Предпосылки для информатизации общества

1. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг: - если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития; -если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным. В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.

2. Закон экспоненциального роста объема знаний. Быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний.

Например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет; к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 –каждые 5 лет, с 1990 г. –ежегодно.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название "информационный взрыв", указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмысленности и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине 20 века. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становится все труднее. Образование больших потоков информации обуславливается;

· чрезвычайно быстрым числом документов, отчетов, дисертаций, докладов и т.д., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

· постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

· появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникаций.

Как результат возникает информационный кризис, который имеет следующие черты:

1. появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами информации. Например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет; к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 –каждые 5 лет, с 1990 г. –ежегодно.

2. Существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

3. Возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. 3. Превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику

4. Кардинальные изменения в сфере обработки информации.

История развития информатизации началась в США с 60 гг., затем с 70 гг. –в Японии, и с конца 70 – в Западной Европе.

Процессы информатизации общества изучает социальная информатика.

Социальная информатика - это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия.Впервые понятие "социальная информатика" было предложено А.В.Соколовым и А.И.Манкевичем в 1971 году. Один из основоположников социальной информатики академик А.Д.Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества.На современном этапе развития социальной информатики представляется целесообразным выделить следующие четыре основных направления научных исследований, которые, на наш взгляд, являются наиболее важными:1. Изучение информационных ресурсов общества, их структуры, топологии и свойств потребностей общества в информационных ресурсах и степени их удовлетворения.2. Исследование информационного потенциала общество, его структуры, динамики развития, закономерностей формирования и эффективности использования.3. Исследование закономерностей развития информационного общества как очередной исторически неизбежной ступени развития цивилизации, его особенностей и проблем. 4. Исследование новых возможностей и проблем личности в информационном обществе.

Контрольные вопросы

1. Понятие информационной технологии.2. Принципы современной (новой, компьютерной) технологии.3. Особенности современных информационных технологий.4. Итология. Основные задачи. Международные организации, занимающиеся вопросами стандартизации.5. Инструментарий информационной технологии.6. Понятие информационного общества.7. Предпосылки для информатизации.8. Характерные черты информационного общества.9. Информационный потенциал общества.10. Информационные ресурсы. Источники информационных ресурсов в современном обществе.11. Информационный продукт. Особенности информационного продукта.12. Информационная услуга. Виды информационных услуг.13. Информационный рынок, основные составляющие.14. Инфраструктура информационного рынка.

Наши рекомендации