Роль информационных технологий в развитии туристической деятельности
Успех в современной туристической индустрии – это умелое использование новейших ИТ при создании, предложении и продвижении туристического продукта.
Основные направлениями применения ИТ в деятельности туристической индустрии:
· использование специализированных программных продуктов в сфере бронирования, резервирования;
· использование возможностей глобальных компьютерных сетей;
· интегрированные современные ИТ;
· коммуникационные сети;
· системы мультимедиа;
· SmartCards;
· информационные системы менеджмента и др.
Классификация информационных систем в туристической индустрии
Индустрия туризма применяет различные ИС:
· Глобальные системы общего назначения:
– Интернет;
– Спутниковая система навигации;
– Телефонная сеть;
– Электронные платежные системы.
· Системы туристического назначения:
– Автоматизированные системы управления в туризме;
– Компьютерные системы бронирования.
· Системы управления общего назначения:
– Системы управления взаимоотношениями с клиентами;
– Системы электронного документооборота;
– Системы электронного бизнеса.
· Вспомогательные системы:
– Системы офисного назначения;
– Информационно-правовые системы;
– Системы мультимедиа;
– ГИС.
Автоматизированные системы управления в туризме– системы управления производственно-обслуживающим процессом в туристических предприятиях и организациях.
Функциональные возможности:
· ввод, редактирование и хранение информации о турах, гостиницах, клиентах, о состоянии заявок;
· вывод информации в форме различных документов;
· расчет стоимости туров с учетом курса валют, скидок, контроль оплаты туров, формирование финансовой отчетности;
· экспорт-импорт данных в другие программные продукты (Word, Excel, бухгалтерские программы) и др.
Например, САМО-Тур (САМО), идер-Тур (ФРЭНД), ТурМенеджер ООО «Центр Туристических Технологий»), Мастер-Тур (Мегатек), TurWin, Чартер, Овир (Арим-Софт), Туристский офис («Туристские технологии»), Интур-Софт («Интур-Софт»), ANT-Group (ANT-Group), Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (Рек-Софт) и др.
Системы управления взаимоотношениями с клиентом(Customer Relationship Management, CRM) предназначены для автоматизации бизнес-процессов предприятия, связанных с обслуживанием клиентов, таких как работа отделов продаж, маркетинга, call-центров и подразделений, специализирующихся на сервисной поддержке. CRM можно определить как систему, работа которой направлена на достижение основной цели: создание конвейера по привлечению новых и развитию существующих клиентов. При этом достигаются минимизация человеческого фактора при работе с ними и абсолютная прозрачность деятельности в сферах продаж, маркетинга и клиентского обслуживания.
Системы электронного бизнеса(e-business) – это системы для осуществления основных бизнес-процессов на основе современных Интернет-технологий, интегрированные с информационными системами предприятия.
Например, к средствам разработки корпоративных порталов и систем электронного бизнеса относятся:
· Liferay Portal (Liferay);
· InfoExchange Portal (BroadVision);
· CleverPath Portal (Computer Associates, СА);
· WebSphere Portal Server (IBM);
· SharePoint Portal Server (Microsoft);
· Oracle 9iAS Portal (Oracle Corporation);
· Borland Enterprise Studio for Windows;
· DeskWork (Softline) и др.
Системы офисного назначения– программные продукты для выполнения общих задач пользователей, автоматизирующие ежедневную работу турфирм. К ним относятся офисные приложения, такие как, текстовый процессор Word (для работы с текстом), табличный процессор Excel (для обработки электронных таблиц), система управления базами данных Access (для работы с локальными базами данных) и др.
Индустрия туризма применяет разнообразные информационные технологии управления, используемые в туризме (программные комплексы, сопряженные с глобальными компьютерными системами бронирования и локальными программами типа бухгалтерских или программ рассылки факсов) позволяют все бизнес-процессы в туризме преобразовать в электронные, для реализации безбумажных технологий, технологий обмена информацией по электронной почте и возможностей Интернета.