Коммуникации в инновационном менджменте.
Практическая деятельность менеджера любого уровня во всех сферах инновационного процесса выражается в общении с людьми и заключается в получении, использовании и передаче информации. Известно, что руководитель любого уровня от 50 до 90 % своего времени тратит на работу с информацией. Под информацией в инновационном менеджменте понимаются целенаправленные знания, используемые для анализа ситуации и принятия управленческих решений.
Инновационные коммуникации– это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений. Элементарным звеном коммуникационного процесса выступает коммуникационная ячейка, состоящая из коммуникатора(передатчика), коммуниканта(приемника) и коммуникационного канала(рис.6.1.).
|
|
Коммуникационный канал
Обратная связь
Рис.6.1. Структура коммуникационной ячейки.
В качестве коммуникатора может выступать любое звено структуры, принимающее управленческое решение. Именно у него возникает содержательная идея о предмете коммуникации, связанная с осуществляемым инновационным проектом или организационной деятельность менеджера. Коммуникатор как инициатор информационного контакта определяет состав коммуникантов и выбирает соответствующую форму коммуникационного канала.
Коммуникант может представлять элементы как внешней среды, так и внутренние звенья ИП. В качестве внешнего коммуниканта выступают партнеры по кооперации, сбытовые организации и поставщики, центральные, в том числе международные, информационные фонды, вышестоящие организации и т.п. Внутренние коммуниканты определяются вертикальными и горизонтальными связями на ИП. Вертикальные связи реализуются через межуровневые коммуникации, например, руководство ИП – службы и подразделения или руководитель группы – исполнитель. Горизонтальные связи находят выражении в функциональных коммуникациях, например, отдел – отдел или межличностные коммуникации в группе и т.п.
Активное и существенное значение для эффективности коммуникаций имеет правильный выбор коммуникационного канала. В качестве коммуникационного канала используется большое разнообразие носителей информации. В инновационном менеджменте форма коммуникационного канала должна учитывать и эмоциональные аспекты, возможности аргументации, убеждения, мобилизации исполнителей. Выбор коммуникационного канала зависит и от того, является ли коммуникация временной, разовой или относится к штатным формам деятельности менеджера.
Постоянные коммуникационные каналы объединяются в коммуникационные сети, которые состоят из пунктов и связей. Пункты характеризуют коммуникационных партнеров как передатчиков, так и приемников информации. Связи определяют коммуникационные каналы. В зависимости от структуры различают звездообразные, кольцевые и полные коммуникационные сети (рис.6.2.).
Б А А
Е В Е Б Е Б
А
Д В Д В
Д Г
Г Г
а)звездообразная б)кольцевая в)полная
Рис.6.2. Типы структур коммуникационных сетей.
При звездообразной сети, используемых преимущественно в централизованных структурах организаций, коммуникатор имеет кратчайшую форму связей со всеми коммуникантами. В свою очередь, все коммуниканты могут связываться друг с другом только через центральный пункт. При кольцевой структуре каждый имеет устойчивые коммуникационные связи с двумя смежными партнерами. Наибольшие возможности для коммуникаций предоставляет полная структура сети, при которой каждый из партнеров обеспечен прямым коммуникационным каналом. Следует иметь в виду, что это и наиболее дорогостоящая, сложная и наименее помехоустойчивая структура.
Обязательным элементом первичной коммуникационной ячейки выступает канал обратной связи, без которого немыслим действенный обмен информацией, контроль полноты и правильности усвоения передаваемой информации. По утверждению специалистов, до второго уровня иерархии доходит обычно лишь 63% передаваемой информации, до третьего 40, до четвертого -20%. Качественно изменить подобное соотношение на крупных ИП со сложной структурой возможно только при тщательной организации обратных коммуникационных связей.
Основные задачи коммуникаций в инновационном менеджменте заключаются в следующем:
· определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на ИП;
· организация информационного обеспечения системы управления на ИП;
· организация рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;
· разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на ИП;
· координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на ИП;
· разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на ИП.
Принципиальное значение при дифференциации коммуникаций имеют признаки направления, области использования, способов и форм коммуникационных отношений.
В зависимости от направлений различают содержательные и процессуальные коммуникации.
Содержательные коммуникации специалистов связаны с выполнением ими специфических функциональных обязанностей, вытекающих из проводимых инновационных программ и имеющих профессиональный характер.
Процессуальные коммуникации, часто называемые организационными и характерные, в большей степени, для руководителей различного уровня начиная от руководителя группы, имеют регламентированную форму, периодичность и направлены на поддержание эффективного менеджмента на ИП.
По области использования различают коммуникации: для формирования целей, планирования, организации и контроля.
По способам коммуникаций – формальные и неформальные.
По форме коммуникаций – внутренние и внешние.
Главная цель организации коммуникационного процесса на ИП состоит в обеспечении возможно полного усвоения передаваемой информации при минимальных затратах на менеджмент. Как любая организационная задача, проектирование коммуникационных процессов на ИП предусматривает три основных фазы работ:
· формирование коммуникационной системы (оценка состояния, анализ информационных потерь, расчет потребности в информации);
· поиск вариантов решения проблемы (формирование информационных потоков, этапы коммуникационных процессов, выбор коммуникационных каналов);
· принятие коммуникационного решения (сравнение вариантов, выбор эффективного варианта, принятие решения).