Основные этапы инновационного процесса.
Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, - процесс коммерциализации технологий.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.
Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.
Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.
В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инновационного проекта.
Основные этапы инновационного процесса представлены на рис.2.1.
Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок.
Фундаментальные исследования (ФИ) направлены на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идеи, открывает пути в новые области знания.
Следующий этап инновационного процесса – прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.
Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.
Предварительный этап (до выхода на рынок) | Рыночный этап | |||||||||||||||
Фундаментальные и поисковые исследования | Прикладные исследования и разработки | Внедрение на рынок | Расширение рынка | Зрелость продукта | Спад | |||||||||||
Теоретические и экспериментальные работы. Разработка концепции, оценка технической осуществимости | НИР Моделирование, конструкторская проработка | ОКР Разработка действующей модели, лабораторные испытания, создание опытного образца (прототипа) | Предсерийное производство, доработки, производственные испытания, начало серийного производства, сертификация продукции | Реклама, изучение и формирование потребителей, сервис, дополнительные услуги, обучение персонала и др. | Стабилизация продаж, насыщение рынка | Падение спроса, снижение объемов продаж, производства | ||||||||||
Знания | Знания, технологии (техническая документация, изобретения, патенты и др.) | Продукт, технология | Продукт, технология | Продукт, технология | Продукт, технология | |||||||||||
Рис. 2.1. Основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта (технологии)
Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.
Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров.
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.
На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.
Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителю. Первый – это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй – доведение новой продукции до потребителя.
За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ.
Циклический характер инновационного процесса и его расчлененность на отдельные этапы связаны не столько с общим характером процесса экономического развития, сколько с продолжительностью экономического оборота (жизни) новшества. При рассмотрении динамики развития важен временной период от появления продуктивного новшества до его исключения из производства и реализации – жизненный цикл изделия (инновации)(Рис.2.2.).
Жизненный цикл изделия включает в себя следующие этапы: создание новшества, внедрение на рынок, этап роста, замедление роста (зрелость), спад объемов продаж (упадок).
Сущность первого этапа – создание новшества – состоит в комплексе работ по превращению результатов научных исследований (фундаментального и прикладного характера) в образцы новых продуктов (изделий), их адаптации на рынке и оценке условий включения в экономический оборот. При этом первые продажи опытных партий (образцов) новой продукции, т.е. маркетинговые исследования также начинаются на этом этапе и играют основную роль во включении новшества в экономический оборот.
Второй этап (роста) связан с освоением производства и рынка, ростом продаж и наращиванием экономического результата. Протекая в сфере материального производства, этот этап является важнейшим во всем жизненном цикле продукции, именно здесь создается материально-вещественная основа цикла.
На этапе роста фирмы-продуценты ведут разработку модификации изделий, дифференцируя потребительский спрос. Это могут быть незначительные усовершенствования с точки зрения удобства пользования изделиями, их функционального назначения, миниатюризации и т.п. Каждая фирма ищет такие нюансы качества. В итоге пять-шесть, а то и десять компаний могут
Рис.2.2.
производить на первый взгляд одинаковые товары. Однако при ближайшем рассмотрении в каждой из них можно обнаружить ряд небольших новинок. Тем самым фирмы-продуценты стремятся выделить сегменты рынка, где их изделия будут выступать в роли специализированных, не имеющих полных аналогов по назначению удовлетворения потребностей.
Разработка оригинальных модификаций изделий, отличающихся от аналогов других фирм, определяет стратегию продуцента в области НИОКР на следующей стадии жизненного цикла (стадия зрелости).
Однако при неименной технологической базе расширение номенклатуры не может идти бесконечно. Усиливающаяся на фоне снижения нормы прибыли (до средней величины) борьба за сокращение издержек производства, ограниченное число, поддающихся выделению сегментов рынка, не позволяет продуцентам идти на дальнейшее увеличение числа модификаций. Возможности конкуренции посредством дальнейшей дифференциации потребительского спроса исчерпывается. Рынок стабилизируется по номенклатуре, постепенно превращается в рынок стандартизованных изделий. В результате отработки технологии производства, разработки специализированного высокопроизводительного оборудования в целом выравнивается качество изготовления изделий-конкурентов. Главным средством ведения конкурентной борьбы становится ценовое соперничество.
Неизбежно наступает моральное старение продукции, из-за появления на товарном рынке нового, заменяющего продукта, падает спрос и, как следствие, снижаются продажи и экономические результаты. Все это происходит на этапе упадка.
В условиях конкретного бизнеса, по мере перехода от одного этапа жизненного цикла продукта к другому, т.е. по мере его морального старения, происходит снижение экономических результатов. Это побуждает или модернизировать продукт, или его заменить. Для обеспечения постоянного развития это делается одновременно.
Чем сильнее конкурентные условия на конкретном рынке, тем быстрее прекращается производство морально, экологически, социально устаревшего товара.
На конкурентном рынке жизненный цикл продукта (изделия), охватывающий все его этапы, составляет в среднем 10-15 лет в зависимости от его потребительской и инвестиционной области.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТЕХНОЛОГИИ.
На рис. 2.3. показана S-образная кривая, отражающая зависимость между затратами, связанными с разработкой и улучшением продукта или технологического процесса, и результатами, получаемыми от вложенных средств.
В начале, когда средства вкладываются в исследование нового продукта, успехи весьма скромны. Потом, когда в дело идут ключевые для достижения успеха знания, реализуемые в виде разработок, результаты деятельности улучшаются почти скачкообразно. Наконец, по мере инвестирования в продукт или процесс дополнительных средств с целью их совершенствования, технический прогресс становится все более трудным и дорогостоящим. Это предопределят предел эффективного использования того или иного продукта или технологии. Последнее, графически иллюстрируется верхней частью кривой.
Рис. 2.3. Жизненный цикл технологии.
Способность менеджеров распознавать пределы используемых технологий имеет решающее значение, поскольку предопределяет успехи или неудачи фирмы, ибо предел – самый надежный ключ к выявлению момента, когда надо разрабатывать новую технологию.
Таким образом, технологии имеют свой жизненный цикл, включающий начальную стадию развития (медленное развитие), сменяющуюся стремительным развитием, которое завершается зрелостью. На последней стадии развития прирост затрат на НИОКР часто уже не дает ожидаемого результата. В этом случае происходит замена одной технологии другой – более перспективной.
Тех, кто не осознал идеи предела в S-образной кривой, перемены застают врасплох, подкрадываясь к нам сзади. Это происходит столь часто и неизбежно, что некоторые авторы называют S-образную кривую кривой слепоты.
Периоды перехода от одной группы продуктов или процессов к другой иногда называют технологическими разрывами. Возникает разрыв между S-образными кривыми за счет формирования новой S-образной кривой, но не базе тех же знаний, которые лежали в основе старой кривой, а на базе совершенно новых знаний. Например, переход от электронных ламп к полупроводникам, от винтовых самолетов к реактивным, от магнитной ленты к компакт-дискам и т.д. – все это примеры преодоления технологических разрывов. И все они позволяют потеснить отраслевых фирм-лидеров.
S-образные кривые почти неизменно ходят парами. Промежуток между парой кривых и представляет собой разрыв, в рамках которого одна технология замещает другую. На деле одна единственная технология редко способна удовлетворить все запросы потребителей. Почти всегда существуют конкурирующие технологии, каждая со своей S-образной кривой. Компании, которые научились преодолевать технологические разрывы, вкладывают деньги в исследования, в том числе и фундаментальные, чтобы знать, где они находятся на соответствующих S-образных кривых и чего следует ожидать в будущем.