Диагностика детей старшего дошкольного возраста на выявление представлений о труде взрослого.
Задание 1 Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: Выявить интерес детей к профессиям взрослого: педагога, врача, строителей, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли; интерес к орудиям труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.
Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.
Игровые действия: поиск нужных предметов.
Оборудование: на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).
Ход игры: педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.
Задание 2 Дидактическая игра« Кто это сделал?»
Цель: Выявить знание детей о труде людей творческих профессий и результате их деятельности(архитектор, художник, дизайнер (интерьера),визажист,модельер, парикмахер, фотограф,педагог.)
Игровые правила: назвать профессии
Игровые действия: называют предметы и профессии
Оборудование: иллюстрации с изображением работ разных профессий
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать о ней. Например: дом его построил архитектор.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: дом.
Задание 3 Дидактическая игра «Машины на службе у людей разных профессий»
Цели:выявить знания о технике для какой либо помогают людям разных профессии делать свою работу быстрее и качественнее; уметь отбирать картинки с оборудованием к конкретной профессии и рассказывать о том, как оно используется. ( компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина)
Игровые правила: называется определенная профессия ,рассказать о его применении
Игровые действия: выбрать картинку с ее изображением и подобрать к ней не обходимое оборудование.
Оборудование: Иллюстрациис изображением людей разных профессий и специальных машин, электрооборудования.
Ход игры: Ребенку называется определенная профессия, он должен выбрать картинку с ее изображением и подобрать к ней не обходимое оборудование, рассказать о его применении.
Задание 4 Наблюдение за сюжетно ролевой игрой детей старшего дошкольного
Цель: Выявить знание, умения и навыки применять в повседневной жизни
Таблица ¾ Шкала оценивания детей дошкольного возраста
Показатели | Заинтересованность игрой | Участие в распределении ролей | Участие в продумывании сюжета игры | Взаимодействие с другими участниками игры |
Уровень Баллы | ||||
Высокий 3 балла | Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. | Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. | Присутствуют предварительное обозначение темы и создание игровой обстановки. | Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами. |
Средний 2 балла | Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения положительный, но иногда в процессе пропадает интерес к игре. | Характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей.В игровой роли маловыразителен. | Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется соответственно изменить рисунок своей роли.Всовместныхиграх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. | Не умеет согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми |
Низкий 1 балла | Нет интереса к сюжетным играм; отказывается от игрового решения при первых трудностях, часто оставляет игру до ее завершения. | В сюжетно-ролевых играх ребенок постоянно отражает элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащает игровое содержание. Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. | Впродумывании сюжета игры, не принимает активного участия, часто отказывается от игры. | На просьбы, предложений иногда реагирует агрессией. |