Тема 6. Правовое регулирование нефтяной отрасли

1. Договорное регулирование в нефтяной отрасли

Для изучения особенностей договорного регулирования нефтяной отрасли может быть использована следующая условную классификацию договоров:

(1) договоры, регулирующие отношения по поставке нефти и нефтепродуктов; (2) договоры об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам; (3) договоры, регулирующие отношения по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу;

(4) договоры,регулирующие отношения по подключению нефтеперерабатывающих заводов к магистральному трубопроводу; (5) соглашения о разделе продукции; (6) договоры на строительство, реконструкцию, модернизацию энергетических объектов нефтяной отрасли.

Остановимся на некоторых из указанных групп договоров подробнее.

(1)В отличие от договоров поставки газа, имеющих достаточно детальную регламентацию в специальных нормативных правовых актах, договорные отношения по поставке нефти и нефтепродуктов аналогичной регламентации не имеют. При заключении договоров стороны руководствуются соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ, иными положениями действующего законодательства, регулирующего отношения по поставке694.

Так, например, в Правилах торговой практики ОАО «Газпром нефть» в отношении реализации бензинов и дизельных топлив в Российской Федерации, в разделе Общие условия реализации нефтепродуктов закреплено, что с покупателями заключаются рамочные договоры поставки, предусматривающие порядок осуществления поставки и оплаты, условия транспортировки нефтепродуктов, ответственность сторон и иные общие условия поставки.

Согласно п.3.3 данных Правил базис поставки, наименование, количество, качество и цена поставляемого нефтепродукта определяются сторонами договора в соответствующем приложении к договору поставки, заключаемом в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и исходя из обычаев 695.

Необходимо учитывать, что в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы, Министерства энергетики РФ от 30.04 2013 № 313/13/225 утверждены минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов и требования к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках696.

Согласно п.2 Требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках условия договоров по продаже нефтепродуктов содержатся в том числе в заявках, правилах организованных торгов, спецификациях договоров697.

В Правилах проведения организованных торгов в секции «нефтепродукты» ЗАО «Санкт-ПетербургскаяМеждународнаяТоварно-сырьеваябиржа» указывается, что договор заключается между участниками торгов в соответствии с данными Правилами и Спецификацией биржевого товара.698 Согласно п.7.3 договор считается заключенным на бирже в момент фиксации биржей со-

695См.: Правила торговой практики ОАО «Газпром нефть» в отношении реализации бензинов и дизельных топлив в Российской Федерации//официальный сайт ОАО «Газпром нефть»// http://www. gazprom-neft.ru/business/retail/

696Приказ Федеральной антимонопольной службы, Министерства энергетики РФ от 30.04 2013 № 313/13/225 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках»//Российская газета.2013. 5 июля.

697Правила проведения организованных торгов нефтепродуктами можно посмотреть на официальных сайтах бирж. См. напр., официальный сайт ЗАО«Санкт-ПетербургскаяМеждународнаяТоварно-сырьеваябиржа»// http://spimex.com/markets/oil_products/docs/ ; официальный сайт ЗАО «Биржа«Санкт-Петербург»//http://www.spbex.ru/1295

698В соответствии с п.2.4 Правил проведения организованных торгов в секции «Нефтепродукты» ЗАО «Санкт-ПетербургскаяМеждународнаятоварно-сырьеваяБиржа» указано, что данные Правила являются составной частью правил организованных торгов и разработаны в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 21.11.2011 №325-ФЗ«Об организованных торгах», нормативными актами Банка России, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом ЗАО «СПбМТСБ»// http://spimex.com/markets/oil_products/docs/

ответствия разнонаправленных заявок друг другу путем внесения записи соответствующего договора в реестр договоров. Договор вступает в силу с момента внесения записи в реестр договоров биржи, что подтверждается выпиской из реестра договоров и действует до полного исполнения сторонами обязательств по договору.

К основным способам поставки относятся в том числе: поставка биржевого товара на условиях «франко-вагонстанция отправления»;«франко-вагонстанция назначения»;«франко-вагонпромежуточная станция»;«франко-труба»;«франко-борт»;«франко-складпокупателя» и др.

Общие условия поставки, заключаемых в секции «Нефтепродукты» ЗАО «СПбМТСБ» закреплены в Приложении № 01 к Правилам.

Так,согласно Общим условиям поставки, способ поставки «франко-труба»означает передачу биржевого товара поставщиком покупателю путем сдачи в систему магистральных нефтепродуктопроводов из резервуара нефтепродуктов производителя. Право собственности на товар, риск случайной гибели, утраты, недостачи или случайного повреждения товара переходит от поставщика к покупателю в момент сдачи товара в систему магистральных нефтепродуктопроводов из резервуара нефтепродуктов производителя, оформляемой актомприема-сдачитовара.датой поставки товара, днем исполнения поставщиком обязательств по поставке товара считается дата актаприема-сдачитовара в в систему магистральных нефтепродуктопроводов.

(2)Рассматривая договоры об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам необходимо обратить внимание, что порядок заключения, существенные условия, срок действия определены в Правилах обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.03.2011 № 218.699 (699Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»//CЗ РФ.2011.№ 14. Ст.1943.

Для заключения договора заявитель до 15 августа года, предшествующего году транспортировки, представляет по месту нахождения оператора в письменной форме заявку на получение услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, подписанную уполномоченным лицом. Данная заявка должна содержать определенные сведения, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в п.12 Правил.

Данный перечень включает в себя: (а) полное и сокращенное (при наличии) наименование заявителя, его место нахождения, банковские реквизиты, номера телетайпов, телексов, телефонов и телефаксов для оперативной связи — для юридического лица;

(б) планируемые сроки начала и окончания поставок нефти (нефтепродуктов);

(в) предполагаемые пункты отправления; (г) предполагаемые пункты назначения или перевалки на другие виды транспорта; (д) количество поставляемой нефти (нефтепродуктов); (е) сведения о единоличном исполнительном органе заявителя или представителя заявителя, в случае, если заявку подает иное уполномоченное лицо — для юридических лиц.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявке, установлен п.13 Правил. В соответствии с п.14 Правил требования к содержанию заявки и представляемым документам являются едиными для всех заявителей. В случае несоблюдения заявителем указанных требований поступившие документы возвращаются заявителю без рассмотрения. При этом, в п.14 Правил закреплено, что отказ в приеме заявки к рассмотрению при предоставлении документов, указанных в пунктах 12 и 13 Правил, не допускается, также как и требование документов и сведений, которые не предусмотрены Правилами.

Сторонами договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам являются потребитель и оператор.

Под потребителем понимается лицо,являющееся собственником нефти (нефтепродуктов) либо владеющее ею на ином законном основании и удовлетворяющее требованиям указанных Правил,получившее в установленном порядке доступ к услугам по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам.

Под оператором понимается субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.

В соответствии с п.6 Правил к существенным условиям договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам отнесены следующие: (а)порядок приема, транспортировки с дачи нефти (нефтепродуктов); (б) количество и качество подлежащей транспортировке нефти (нефтепродуктов); (в) пункты отправления и пункты назначения; (г) порядок оплаты услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) потребителям; (д) права и обязанности сторон договора; (е) порядок урегулирования споров; (ж) обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);

(з) ответственности сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора; (и) порядок корректировки количества и качества подлежащей транспортировке нефти (нефтепродуктов), пунктов отправления и пунктов назначения, а также порядок осуществления контроля за состоянием и применением узлов учета нефти (нефтепродуктов).

Вп.7 Правил установлен срок действия договора — 1 год.

В Правилах также закреплены права и обязанности сторон.

При исполнении договора потребитель обязан: (а) обеспечивать соответствие предназначенной для транспортировки нефти (нефтепродуктов) требования технических регламентов, стандартов и технических условий; (б) обеспечивать сдачу нефти (нефтепродуктов) для транспортировки по магистральному трубопроводу в пунктах отправления по характеристикам, указанным в паспорте качества нефти и документах,подтверждающих соответствие нефтепродуктов установленным требованиям в области технического регулирования, а также в количестве и сроки,которые предусмотрены договором; (в) обеспечивать прием нефти (нефтепродуктов) из системы магистральных трубопроводов в пунктах назначения в соответствии с условиями договора; (г) обеспечивать учет нефти (нефтепродуктов) в приемо-сдаточномпункте; (д) информировать оператора в установленные договором сроки об аварийных ситуациях , обстоятельствах непреодолимой силы, опланово-предупредительныхремонтах и других работах на своих объектах и о возможном изменении количестваприема-сдачинефти (нефтепродуктов) по сравнению с указанными в договоре, а также об иных действиях и событиях, препятствующих исполнению обязательств в соответствии с договором; ( е) оплатить оператору в порядке и сроки, которые предусмотрены договором, услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) независимо от факта потребления таких услуг, за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных законодательством Российской Федерации,помешавших потребителю сдать нефть (нефтепродукты) для транспортировки по магистральному трубопроводу в пунктах отправления в количестве и сроки, которые предусмотрены договором.

В п.9 Правил предусмотрены обязанности оператора. При исполнении договора оператор обязан самостоятельно либо с привлечением третьих лиц:(а) принять нефть (нефтепродукты) в количестве, указанном в договоре, в пункте отправления;(б) осуществить транспортировку нефти (нефтепродуктов) до пункта назначения или перевалки на другие виды транспорта; (в) обеспечить учет нефти (нефтепродуктов) в пункте отправления,пункте назначения или перевалки на другие виды транспорта; (г) сдать нефть (нефтепродукты) по характеристикам, в количестве и сроки, которые предусмотрены условиями договора и настоящими Правилами, в пункте назначения или перевалки на другие виды транспорта;

(д) информировать потребителей в установленные договором сроки об изменении режима работы,том числе об аварийных ситуациях,планово-предупредительныхремонтах и других работах на объектах магистрального трубопровода, обстоятельствах непреодолимой силы, а также о других действиях и событиях, препятствующих исполнению обязательств в соответствии с договором.

В Правилах также содержатся права обеих сторон по договору.

Под договором об оказании услуг по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу согласно п.2 Правил понимается соглашение между организацией трубопроводного транспорта и собственником или иным законным владельцем объекта нефтедобычи о взаимных обязательствах сторон при оказании услуг по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу.

Сторонами данного договора являются собственник или иной владелец объекта нефтедобычи и организаций трубопроводного транспорта, под которой согласно п.2 Правил понимается собственник магистрального нефтепровода или уполномоченная им организация.

Существенные условия договора об оказании услуг по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу являются: (а) технические условия, права и обязанности сторон по их соблюдению; (б) сроки выполнения мероприятий по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу и срок действия договора;(в) размер платы за услуги по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу, в том числе порядок расчета и оплаты таких услуг;(г) ответственность сторон за несоблюдение условий договора; (д) разграничение балансовой принадлежности и определение собственника объектов, созданных сторонами в целях обеспечения технологической возможности подключения объекта нефтедобычи и соблюдения единства магистральных нефтепроводов, а также эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно п.15 Правил договор заключается в течение срока действия технических условий, но не позднее 30 дней со дня получения уведомления о готовности выполнения технических условий. В соответствии с п.18 Правил срок действия договора устанавливается не менее чем на период выполнения мероприятий по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу, но не более чем на 3 года со дня вступления в силу договора, и продлевается по согласованию сторон.

В отношении размера платы за услуги по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу в п.17 Правил предусмотрено, что данная плата рассчитывается исходя из необходимости компенсации обоснованных расходов организации трубопроводного транспорта на выполнение мероприятий по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу. Затраты на выполнение заявителем мероприятий по подключению объ

екта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу, предусмотренных договором, не входят в размер платы за услуги по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу.

(4)Рассматривая договоры, регулирующие отношения по подключению нефтеперерабатывающих заводов к магистральному трубопроводу, необходимо учитывать, что порядок заключения, существенные условия, размер платы за услуги по подключению завода к магистральному трубопроводу, срок действия определены Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 № 1039.701

Согласно п.2 Правил под договором на оказание услуг по подключению нефтеперерабатывающего завода к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам понимается соглашение между организацией трубопроводного транспорта и собственником или иным законным владельцем завода о взаимных обязательствах сторон по оказанию услуг по подключению завода

К магистральному трубопроводу.

Вп.15 Правил закреплены существенные условия данного договора, к которым относятся (а) технические условия, права и обязанности сторон по их соблюдению; (б) сроки выполнения мероприятий по подключению завода к магистральному трубопроводу и срок действия договора; (в) размер платы за услуги по подключению завода к магистральному трубопроводу, в том числе порядок расчета и оплаты таких услуг; (г) ответственность сторон за несоблюдение условий договора;(д) разграничение балансовой принадлежности и определение собственника объектов, созданных сторонами в целях обеспечения технологической возможности подключения завода и соблюдения единства магистральных трубопроводов, а также эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно п.17 Правил срок действия договора устанавливается не менее чем на срок строительства завода, но не более чем на 5 лет со дня вступления в силу договора, и продлевается по согласованию сторон.

Размер платы за услуги по подключению завода к магистральному трубопроводу в соответствии с п.16 Правил рассчитывается исходя из необходимости компенсации экономически и технологически обоснованных расходов организации трубопроводного транспорта на выполнение технических условий. Затраты на выполнение заявителем мероприятий по подключению завода к магистральному трубопроводу, предусмотренных техническими условиями и договором, не входят в размер платы за услуги по подключению завода к магистральному трубопроводу.

(5)Рассматривая соглашения о разделе продукции следует отметить, что в настоящее время действует три соглашения о разделе продукции,которые были заключены на основании Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами»702, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 №225-ФЗ«О соглашениях о разделе продукции»703. В соответствии с данным Указом Президента РФ были заключены Соглашение о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции704; Соглашение о разделе продукции по проекту«Сахалин-1»;Соглашение о разделе продукции по проекту«Сахалин-2».

Необходимо учитывать,что в соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ«О соглашениях о разделе продукции» соглашения, заключенные до вступления в силу данного Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.При этом положения Федерального закона от 30.12.1995 №225-ФЗ«О соглашениях о разделе продукции» применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права,приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.705

702Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2285«Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами»// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.1994.№ 1. Данный Указ утратил силу с 12 сентября 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 года № 1275. См. также Распоряжение Правительства РФ от 11.10.2001 № 1344-р«О представителях Правительства Российской Федерации в управляющих комитетах проектов«Сахалин-1»,«Сахалин-2»и «Харьягинское месторождение»// СЗ РФ.2001. № 43; Приказ Министерства топлива и энергетики РФ от 11.11.1999 № 387 «О мерах по реализации государственной (федеральной) доли продукции по проектам«Сахалин-2»и Харьягинского месторождения»// kodeks://link/d?nd=901753717.

703Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ«О соглашениях о разделе продукции»// СЗ РФ.1996.№ 1.ст.18.

704См. также Постановление Правительства РФ от 05.11.1998 № 1111 «О подписании Соглашения между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрации Ненецкого автономного округа и французским акционерным обществом «Тоталь Разведка Разработка Россия» о разработке и добыче нефти на Харьянгинском месторождении на условиях раздела продукции»// СЗ РФ.1995.№ 46; Распоряжение государственного таможенного комитета РФ от 18.03.1998 № 01-14/297«О ввозе товаров в рамках Соглашения о разделе продукции по Харьягинскому месторождению»// kodeks://link/d?nd=901704705.

705См. также судебную практику: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.01.2011 № 12105/10// ИС «Кодекс»; Постановление Президиума Высше

2. Публично-правовые отношения в нефтяной отрасли…….133

Государственное регулирование нефтяной отрасли

Внастоящем параграфе рассматриваются полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование в нефтяной отрасли. Особое внимание уделено таким направлениям государственного регулирования нефтяной отрасли как антимонопольное регулирование, государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов, таможенное регулирование в отношении вывозных таможенных пошлин на нефть, государственное регулирование в области промышленной безопасности.

(1) Антимонопольное регулирование в нефтяной отрасли. В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» и Федеральным законом «О естественных монополиях» Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2011 года № 218 утверждены Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации. Данные Правила определяют порядок обеспечения для любых лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в целях потребления на внутреннем рынке Российской Федерации и осуществления поставок за пределы территории Российской Федерации.

Данными Правилами закреплено, что субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам осуществляет информирование об условиях получения доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в соответствии со Стандартами раскры-

тия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2010 года № 844; Подключение объекта нефтедобычи к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации

иучета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2011 года № 90; Подключение нефтеперерабатывающего завода к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам

и(или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2009 года № 1039.

Данными Правилами обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации определены также порядок оказания услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) и требования к порядку формирования и утверждения графика транспортировки нефти за пределы территории Российской Федерации, в соответствии с данными Требованиями установлено, что транспортировка нефти по магистральным трубопроводам за пределы территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с договором и графиком транспортировки нефти по магистральным трубопроводам за пределы территории Российской Федерации по направлениям отгрузки, утверждаемым в установленном порядке Министерством энергетики РФ ежеквартально, но не позднее чем за 15 дней до начала следующего квартала, по согласованию с субъектом естественных монополий, оказывающим услуги по транспортировке нефти.

(2)Государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов.

Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти

инефтепродуктов по магистральным трубопроводам и перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются госу-

дарством утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов»706.

Данные Правила определяют порядок формирования и государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам по маршрутам, включающим в себя транспортировку нефти по магистральным трубопроводам, входящим в трубопроводную систему «Восточная Сибирь — Тихий океан», с учетом использования железнодорожного транспорта и услуг в транспортных терминалах и специального морского нефтяного порта Козьмино для поставки нефти на внешние рынки.

Всоответствии с п.3 Правил государственное регулирование тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также по комплексной транспортировке нефти (далее — услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования цен (тарифов) (далее — регулирующий орган) путем установления тарифов или их предельных уровней.

Вслучае установления регулирующим органом предельных уровней тарифов субъект естественной монополии самостоятельно определяет тарифы в рамках их предельных уровней.

Согласно п.4 Правил установление (изменение, отмена) тарифов может производиться по инициативе регулирующего органа, в том числе на основании результатов мероприятия по государственному контролю (надзору),

атакже на основании предложений (обращений) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов, включая предложения (обращения) субъектов естественных монополий.

706Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов»// СЗ РФ.2008.№ 2. ст.104

В соответствии с п.11 Правил регулирование тарифов основывается на следующих принципах:

(а) ведение раздельного учета субъектами естественных монополий доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;

(б) возмещение экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, непосредственно связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, включая налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вп.12 Правил определены следующие методы государственного регулирования:

(1) метод экономически обоснованных расходов;

(2) метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

(3) метод предельных максимальных тарифов или предельного соотношения со стоимостью транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными видами транспорта;

(4) метод индексации тарифов.

Всоответствии с п.17 Правил при установлении (изменении) регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов. В случае если субъекты естественных монополий помимо деятельности по оказанию услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов осуществляют иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этих видов деятельности не учитываются при расчете тарифов.

Вп.18 Правил закреплено, что при установлении (изменении) тарифов используется один или несколько из следующих показателей:

(1) расчетный объем услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов на период регулирования, определяемый исходя из показателей за отчетный период с учетом заявок пользователей услуг на планируемый период, копии которых субъект естественной монополии направляет в регулирующий орган по его запросу;

(2) расчетный плановый объем выручки на период регулирования, требуемой для возмещения экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов;

(3)эффективность транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту трубопроводным транспортом или альтернативными видами транспорта, определяемая на основе мониторинга рынка транспортных услуг путем сопоставления суммарных затрат заказчиков услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов при их транспортировке трубопроводным транспортом с затратами при перевозке по альтернативным маршрутам альтернативными видами транспорта.

При этом в п.19 Правил установлено, что для субъектов естественных монополий, входящих в одну группу лиц в соответствии с законодательством о защите конкуренции и оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по одной системе магистральных трубопроводов, тарифы могут рассчитываться на основании обобщенных в отношении группы лиц показателей, указанных в п.18 Правил.707

В целях стимулирования увеличения загрузки трубопроводных мощностей и развития конкуренции с альтернативными видами транспорта регулирующий орган вправе дифференцировать тарифы в зависимости от объемов

ихарактеристик транспортируемых нефти и нефтепродуктов.

При определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам из одного района добычи нефти на внешние рынки учитывается необходимость создания равных условий поставки нефти на указанные рынки с учетом складывающейся на них ценовой конъюнктуры.

При определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на внешние рынки учитывается необходимость обеспечения снижения удельной стоимости транспортировки по мере увеличения ее расстояния.

При определении тарифов на услуги по комплексной транспортировке нефти учитывается необходимость развития новых регионов добычи нефти и обе-

707Необходимо также учитывать следующее. В целях стимулирования увеличения загрузки трубопроводных мощностей и развития конкуренции с альтернативными видами транспорта регулирующий орган вправе дифференцировать тарифы в зависимости от объемов и характеристик транспортируемых нефти и нефтепродуктов. При определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам из одного района добычи нефти на внешние рынки учитывается необходимость создания равных условий поставки нефти на указанные рынки с учетом складывающейся на них ценовой конъюнктуры. При определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на внешние рынки учитывается необходимость обеспечения снижения удельной стоимости транспортировки по мере увеличения ее расстояния. При определении тарифов на услуги по комплексной транспортировке нефти учитывается необходимость развития новых регионов добычи нефти и обеспечения привлекательности ее перевозки по всему маршруту комплексной транспортировки нефти с учетом его протяженности.

Перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти по магистральным трубопроводам тарифы на которые регулируются государством включает такие услуги как: перекачка нефти по магистральным трубопроводам; выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти; перевалка нефти; прием, слив нефти в систему магистральных трубопроводов; налив, сдача нефти из системы магистральных трубопроводов.

Перечень услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам тарифы на которые регулируются государством включает в себя такие услуги как: перекачка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включая отводы, ответвления и подключения; выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефтепродуктов; перевалка нефтепродуктов; сдача нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов; налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов.

Основные положения формирования тарифов определены на сегодняшний день Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.08.2005 № 380-э/2«Об утверждении Положения об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам»; Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 16.10.2002 №70-э/5«Об утверждении «Методики определения тарифов н услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам Российской Федерации» с изменениями, внесенными Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.12.2007

№437-э/24.

(3)Таможенное регулирование в отношении вывозных таможенных пошлин на нефть. В соответствии со ст.3_1 Закона РФ «О таможенном тарифе»708определяется порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются Правительством РФ в следующем порядке. Правительство РФ устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин, в которых должна учитываться средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с п.3 ст.3_1 Закона РФ «О таможенном тарифе». Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, по формулам, установленным Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитываются на срок один календарный месяц и применяются с 1-гочисла календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитанные на очередной календарный месяц, доводятся через официальные источники информации не позднее чем за четыре дня до дня применения указанных ставок в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и подлежат применению с1-гочисла календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга. При расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные виды товаров, выработанных из нефти, округление производится до первого десятичного знака в меньшую сторону.

В соответствии со ст.3_1 Закона РФ «О таможенном тарифе» Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 года № 276 утверждены методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти709.

Правила подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанных в подпун

Наши рекомендации