мероприятий осуществляют соответствующие службы.
Согласно ГОСТ В25883-83 под техническим состоянием изделия военной техники понимается совокупность свойств изделия, изменяющихся при его эксплуатации и ремонте, и характеризуемых в определённый момент времени значениями показателей и (или) качественными признаками, установленными в эксплуатационной или ремонтной документации.
Техническое состояние образца определяется его исправностью или работоспособностью.
Исправными считаются машины полностью комплектные, соответствующие всем требованиям технической документации и имеющие технический ресурс.
Неисправная– состояние машины, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической или конструкторской документации.
Работоспособными считаются машины, пригодные к использованию, некомплектность которых и несоответствие требованиям технической документации не влияют на эффективность, надёжность и безопасность их использования.
Неработоспособность– состояние машины, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической документации.
Когда износы деталей достигают предельно допустимых по техническим условиям величин, дальнейшее использование машин может привести к серьезным их повреждениям и нарушению безопасности движения. Такие машины прекращают эксплуатировать и они подлежат ремонту.
Для восстановления работоспособности повреждённых (неисправных) машин и их агрегатов в зависимости от характера повреждений и трудоемкости работ по их восстановлению установлены следующие виды ремонта:
- для машины – текущий ремонт (ТР), средний ремонт (СР), капитальный ремонт (КР);
- для агрегатов – текущий ремонт и капитальный ремонт.
Текущий и средний ремонты машины выполняются войсковыми ремонтными средствами, а капитальный – бронетанковыми ремонтными заводами.
Ремонт машин в части планируется одновременно с планированием их эксплуатации и отражается в планах эксплуатации и выхода машин в ремонт.
Для БТВТ, находящихся в эксплуатации, начальником ГАБТУ устанавливается межремонтный ресурс.
Межремонтный ресурс – это минимально допустимая наработка до очередного планового ремонта.
Наработка – это продолжительность или объём работы образца ВиТ. Измеряется в километрах пробега, моточасах работы, циклах, пусках, выстрелах
и т. д.
В процессе эксплуатации необходимо вести точный учёт работы в соответствующих документах. Для танков учёт ведётся отдельно для машины в километрах пробега и для двигателя – в моточасах работы (под моточасом понимается работа двигателя в течение одного астрономического часа). Километр пробега является основной единицей учёта.
Межремонтный ресурс машины определяется на основании специально проведённых испытаний или по результатам опытной эксплуатации.
У машин, прошедших капитальный ремонт, межремонтный ресурс несколько меньше, чем у новых, так как они собираются большей частью из деталей, механизмов, узлов и агрегатов, подвергавшихся ремонту.
Преждевременный выход машин в ремонт, на которых не было выявлено конструктивного или производственного дефекта, свидетельствует о нарушении правил эксплуатации. Причины преждевременного выхода машины из строя тщательно расследуются и доводятся до личного состава подразделения, части. Виновные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке. Для новых и капитально отремонтированных машин предусматриваются гарантийные наработки (табл. 2.1), в течение которых завод-изготовитель или ремонтный завод несёт ответственность за безотказную работу машин при соблюдении правил эксплуатации. Эти наработки указываются в формуляре машины. В случае возникших отказов в период гарантийной наработки завод обязан восстановить машину.
Таблица 2.1
Гарантийные и межремонтные наработки образцов БТВТ
Марка машины | Категория машины | Гарантийный срок, км | Межремонтный ресурс, км | ||
До СР | До КР | Всего | |||
Т-55, 62 | Новые | 2 000 | 6 000 | 4 000 | 10 000 |
После КР | 1 500 | 6 000 | 4 000 | 10 000 | |
Т-72 | Новые | 5 000 | 8 000 | 6 000 | 14 000 |
После КР | 3 000 | 7 000 | 5 000 | 12 000 | |
БМП-1, 2 | Новые | 8 000 | 9 000 | 7 000 | 16 000 |
После КР | 6 000 | 8 000 | 7 000 | 15 000 | |
БТР-70, 80 | Новые | 20 000 | 30 000 | 20 000 | 50 000 |
После КР | 15 000 | 30 000 | 20 000 | 50 000 |
Учебным частям и военно-учебным заведениям разрешается эксплуатировать учебно-боевые танки до капитального ремонта без производства среднего ремонта, с сокращением при необходимости установленного межремонтного ресурса до капитального ремонта, величина которого устанавливается руководящими документами.
Межремонтные ресурсы для тягачей, кранов, БРЭМ и других машин, оснащённых специальным оборудованием с приводом от основного двигателя, устанавливаются равными межремонтному ресурсу машин, которые используются в качестве их базы.
Исходя из предназначения БТВТ, эксплуатация их организуется так, чтобы подавляющие число машин имели неснижаемый ресурс, достаточный для совершения маршей и ведения боевых действий на большие расстояния. Величина неснижаемого ресурса устанавливается Положением о порядке эксплуатации БТВТ в мирное время.