Трубчатые разрядники и защитные промежутки
4.9.1.Значение внешнего искрового промежутка трубчатых разрядников и защитного промежутка не должно отличаться от проектного.
Значение внутреннего искрового промежутка не должно отличаться от проектного более чем на ±5 мм.
4.9.2.Наружная поверхность разрядника не должна иметь ожогов электрической дугой, трещин, расслоений и царапин глубиной более 0,5 мм на длине более трети расстояния между наконечниками.
Линейная арматура
4.10.1.Арматура должна браковаться и подлежать замене, если: поверхность арматуры покрыта сплошной коррозией и площадь опасных сечений ослаблена более чем на 20 %;
в деталях арматуры имеются трещины, раковины, оплавления, изгибы;
форма и размеры деталей не соответствуют чертежам;
оси и другие детали шарнирных сочленений имеют значительный износ и их размеры отличаются от проектных более чем на 10 %.
4.10.2.Сцепление изоляторов подвесок должно быть зафиксировано с помощью замков; замки в изоляторах должны быть расположены входными концами в сторону стойки опоры у поддерживающих подвесок и входными концами вниз - у натяжных подвесок.
4.10.3.Все детали сцепной арматуры должны быть зашплинтованы. Пальцы должны быть установлены головкой вверх и иметь навернутую гайку.
4.10.4.Эксплуатация замков изоляторов и шплинтов в арматуре, имеющих размеры, отличающиеся от указанных на чертежах, а также покрытых коррозией и потерявших упругость, не допускается. Такие замки и шплинты должны быть заменены при верховых осмотрах и проверках или при очередном капитальном ремонте ВЛ.
4.10.5.У гасителей вибрации расстояния между осью гасителя и местом выхода провода (троса) из поддерживающего или натяжного зажима, точки схода с ролика многороликового подвеса или от края защитной муфты не должны отличаться от проектного значения более чем на ±25 мм.
4.10.6.Разворот коромысла подвесного зажима расщепленных проводов фазы допускается до 5°.
4.10.7.Расстояние между группами дистанционных распорок не должно отличаться от проектного более чем на ±10 %.
4.10.8.Расстояние между рогами искровых промежутков на молниезащитных тросах не должно отличаться от проектного более чем на ±10 %.
4.10.9.Крепление проводов вязкой на штыревых изоляторах должно производиться вязальной проволокой из того же металла, что и провод. При этом алюминиевая проволока должна иметь диаметр 2,5-3,5 мм, а стальная - 2-2,7 мм.
Линейная изоляция
4.11.1.Количество и тип изоляторов на ВЛ должны быть выбраны в соответствии с проектом ВЛ, требованиями ПУЭ, «Инструкции по выбору изоляции электроустановок» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1990), а также с учетом местных условий.
4.11.2.Фарфоровые изоляторы должны браковаться и подлежать замене, если:
имеются радиальные трещины, бой фарфора (более 25 % объема фарфора); оплавления или ожоги глазури, стойкое загрязнение поверхности фарфора; трещины, искривления и выползания стержней изоляторов; трещины в шапках изоляторов;
не выдерживают напряжения (нулевые изоляторы) при измерении изоляторов штангой с постоянным или переменным искровым промежутком или другими штангами;
выдерживают не более 50 % значения напряжения, нормально приходящегося на изолятор, с учетом места его установки в гирлянде; значение напряжения, приходящегося на изолятор, устанавливается с помощью измерительной штанги с переменным искровым промежутком; нормальное распределение напряжений в гирляндах из изоляторов разных типов приведено в прил.10;
при испытании повышенным напряжением 50 кВ частоты 50 Гц от постороннего источника они пробиваются или перекрываются при приложении испытательного напряжения в течение 1 мин;
при проверке мегаомметром на напряжение 2500 В сопротивление сухих изоляторов менее 300 МОм.
Изоляторы, имеющие незначительные повреждения фарфора (сколы ребер или краев «тарелки» и т.п.), а также незначительные следы перекрытия на поверхности фарфора могут быть оставлены в эксплуатации после контрольных измерений этих изоляторов по решению главного инженера ПЭС.
4.11.3.Стеклянные изоляторы должны браковаться и подлежать замене при разрушении стекла, появлении на поверхности стекла волосяных трещин, стойком загрязнении поверхности стекла.
4.11.4.Выявленные на ВЛ 35-750 кВ неисправные изоляторы подлежат замене в сроки, приведенные в прил. 6.
Неисправные изоляторы на ВЛ 800 кВ подлежат замене:
в срочном порядке - при наличии в гирлянде изолирующей подвески свыше 30 % неисправных изоляторов;
в течение ближайших трех месяцев - при наличии в гирлянде изолирующей подвески свыше 20 до 30 % неисправных изоляторов;
при очередном капитальном ремонте - при наличии в гирлянде изолирующей подвески до 20 % неисправных изоляторов.
4.11.5.Значение допустимого отклонения поддерживающих изолирующих подвесок от проектного положения вдоль ВЛ должно быть не более:
50 мм для ВЛ 35 кВ;
100 мм для ВЛ 110 кВ;
150 мм для ВЛ 150 кВ;
200 мм для ВЛ 220 кВ и выше.
4.11.6.Разность длины различных цепей (ветвей) натяжных изолирующих подвесок одной фазы с общим узлом крепления к траверсе допускается не более ±1 % длины подвески.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ВЛ
Общие положения
5.1.1.Капитальный ремонт ВЛ или отдельных участков должен производиться в сроки, устанавливаемые в зависимости от конструкции ВЛ, технического состояния ее элементов и условий эксплуатации (природные условия, агрессивность атмосферы и грунтовых вод, состояние грунтов и др.)2.
2 Периодичность капитального ремонта ВЛ на железобетонных и металлических опорах - не реже 1 раза в 12 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями - не реже 1 раза в 6 лет.
5.1.2.Капитальный ремонт выполняется за счет средств, предназначенных на ремонт.
За счет средств на капитальный ремонт могут осуществляться работы по замене отдельных опор, деталей опор, проводов, изоляторов, а также по установке деревянных опор ВЛ на приставки и другие работы (см. п. 5.1.5).
Замена всех опор в течение одного капитального ремонта ВЛ не допускается. В отдельных случаях разрешается для ВЛ, сооруженных на деревянных опорах и эксплуатируемых в неблагоприятных условиях (на заболоченных участках и т.п.), сплошная замена опор на отдельных участках ВЛ. Длина участков, на которых разрешается сплошная замена опор при очередном капитальном ремонте, не должна превышать 15 % протяженности ВЛ (включая отпайки). Общее количество заменяемых деревянных опор не должно превышать 30 % количества установленных на ВЛ опор.
5.1.3.За счет средств на капитальный ремонт выполняются все подготовительные работы по ремонту, в том числе измерения и испытания, необходимые для определения объема капитального ремонта.
5.1.4.В тех случаях, когда проведение капитального ремонта ВЛ или отдельного ее участка экономически нецелесообразно, за счет средств на капитальный ремонт должны осуществляться только работы по поддержанию отдельных элементов ВЛ в состоянии, обеспечивающем ее нормальную эксплуатацию в течение соответствующего периода. К таким случаям относятся:
а) намечаемый перенос ВЛ в связи с предстоящим строительством на одном из участков трассы предприятий, отдельных сооружений и зданий;
б) проектируемые или предполагаемые техническое перевооружение, реконструкция или модернизация ВЛ (см. разд. 9).
Вынос небольших участков ВЛ (отдельных опор), связанный с изменением технических нормативов или условий эксплуатации, допускается производить за счет средств на капитальный ремонт.
5.1.5.При капитальном ремонте выполняются следующие виды работ:
а) на трассе ВЛ:
расчистка трасс (очистка просек от кустарника, порубочных остатков, хвороста, сучьев, зарослей, сваленных деревьев); на работы по очистке трасс в пределах просеки не требуется оформление разрешения в органах лесного хозяйства;
поддержание ширины просеки в размере, установленном проектом ВЛ;
вырубка вне просеки деревьев, угрожающих падением на провода ВЛ (с последующим оформлением лесорубочных билетов, ордеров);
предохранение опор от низовых пожаров;
работы на трассе ВЛ, связанные с устройством проездов по трассе;
планировка грунта у опор, подсыпка и подтрамбовка грунта у основания опор;
установка и ремонт отбойных тумб у опор, расположенных у обочин дорог;
ремонт ледозащитных сооружений опор в поймах рек;
б) на железобетонных опорах:
заделка трещин, выбоин, установка ремонтных бандажей;
защита бетона подземной части опор от действия агрессивной среды;
замена отдельных опор;
ремонт и замена оттяжек и узлов крепления;
ремонт подземной части опор (фундаментов);
усиление заделки опор в грунте;
выправка опор, устранение перекосов траверс;
окраска металлических узлов и деталей опор;
усиление или замена металлических узлов и деталей, потерявших несущую способность;
в) на металлических опорах:
окраска металлоконструкций опор и металлических подножников;
замена элементов опор, потерявших несущую способность, их усиление, выправка;
замена отдельных опор;
ремонт фундаментов;
выправка опор;
ремонт и замена оттяжек и узлов их крепления;
г) на деревянных опорах:
замена опор;
замена деталей опор;
установка приставок;
защита деталей опор от загнивания;
выправка опор;
замена и окраска бандажных и болтовых соединений деталей опор;
д) на проводах и грозозащитных тросах:
установка и замена соединителей, ремонтных зажимов и бандажей, сварных соединений; закрепление оборванных проволок, подмотка лент в зажимах;
вырезка или замена неисправных участков провода (троса);
перетяжка (регулировка) проводов (тросов);
замена провода (троса);
е) на заземляющих устройствах:
ремонт контуров заземления, включая замену отдельных контуров;
уменьшение сопротивления заземления;
ремонт или замена заземляющих спусков и мест присоединения их к заземляющему контуру;
ж) установка и замена изоляторов, арматуры, трубчатых разрядников: замена неисправных изоляторов и элементов арматуры;
увеличение количества изоляторов в изолирующих подвесках;
замена одних изоляторов на другие (на грязестойкие, а фарфоровые на стеклянные и т.п.);
чистка и обмыв изоляторов;
установка гасителей вибрации;
замена поддерживающих и натяжных зажимов, распорок;
установка и замена трубчатых разрядников;
з) специальные работы:
переустройство переходов, пересечений и подходов к подстанциям;
ремонт светоограждений опор.
5.1.6.Ремонтные работы на ВЛ должны производиться или в соответствии с требованиями специальных инструкций (типовых, местных), или согласно технологическим картам, или схемам производства работ, утвержденным главным инженером ПЭС.
5.1.7.Определение необходимого количества бригад, транспортных средств и механизмов, распределение отдельных видов работ между бригадами возлагается на инженерно-технического работника, руководящего выполнением капитального ремонта ВЛ.
5.1.8.Каждая бригада, работающая на ВЛ, должна производить по возможности весь комплекс ремонтных работ.
5.1.9.Капитальный ремонт ВЛ или ее участков должен выполняться в возможно короткие сроки, в полном объеме и без недоделок.
При необходимости отключения ВЛ все подготовительные работы должны быть выполнены до отключения линии.
5.1.10.По окончании капитального ремонта ВЛ мастерами и инженерно-техническими работниками ПЭС (РЭС) должна быть произведена приемка объема и качества выполненных работ.
Работы на трассе ВЛ
5.2.1.Трассы ВЛ в лесистой местности должны периодически расчищаться от древесно-кустарниковой растительности высотой более 4 м. Такие работы должны выполняться, как правило, с применением механизмов.
5.2.2.Расчистка трасс от зарослей должна производиться с некоторым опережением по срокам выполнения капитального ремонта ВЛ.
5.2.3.При наличии на трассе лиственных пород древесно-кустарниковой растительности (береза, ива, ольха, осина, лещина) может быть применен химический способ расчистки трасс.
Расчистка трасс от кустарника химическим способом производится согласно специальным инструкциям.
Может быть применен также комбинированный метод расчистки трасс - химическая обработка с последующей уборкой остатков зарослей бульдозером.
5.2.4.На трассах ВЛ, проходящих через зеленые массивы (заповедники, сады, парки, зеленые зоны вокруг населенных пунктов, ценные лесные массивы, защитные полосы вдоль железных и автомобильных дорог, водные пространства), периодически должна подрезаться крона деревьев, расположенных на краю трассы. Расстояния от проводов при их наибольшем отклонении до кроны деревьев по горизонтали должно быть не менее*:
4 м - для ВЛ 35-110 кВ;
5 м - для ВЛ 150-220 кВ;
6 м - для ВЛ 330-500 кВ;
7 м - для ВЛ 750 кВ.
5.2.5.При прохождении ВЛ через лесные массивы обрезка деревьев должна производиться ПЭС, обслуживающим ВЛ.
Если же ВЛ проходят через парки, сады, ценные лесные массивы и другие многолетние насаждения, то обрезка деревьев производится ПЭС, в ведении которого находятся ВЛ, либо при обоюдном согласии сторон - организацией, в ведении которой находятся эти насаждения, или индивидуальными владельцами садов и других многолетних насаждений в порядке, определяемом ПЭС.
5.2.6.При вырубке деревьев на трассе ВЛ следует обращать внимание на то, чтобы высота пней была минимальной, а сами пни были ошкурены. Срубленные и сломанные деревья, а также валежник и сучья должны быть сложены вне охранной зоны или на краю трассы.
5.2.7.Вокруг каждой опоры на деревянных приставках в местах, где имеется опасность возникновения низовых пожаров, должна быть вырыта канава глубиной 0,4 м, шириной 0,6 м, отстоящая от опоры на расстоянии 1,5-2 м. В радиусе 2 м от опоры трава и кустарники могут быть удалены химическим способом.
Перечень участков ВЛ, где необходимо проведение противопожарных мероприятий, должен утверждаться главным инженером ПЭС.
*В соответствии с письмом Государственного комитета по лесу от 05.08.89 № 187/9.