Лекция в инновационном обучении

Приоритет гуманитарных ценностей развития личности, вни­мание к тем психолого-педагогическим условиям, которые необхо­димы для саморазвития, самоактуализации личности, подталкива­ют преподавательский состав медицинских вузов к поиску новых лекционных форм.

К ним мы относим проблемную лекцию, лекцию вдвоем, лек­цию-визуализацию, лекцию с заранее запланированными ошибка­ми и лекцию-конференцию, или консилиум.

5.2.1. Проблемная лекция.

Наверняка, читая эти страницы, врачи-педагоги могут возра­зить утверждению, что проблемная лекция является новой формой. Действительно, проблемная лекция, связанная в целом с проблем­ным обучением и умением преподавателя создать проблемную си­туацию, является весьма древней формой обучения. Обучение че­рез преодоление и разрешение - противоречий дали миру так назы­ваемые сократические, эвристические методы обучения, связанные с именем древнегреческого философа Сократа. Для проблемной лекции характерно создание проблемной ситуации, актуализация ее (силами лектора или с помощью студентов), представление но­вого материала в виде проблемной задачи, поиск средств для ее ре­шения (размышление лектора вслух, привлечение студентов), сле­дование шаг за шагом к искомой цели как к своеобразному открытию.

Процесс познания студентов в ходе такой лекции приближает­ся к поисковой, исследовательской деятельности. Лектором созда­ются условия для перехода в дальнейшем от учебно-познаватель­ной к учебно-профессиональной деятельности на практическом за­нятии. По мере привлеченности студентов к решению той или иной задачи повышается уровень проблемности лекции: студенты могут увидеть и объяснить, в чем же состоит противоречие, принять ак­тивное участие в поиске способа решения. А это уже есть устойчи­вая обратная связь, отсутствие которой является основным недос­татком информационной лекции. Поэтому можно говорить о про­блемной лекции как о соответствующей требованиям диалогового (интерактивного) обучения.

Однако нельзя думать, что такая лекция возникает как некая импровизация (хотя это тоже возможно). Преподавателю для реа­лизации принципа проблемности и диалогичности необходимо вы­делить проблемную ситуацию, подобрать аргументы и контраргу­менты, выделить ориентиры поиска, спроектировать «приманки», «ловушки» (возможные врачебные ошибки) и уметь использовать диалоговое общение. В этом, как ни странно, таится самая большая трудность для эрудированных лекторов - как доверить студенту са­мостоятельный поиск пути «открытия».

5.2.2. Лекция-визуализация.

В медицинском вузе лекция-визуализация наиболее распро­странена на доклиническом этапе обучения, где очень эффективно реализуется принцип наглядности на кафедрах биологии, патоана-томии, гистологии, физиологии и ряде других.

Визуализированная лекция представляет собой систематизиро­ванную, методически обработанную устную информацию, преоб­разованную в визуальную форму, которая служит опорой для фор­мирования умственных действий и понятий, понимания студента­ми этапности их отработки.

Чтение такой лекции сводится к комментированию подготов­ленных визуальных (или аудиовизуальных) фрагментов.

В задачи преподавателя входит создание условий для система­тизации имеющихся материалов, усвоения новой информации, по­нимания причинно-следственных связей и зависимостей, создание и решение проблемных ситуаций, демонстрация разных способов визуализации (натуральные объекты, рисунки, схемы, таблицы). Лекция-визуализация возможна при соблюдении ряда эргономиче­ских требований: схема расположения объектов в соответствии с закономерностями зрительного ряда (слева направо и сверху вниз), плотность расположения информации в кадрах и т.д.

5.2.3. Лекция вдвоем.

Лекция вдвоем возникла и утвердилась в медицинском вузе как попытка интеграции большого научного материала различных кафедр при рассмотрении наиболее важных проблем. Например, в МГМСУ есть положительный опыт чтения лекций вдвоем профес­сорами кафедр нормальной физиологии и биохимии. Лекция вдво­ем моделирует реальную ситуацию обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами в форме диалога.

Если темой лекции является дискуссионный материал, например выявляются точки зрения представителей разных научных школ, то необходимо соблюдать ряд условий, свойственных веде­нию дискуссий (диалог преподавателей должен демонстрировать культуру дискуссий, возможно привлечение студентов и проявление их отношения к происходящему).

Лучше всего удается лекция вдвоем в том случае, если у лекто­ров есть интеллектуальная и личностная совместимость, они владе­ют развитыми коммуникативными умениями, способны к быстрой реакции в ходе обсуждения и импровизации.

Лекция вдвоем также соответствует инновационным подходам, так как создает условия для актуализации имеющихся у студентов знаний, необходимых для диалога, что позволяет более глубоко и всесторонне понять изучаемые проблемы, их связь с практикой. Лек­ция вдвоем создает преграды догматизму и конформизму, опасность которых есть при преобладании информационных лекций. Лекция вдвоем представляет пространство развития для самих лекторов, ко­торые имеют возможность продемонстрировать высокий профессио­нализм и получить удовлетворение, уйдя от рутинных методов.

5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками.

Лекция с заранее запланированными ошибками одновременно выполняет мотивационную, диагностическую и контрольную функции в обучении. В медицинском вузе для подобной лекции ма­териалом могут служить врачебные ошибки (диагностические, по­веденческие, этические и т.д.).

Преподаватель при подготовке к лекции в содержание закла­дывает определенное количество ошибок, а их перечень после лек­ции предлагает студентам для совместного обсуждения.

Перед чтением лекции лектор не скрывает свой замысел и про­сит студентов фиксировать замечаемые ошибки. В конце лекции оставляется время на короткое совместное обсуждение. Такая фор­ма лекции мотивирует студентов к внимательному слушанию и по­зволяет лектору оценить степень понимания материала студентами.

5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция.

Такая форма лекции возможна в случае необходимости при­влечения различных специалистов для раскрытия темы.

В таком случае лектор, назвав тему, просит студентов в пись­менной форме задать вопросы, в течение 3-5 минут сортирует во­просы по содержанию и начинает лекцию. Лекция не протекает в виде прямых ответов на вопросы, она имеет форму сообщения, за­ключения консилиума, в ходе которого студенты получают ответы на поставленные в начале занятия вопросы.

Такую лекцию можно проводить в начале цикла занятий для выявления потребностей, интересов, возможностей, установок сту­дентов (слушателей ФПКП и ФУВ); в конце цикла - для системати­зации, подведения итогов и определения дальнейших перспектив работы; в середине цикла-для мотивации, создания атмосферы со­участия, внимания к экзистенциальным проблемам обучающихся.

5.2.6. Ораторское мастерство лектора.

Сразу оговоримся: нельзя требовать от каждого врача-педагога ораторского мастерства, так необходимого в публичных, политиче­ских выступлениях. Тем более, этому невозможно научить каждого преподавателя. Поэтому изложенный далее материал, заимствован­ный из современной литературы о методике публичных выступле­ний, возможно, поможет тем врачам-педагогам, которые захотят самостоятельно развить в себе ораторские способности.

Напомним, что в основе успеха любого публичного выступле­ния лежит понимание аудиторией содержания выступления. В учебной аудитории обычно нетрудно установить так называемый «исходный уровень знаний». Однако при подготовке к лекции не­обходимо проанализировать объективную трудность материала, а уже по ходу чтения учитывать, по возможности, субъективный уровень трудности. Для этого необходимо использовать обратную связь: вопросы, совместное решение проблем, размышление вслух, небольшие письменные задания, например при разделении аудито­рии на две-три группы, подведение итогов в конце лекции.

Перечислим приемы привлечения внимания аудитории: новиз­на, взаимодействие интересов (лектор показывает, как интересы слушателей соотносятся с содержанием лекции), персонификация (лектор опирается на способность сопереживания), соучастие (лек­тор делает слушателей действующими лицами содержания лекции, говоря: «Вы находитесь на приеме у врача в поликлинике», «Ваш город/район попал в зону бедствия» и т.п.), юмор и т.д.

Однако иногда по некоторым причинам (неудачное замечание, некорректная фраза лектора) возникают психологические барьеры, мешающие эмоциональному взаимодействию лектора и аудитории. В специальной литературе обращают внимание на следующие барьеры:

—> фонетические (плохая дикция лектора, неразборчивость ре­чи, неприятный тембр голоса);

—> стилистические (несовпадение понятийного языка, меди­цинской и психолого-педагогической терминологии, напри­мер в системе ФПКП);

—> семантические (слишком сложный смысл излагаемого).

Как лектору преодолеть эти барьеры, если он почувствовал не­понимание и отстраненность аудитории? Точных рецептов дать нельзя. Все зависит от эмпатийности, эрудированности самого лек­тора, умения дать разъяснение, привести пример, «разобрать» жи­вую ситуацию, опираться на личный опыт студентов.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности лично­сти врача-педагога, его тяготение к рационально-логическому или эмоционально-художественному стилю и, по необходимости, уме­ние использовать сильные стороны обоих стилей.

В технике публичных выступлений, при подготовке политиче­ских деятелей большое значение придается темпу и культуре речи, эмоциональной выразительности (интонации, громкость, паузы), жестам, мимике, одежде, позе и ряду других факторов. Однако, как показывает практика, только комплексное использование всех пе­речисленных факторов приносит успех, чувство удовлетворения у студентов и лекторов. А это, в свою очередь, подтверждает мысль о том, что человеческая коммуникация, реализуемая лектором, спо­собна обеспечить лекции достойное место в вузе в XXI веке.

Перестройка лекционных курсов в указанных направлениях, соответствие определенным требованиям к целям и содержанию позволят усилить воспитательную функцию обучения в вузе, повы­сить его мировоззренческий уровень, установить взаимосвязи лек­ции, практического занятия и самостоятельной работы студента в инновационном обучении.

Наши рекомендации