Составляющие информационной технологии

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии.

Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

Технологический процесс переработки информации представлен в виде иерархической структуры по уровням:

Составляющие информационной технологии - student2.ru

Пример.Как следует понимать этапинформационной технологии. Технология создания документа в среде текстового процессора Word состоит из следующих этапов:

• этап 1 — запуск текстового процессора Word;

• этап 2 — установка параметров документа (страницы);

• этап 3 — набор текста в соответствии с правилами набора;

• этап 4 — сохранение документа на носителе.

То есть, на первом уровне выбирается уже инструментарий (программные средства).

Пример.Как следует понимать операциюинформационной технологии. Рассмотрим этап 2:

• операция 1 — установка размера страницы;

• операция 2 — установка ориентации страницы;

• операция 3 — установка полей;

• операция 4 — установка отступов.

3-й уровень: действия — совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели. Каждое действие изменяет содержание экрана.

Пример.Как следует понимать действиеинформационной технологии. Рассмотрим операцию 2.

• действие 1 — открытие ленты (окна) «Разметка страницы»;

• действие 2 — выбор пункта Ориентация;

• действие 3 — выбор книжной или альбомной ориентации страницы.

4-й уровень — элементарные операциипо управлению мышью и клавиатурой.

Пример.Как следует понимать элементарную операциюинформационной технологии. Ею может быть: ввод команды, нажатие правой кнопки мыши, выбор пункта меню и т.п.

Итология

В 90-е годы произошло становление науки об информационных технологиях. Она получила название итология (ИТ–наука).

Она изучает:

- ИТ,

- процессы, связанные с созданием ИТ,

- процессы, связанные с применением ИТ.

Основные методы итологии:

- архитектурная спецификация – создание эталонных моделей важнейших видов ИТ;

- фундаментальная спецификация – представление ИТ-систем, которое может наблюдаться на интерфейсах этих систем;

- таксономия – классификация профилей ИТ, обеспечивающая уникальность идентификации в пространстве ИТ;

- методы формализации и алгоритмизации знаний;

- методы конструирования прикладных ИТ (языки программирования, базовые технологии и т.д.)

- другие методы.

Таким образом, одной из основных задач итологии является стандартизация ИТ.

Существует три группы организаций, поддерживающие процесс стандартизации:

· Международные организации, входящие в структуру ООН:

- ISO (International Organization for Standardization – Международная организация по стандартизации),

- IEC (International Electrotechnical Commission – Международная электротехническая комиссия),

- ITU-T(International Telecommunication Union – Telecommunications – Международный союз по телекоммуникации – Телекоммуникации).

· Промышленные, профессиональные или административные организации:

- IEEE (Institute Electrical and Electronic Engineers – Институт инженеров по электротехнике и электронике),

- Internet и IAB(Internet Activities Board – Совет управления деятельностью Internet),

- Regional WOS(Workshops on Open System – Рабочие группы по открытым системам).

· Промышленные консорциумы:

- ECMA (European Computer Manufacturers Association – Европейская ассоциация производителей вычислительных машин),

- OMG(Object Management Group – Группа управления объектами),

- X/Open(Организовано группой поставщиков компьютерной техники),

- NMF (Network Management Forum – Форум управления сетями),

- OSF (Open Software Foundation – Основание открытого программного обеспечения).

Инструментарий ИТ – это средства и методы, участвующие в обработке и производстве новой информации (средства и методы реализации информационных процессов).

Техническое обеспечение

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, средств эксплуатационной поддержки и документация на эти средства и технологические процессы, внутренние стандарты предприятия. Это:

· технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, отображения, размножения, доставки, сохранения и обеспечения безопасности информации;

· компьютеры любых моделей, мощные серверные и сетевые устройства, оргтехника;

· телекоммуникационная техника и средства связи;

· общесистемная документация, включающая государственные, отраслевые и корпоративные стандарты по техническому обеспечению;

· специализированная документация, содержащая методические материалы по всем этапам проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и применения технических и технологических средств;

· нормативно-справочная документация для выполнения технического обеспечения.

Выделяют 3 формы организации технического обеспечения:

· централизованное техническое обеспечение – базируется на использовании в ИС больших ЭВМ и вычислительных центров

· децентрализованное – предполагает реализацию функциональных подсистем на ПК непосредственно на рабочих местах

· частично децентрализованное – организация технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из Пк и большой ЭВМ для хранения БД, общих для функциональных подсистем.

Программное обеспечение

Непосредственно реализует функции накопления,обработки, хранения, отображения, поиска и анализа данных, обеспечивает взаимодействие пользователя с ЭВМ посредством пользовательского интерфейса. ПО находится в прямой зависимости от технического обеспечения. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Информационное обеспечение

Совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.

Математическое обеспечение

Совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

ü средства моделирования процессов управления;

ü типовые задачи управления;

ü методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

Организационное обеспечениепредставляет собой комплекс методов,средств и докумен-тов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техниче-скими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Таким образом, организационное и методическое обеспечение увязывают дейст-вия персонала по работе с техническими и программными средствами в единый техноло-гический процесс.

Правовое обеспечение

Правовое обеспечение - федеральные законы и указы президента РФ, постановления государственных органов власти, приказы, отраслевые инструкции, нормативные акты налоговых органов и таможенной службы.

На этапе разработки ИС: нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика ИС, правовое регулирование споров, обеспечение этапов разработки и внедрения охраной прав интеллектуальной собственности.

На этапе функционирования ИС: определения статуса и сферы действия ИТ в конкретных органах управления и контроля, прав и обязанностей персонала, процедуры сбора и обработки информации, обеспечение прав доступа пользователям, нормативная документация о работе с информацией, содержащей секретные и конфиденциальные сведения.

Обучение персонала и сертификация систем и оборудования - набор требований к уровню подготовки специалистов и обслуживающего персонала, учебно-методическая и плановая документации подготовки и повышения квалификации. Требования и спецификации для подготовки разработанных систем для сертификации в отраслевых, государственных и международных сертифицирующих организациях (Госстандарт, Оборонсертифик, ISO, SEI и т. д.).

Наши рекомендации