Технологические карты на выполняемые работы.
Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию дорожных машин, их агрегатов и систем составляются различные технологические карты.
В дипломных проектах технологические карты составляются на:
- специализированный пост зоны ТО и ремонта (постовая карта),
- один из постов диагностики (карта диагностирования),
- определенный вид работ ТО, ремонта, диагностирования,
- операцию ТО, ремонта, диагностирования (операционная карта),
- операции, выполняемые одним или бригадой рабочих.
В зависимости от темы дипломного проекта студент составляет соответствующие технологические карты и помещает их в пояснительной записке на листах формата А4 или на листе графической части формата А1.
Постовые карты. Выполняются по видам обслуживания (ЕО, ТО – 1, ТО – 2, ТО – 3), а внутри вида обслуживания – по элементам.
Например, по видам работ: контрольные, регулировочные операции
электротехнические работы, обслуживание систем питания и др.;
по элементам – регулировка теплового зазора клапанов ГРМ ; монтаж тормозных колодок и др.
В постовых картах указывают перечень операций, место их выполнения (сверху, снизу или сбоку машины), применяемое оборудование и инструмент, норму времени на операцию, краткие технические условия на выполнение работ, разряд работ и специальность исполнителей.
Операционные карты. Состоят из нескольких переходов, приемов и представляет собой детальную разработку технологического процесса той или иной операции ТО, ремонта, диагностирования.
Операционная карта составляется на основные регулировочные, контрольно – диагностические, демонтажно – монтажные, разборочно – сборочные и другие работы, выполняемые на постах зон ТО, ремонта диагностирования или в цехах (отделениях).
Операции, на которые должны быть составлены карты, устанавливаются в задании или этот вопрос согласовываются с руководителем проекта.
Маршрутная карта. Отражают последовательность операций по ремонту агрегата или механизма дорожной машины в одном из подразделений ТР.
Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой
технологической последовательности, кратко в повелительном наклонении, например: «Установить двигатель…», « Отвернуть гайку…»
Кроме того в технологических картах указывают применяемое оборудование, инструмент; норму времени на операцию, краткие технические условия на выполнение работ, разряд работ и специальность исполнителей.
Для четкого представления выполняемой операции оформляется карта эскизов. Эскизы обязательны при выполнении контрольных, регулировочных, разборочно – сборочных и других работ, так как при этом одного описания недостаточно для четкого представления о выполняемой операции или переходе.
Эскизы к технологическим картам. Необходимые эскизы, поясняющие последовательность выполнения операций и переходов, выполняются аккуратно, от руки, карандашом на отдельных листах записки (формат А4) и вкладываются после технологической карты или выносятся на лист графической части проекта (формат А1)
Детали на эскизах обозначаются номерами (позициями), на которые делаются ссылки при описании операции или технологического перехода в текстовой части технологической карты. Эскиз может быть представлен в изометрии, в виде чертежа с разрезами, сечениями, выносками, в виде схемы, иллюстрирующей последовательность операций, например при проведении разборочно – сборочных работ.
Приспособления и инструмент, применяемый при проведении работ, показывают в рабочем положении, соответствующем окончанию операции.
Правила оформления технологических карт приводятся в разделе «Оформление графической части» данного пособия.
Пример по заполнению и оформлению операционной карты (таблица 2.13) и карт эскизов (приложение Л)
Таблица 2.13 - Операционная карта монтажа тормозных колодок автомобиля ВАЗ- 2110
№ операции | Наименование и состав работ | Место выполнения операции | Кол-во точек обслуживания | Трудоем- кость чел \ мин | Приборы, инструменты, приспособления | Технические условия и указания |
Вывесить и снять переднее колесо | В левой передней части автомобиля | 3.2 | Баллонный ключ «на 19» | Диск колеса не должен иметь трещин, вмятин, погнутостей. Вентиль шины должен иметь колпачок. | ||
Отогнуть края стопорной пластины нижнего болта крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу суппорта | В левой передней части автомобиля | 1.0 | Молоток слесарный, зубило | Стопорная планка не должна иметь трещин в месте сгиба. | ||
Отвернуть нижний болт крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу суппорта | В левой передней части автомобиля | 1.5 | Рожковый ключ «на 17», накидной ключ «на 13» | Головка болта должна иметь четкие грани | ||
Вынуть нижний болт вместе с пластиной | В левой передней части автомобиля | 1.0 | Плоскогубцы | Резьбовая часть должна соответствовать ГОСТ 1759.0-87 | ||
Поднять суппорт, поворачивая его с цилиндром вокруг оси верхнего направляющего пальца | В левой передней части автомобиля | 1.5 | Отвертка | Корпус суппорта не должен иметь трещин, сколов, вмятин. | ||
Извлечь из направляющей тормозные колодки | В левой передней части автомобиля | 8.6 | Плоскогубцы, отвертка, молоток слесарный | Поверхность тормозного диска, по всей плоскости, не должна иметь бороздок, концентрических колец. Толщина диска должна соответствовать номинальной. | ||
Ввести поршень в цилиндр | В левой передней части автомобиля | 2.0 | Газовый ключ, раздвижные пассатижи | Шток поршня должен быть ровным, не должно быть подтекание тормозной жидкости через сальники уплотнения тормозного поршня |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.