Глобальная цель. Переориентация на новый ценностный базис.
Целое есть сумма его частей.
Эта глава раскрывает понятие третьей - глобальной цели, которая может стоять у человека и точно стоит у всего человечества. Мы все живем на нашей планете и только мы сами решаем, какой будет эта планета завтра. Менять программы реакции, заменяя влечение и отторжение на любовь, – означает менять мотивацию, а значит, и действия. Другие действия создают другую реальность. Если посмотреть вглубь, то можно увидеть, что именно программы реагирования, управляя нашим поведением, создают все то зло, которое мы приносим самим себе и нашему общему дому. Эти программы являются первопричиной всего, потому что они управляют сознанием, а сознание уже управляет всем остальным. Чтобы это стало понятней, давайте рассмотрим два примера.
Вот один еврейский мальчик играет в песочнице с палестинским мальчиком. Они весело строят дома, ставят из палочек деревья и рисуют на песке дороги. Вдруг к одному из мальчиков подходит его отец и произносит следующие слова: «Ах ты, негодный мальчишка, сколько раз я тебе запрещал играть с этим еврейским мальчиком?!» Отец тащит своего сына на задний двор и, приговаривая слова «я научу тебя не общаться с этими евреями», со всей силы бьет ремнем своего сына в качестве наказания за проступок. Говорит «евреи» и бьет сына, говорит «евреи» и снова бьет.
Фактически отец создает у мальчика связку «стимул-реакция», где стимулом или якорем является «еврей», который отец соединил с состоянием боли от ударов. Получилась связка: еврей – ощущение боли, еврей – ощущение боли…
Проходит двадцать лет. Вот бежит Муслим, тот самый палестинский мальчик, в его руке автомат. С безумным остервенением, с абсолютной верой в праведность своих действий и с криками «Аллах Акбар» он расстреливает группу евреев, а сам после умирает в перестрелке с полицией.
Кто виноват? Он? Его отец? Евреи? Мусульмане? Общество? Политики? Кто?
Никто в отдельности и все вместе. Он, потому что не смог остановиться, убивая ни в чем неповинных людей, но на самом деле управляемый программами прошлого. Его отец, потому что не смог остановится с ремнем, хотя сам в свое время был крепко бит за то же самое своим отцом. Общество, которое предпринимает вялые попытки как-то повлиять на обстановку, но, по факту, давно является заложником сформировавшейся системы неистинных целей и шаблонов, передающихся из поколения в поколение. Но так ли важно понимать, кто виноват? Намного важнее разорвать этот общественный паттерн, изменить себя по-настоящему, чтобы наши дети не заражались от нас программами прошлого, а росли в радости и учились мотивации любви ко всему в этом мире.
Пример номер два. Вот сидит очень богатый человек, он наливает тридцатилетний виски и пьет его. В его большом доме на верху горы в пригороде Лос-Анжелеса никого нет. Он один. Его жена ушла от него, потому что устала ждать его, когда он вернется с очередных переговоров или командировок. Дети так редко видели отца, что, став взрослыми, практически не испытывают привязанности к нему и поэтому даже не звонят.
Он смотрит на огни города внизу и не понимает, зачем он всю жизнь бежал за деньгами, стремился к богатству и забыл про все то другое, что является сейчас таким важным для него и чего больше не вернуть. С грустью на душе он опускается в воспоминания о своем детстве, о том времени, когда он хотел стать летчиком и о том, как однажды его родители, потратив последние деньги, подарили ему радиоуправляемый самолет. Весь светящийся от счастья, он запускал его в поле рядом с домом. Он наслаждался игрой радиоуправляемой машины в воздухе, как вдруг, неожиданно подул сильный ветер и уронил самолет на землю с большой высоты. Он вспоминает, как в ужасе он рассматривал осколки своего самолета и понимал, что у родителей нет денег, чтобы купить ему новый. Чуть позже, лежа на своей кровати в слезах, он дал себе зарок во что бы то ни стало, когда вырастет, он будет зарабатывать много денег. С тех пор он начал испытывать влечение к деньгам и пошел за этим влечением…
Мы все когда-то были чистыми созданиями, детьми, открытыми миру и любящими все вокруг, мы радовались просто потому, что нам хорошо, а не потому, что у нас что-то есть. Но общество и система, которая была сформирована до нас и не нами, шаг за шагом, человек за человеком, вербовала в свои ряды новых солдат «боли» и «страданий». Мы живем в обществе, где все на всех уровнях в той или иной степени несчастны. Даже самые богатые или власть имущие, обладая любыми финансовыми возможностями, испытывают боль от одиночества, проблемы в отношениях с близкими людьми или сложности со здоровьем. Мы живем в обществе, где одно поколение «инвалидов» создает другое поколение «инвалидов», в обществе, которое раз в тридцать лет стоит на грани самоуничтожения и неизвестно, что будет через следующие тридцать лет, если все останется так, как есть сейчас.
Почему сейчас?
Целое есть сумма его частей. Многие поколения до нас задумывались об изменении общества, но это были лишь декларации в формате утопии, потому что не было ни средств, ни методов достижения цели на глобальном уровне. Не существует такого действия, которое поменяет все общество. Есть действие, которое может поменять одного человека, и если у людей в нашем мире будет мотивация совершать это действие, то изменится и все общество. Целое есть сумма его частей.
В мире не существует людей плохих и хороших, есть счастливые и несчастные. Так ли важно понять, кто виноват? Намного важнее понять, что делать. Если вы спросите любого медицинского работника, что нужно лечить, причину или следствие, каждый специалист скажет, что, нужно лечить причину. Только устранив причину, мы сможем излечить саму болезнь, при этом, сколько бы мы не лечили следствие, или симптомы, саму болезнь это не вылечит, а лишь временно облегчит страдание.
Текущее поколение обладает самым широким набором возможностей для того, чтобы запустить необходимые трансформационные процессы в этом мире на уровне причины,которая выражена вналичии в нашей голове связки «стимул – реакция», которая вытесняет из нас внутреннее состояние любви, как основы правильной мотивации, ориентированной на созидание, а не разрушение.
Впервые за всю историю человечества нам есть что есть, нам есть где жить, мы работаем на нормальных работах, у нас есть медицина и любая информация находится в открытом доступе, общество не сжигает на кострах тех, кто думает по-другому, впервые мы можем сосредоточиться на чем-то кроме просто выживания и простройки материального аспекта нашей жизни. У нашего поколения, по сути дела, есть все для осуществления глобального марш-броска по изменению жизни на этой планете и созданию общества, основанного на любви и радости, гармонии и счастье.
Одним из самых главных отличий нашей реальности от всего предыдущего времени является наличие Интернета. Интернет - это не просто хранилище данных или социальные сети. Интернет – это прежде всего способность распространять любую информацию за очень короткие сроки.
Если распространяемая информация создает мотивацию у людей двигаться к другим целям, достижение которых устраняет первопричину всех проблем в этом мире, а также содержит понятный практический инструмент, помогающий прийти к этим целям, то такая информация способна реально изменить весь мир вокруг нас.
Впервые достижение индивидуальных целей человека может быть полностью сонастроено с целями всего общества; чем больше людей стремятся и идут к своему собственному счастью, тем больше выигрывает само общество.
Создавая внутри себя грани любви и мотивации, направленной изнутри наружу, наше общество на всех его уровнях способно начать плавный процесс внутренней и внешней трансформации.
Разве выглядело бы наше общество так, как сейчас, если бы каждый человек был в гармонии с самим собой и с миром и если бы испытывал ощущение счастья и любви к окружающей реальности?
Что является истинной первопричиной множества проблем в различных сферах нашей жизни? Что находится в глубине? Где самый корень? Неравноправие? Капитализм? Болезни и войны? Олигархи и президенты? Нет. Как уже говорилось ранее, все это лишь следствие сложившейся системы и деятельности умов миллионов людей, в которых первоначальная, первородная любовь, как наш психоментальный «исходник», была завалена болью и страданием от тысяч «собак» нашего субъективного опыта.
Уже сейчас многие люди, осознав иллюзорность и искусственность внутренних программ реагирования, интуитивно или осознанно начинают движение в направлении изменения этих программ, совершая шаги по созданию гармонии и счастья внутри себя. В мире сейчас появляется все больше различных духовных течений, психологических инструментов, каждый из которых призван помочь людям в деле смены программ реагирования.
Лишь общество, имеющее в своей основе мотивацию любви, способно к такому уровню коллективного осознания, при котором возможно объединение нашей планетарной семьи в единое общество, основанное на равноправии, любви к планете, друг другу, сотворчестве и бесконечной радости бытия.
Такая идея объединения планеты в единое государство звучала раньше, все больше звучит сейчас и рассматривается некоторыми специалистами в области социальной динамики как следующая ступень нашей коллективной эволюции. Американский инженер Жак Фреско произвел расчеты, на основании которых с помощью технологий, которые были известны уже в 70-х годах прошлого века, наше общество, объединившись, способно всего за 10 лет полностью перестроить экономический механизм обеспечения себя необходимыми материальными благами.
Любое разделение на государства автоматически создает потенциал для конфликта и неспособность использовать ресурсы нашей планеты эффективно. Объединенная планета имеет другой тип осознания себя, при котором вопрос эффективного расходования ресурсов и сохранения их для себя и будущих поколений выходит на первый план.
Если коротко, то модель Жака Фреско предполагала поэтапный процесс простройки системы материального обеспечения общества, имеющее в своей основе высокую степень автоматизации производственных процессов, возобновляемые источники энергии и материалов, а также повсеместную разумную экономию.
Такой тип организации экономического устройства рано или поздно приведет к высвобождению значительных временных ресурсов человека, который сможет сосредоточиться на других формах проведения времени, таких как творчество, саморазвитие и помощь другим.
Завершая главу о третьей цели, будет правильно отметить, что понимание связи между личностными целями человека и целями всего общества может оказать положительное влияние на мотивацию многих людей, кому не безразлично то, в каком мире будут жить наши дети и внуки.
Однако эта цель, как и надсистемная цель, не является отпределяющей, она лишь говорит об эффекте, который может произойти на планете, если достаточно большое количество людей в нашем мире начнут предпринимать конкретные шаги в направлении своего собственного счастья и в итоге придут к нему.
Эффективность
Эффективность была бы не важна,
если бы не была так важна.
Парадигма 2.0 - это презентация для общества другой системы целей, в основе которой лежит такое высокоуровневое понятие, как любовь на всех трех уровнях бытия – персональном, надсистемном и глобальном. В конечном итоге знания Парадигмы 2.0 должны появиться в виде фильма, который позволит донести их до максимально большого количества людей.
Рассматривать описанные цели в отрыве от понимания механизма их достижения было бы пустой тратой времени. Фильм, как и текст, должны содержать понимание того, как прийти к этим целям. Так как в основе всех трех целей лежит задача смена механизма реагирования, то и инструмент должен быть из соответствующей области. В мире есть огромное количество различных духовных течений, психотрансформационных технологий, каждая из которых призвана помочь людям в деле смены программ реакций, высвобождающих энергию радости и любви внутри себя.
Формат фильма не позволяет раскрыть их все. В силу этой причины возникает необходимость выбора. В начале книги, отвечая на вопрос о том, как прийти к состоянию истинного счастья внутри себя, был разобран один из инструментов ментальной трансформации, который называется Випассана. Причины, почему именно этот инструмент был выбран для того, чтобы включить его описание в книгу и в фильм, приведены в этой главе.
Выбор всегда предполагает критерий выбора. В данной книги критерием такого выбора используется понятие эффективности, потому что в контексте достижение каких-либо целей это понятие имеет центральное значение. Причем эффективность не с точки зрения какой-то одной цели, а обязательно всех трех целей. Каждая из целей накладывает свой набор условий, неудовлетворение которых снижает вероятность достижения соответствующей цели.
Далее в этой главе будут описаны критерии эффективности с позиции трех целей и произведен анализ такого инструмента, как Випассана, на соответствие каждому из критериев, и в результате такого исследования мы увидим, что данный инструмент полностью удовлетворяет главным выделенным критериям и поэтому может быть использован для решения поставленных задач на всех трех уровнях описанной системы целеполагания.
Критерии эффективности
- Объем результата. Первый основополагающий критерий. Объем результата представляет собой количество перезаписанных программ на единицу времени с учетом масштаба задачи в десятки тысяч программ.
- Технологическая тотальность. Второй основополагающий критерий. Под словом тотальность понимается, что метод должен позволять исправлять абсолютно все программы, потому что они в той или иной степени делают нас несчастными. Многие методы дают высокую эффективность в работе с классом каких-то определенных проблем. Изменив реакции, связанные с этими проблемами, человек действительно значительно улучшает качество своей жизни, но при этом в его психике продолжают существовать реакции, подобные спящим вулканам, которые, в случае стечения определенных обстоятельств, стимулов, активируются и делают человека несчастным. Метод должен быть тотальный, т.е. в сам метод должна быть прошита опция, которая позволяет очистить весь стакан наших реакций до самого дна. Только удовлетворение критерию тотальности может гарантировать человеку возможность достижения второго надсистемного уровня целей, связанного с прекращением цикла перевоплощений. В противном случае говорить о технологичности метода не приходится, и он с точки зрения надсистемной цели превращается скорее в лотерею, нежели в результат проделанного труда. Слово технологичный в этом критерии означает способность метода автоматически поднимать пласт за пластом необходимый ментальный материал без участия самого человека или терапевта, либо иметь какой-то иной механизм предоставления следующего для проработки материала.
- Полная перекодировка программы. Техника должна перекодировать программу полностью, чтобы в мозгу новый нейронный путь полностью заменил предыдущий. Только в таком случае можно говорить об устойчивом изменении на корневом уровне психики. Мозг должен в прямом смысле забыть предыдущую реакцию, иначе в определенных контекстах реакция сможет проявить себя снова.
- Скорость перезаписи программ. Чем больше скорость перезаписи программы, тем быстрее она перезапишется и человек освободиться от ее воздействия.
- Гарантированность результата. Ни один инструмент не может дать гарантий в вопросах психологической трансформации, однако те или иные характеристики различных техник могут свидетельствовать о большей или меньшей степени гарантированности результатов в работе с одними инструментами по сравнению с другими.
- Финансовая доступность. Метод должен быть доступен любому человеку. Множество методов трансформации сознания связаны с финансовыми издержками, зачастую достаточно существенными. Метод не должен содержать финансовую нагрузку, иначе этот метод не смогут использовать те, у кого недостаточно финансовых средств, что негативно скажется на достижении обществом третьей цели.
- Трудозатратность. Метод должен быть приемлемо трудозатратен, чтобы быть доступным большинству людей.
- Широта охвата. Метод должен позволять сделать максимально большой охват с точки зрения различных типов людей. Он должен быть доступен слепым, глухим, инвалидам, детям, старикам и любым другим категориям.
- Удобство использования.Метод не должен требовать наличия каких-то особых условий, залов, терапевтов, приспособлений, он должен работать абсолютно в любом месте – в школах, в самолете, в тюрьме, в космосе. В таком случае его использование будет доступно большинству людей.
- Понятность. Метод должен быть понятен любому человеку, который его использует. Необходимо, чтобы метод не требовал большого объема специфических подготовительных знаний. Хорошим критерием понятности метода является возможность его использования детьми.
- Религиозное соответствие. Для многих людей религия может быть тем цензором, который устанавливает табу на любую деятельность, противоречащую тому или иному догмату религии. Метод не должен противоречить каким-либо постулатам основных религий мира.
- Инфраструктурная подготовленность. Метод ментальной трансформации требует либо работы с оператором, либо самостоятельной работы, которой всегда предшествует обучение. Идеально, если метод уже на данный момент обладает развитой инфраструктурой, способной принять тысячи людей со всего мира.