Организация технологического процесса
В данном разделе необходимо описать общий технологический процесс на объекте проектирования. При описании процесса необходимо указать, откуда и как доставляются машины, агрегаты на участок, зону, работы, выполняемые на участке, последовательность выполнения операций, с указанием оборудования, стендов на которых выполняются необходимые работы.
Следует дать описание, какие параметры проверяются у машин, агрегатов, узлов или приборов на соответствующем оборудовании, и какие работы по техническому обслуживанию и ремонту выполняются на данном участке, если полученные параметры не соответствуют техническим условиям.
В технологическом процессе необходимо дать также сведения о контроле качества выполнения работ на участке, в зоне или в отделении.
Например:
Зона ТО - 2 предназначена для предупреждения возникновения неисправностей и
устранения уже имеющихся неисправностей путем выполнения ремонтных операций с частичной или полной разборкой узлов и агрегатов машины или заменой их на исправные из оборотного фонда.
В зоне Т О - 2 работы выполняются на универсальных постах.
Прибытие автомобилей в ремонтную зону обычно происходит в течение относительно короткого времени, а пропускная способность зоны ЕО рассчитывается на одну или две рабочие смены.
В то же время большая часть машин после приема направляется в зону хранения, откуда в порядке очереди они поступают в зону ЕО и далее в соответствии с графиком на посты обслуживания или в зону хранения.
В зону ТО-2 ПТСДМ и О поступает после определенного наработки по плану, регламентированному графиком ТО машин на предприятии. для обеспечения высокой технической готовности парка рабочие зоны должны полностью выполнять суточную программу ТО при качественном проведении всех операций данного вида обслуживания на каждой машине, для этого необходимо провести диагностирование Д-2.
Выполнение суточной программы ТО при правильном диагностировании и планировании позволяет соблюдать требуемую периодичность ТО-2.
Таким образом, зоне ТО-2 количество обслуживаний планируют, а объемы работ (чел.-ч) по каждой машине в значительной степени выявляют сами исполнители.
В зоне Т О - 2 работы выполняются на универсальных постах.
Техническое обслуживание на универсальных постах состоят в выполнении всего комплекса работ на одном посту группой исполнителей бригады. Каждый исполнитель выполняет свою часть работы в определенной технологической последовательности. Ремонтные работы на универсальных постах производят в том случае, если производственная программа по одной марке автомобиля мала, а работы по восстановлению работоспособности требуют индивидуального подхода. В этом случае конструктивные элементы, требующие ремонта, поступают в соответствующие участки, оснащенные специальным оборудованием, а разборочно-сборочные и слесарные работы, связанные с подгонкой узлов и деталей, выполняют на участке этого же поста. Недостатками такой формы организации работ являются длительный простой в ремонте, потребность в высококвалифицированной рабочей силе, в больших удельных площадях и высокой стоимости ремонта. Несмотря на отмеченные недостатки, эта форма организации находит широкое применение при техническом обслуживании разнотипного парка автомобилей.
До технического переоснащения зоны ТО-2 данные работы выполнялись старым и малопроизводительным оборудованием. Благодаря замене компрессора С413 на более производительный С415, старого электрического нагнетателя смазки С390м на новый пневматический К322 с более высокой производительностью, а также малопроизводительного гайковерта для гаек колес И -18 на новый И-330 повысилась производительность труда.
В связи с исключением ручного труда путем приобретения пневматических гайковертов Valex 1550119 увеличилась производительность работ на участке по паспортным данным стенда на 10—15%.
Предлагаемый метод организации и управления производством ТО и ТР — метод специализированных бригад. При этом методе работы каждого вида ТО и ТР выполняются специализированными бригадами ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР, которые комплектуются
рабочими необходимых специальностей, имеющих свой объем работ и фонд заработной платы. При такой организации работ обеспечивается технологичность каждого участка, облегчается маневрирование рабочими инструментом и оборудованием, упрощается руководство, повышается коэффициент использования оборудования.
Специализированную бригаду зоны ТО-2 возглавляет начальник. Он обеспечивает выполнение в установленные сроки производственных заданий, следит за качеством исполнения работ, осуществляет мероприятия по предупреждению брака и повышению качества производимых работ, своевременно подготавливает зону ТО-2 к работе, выполняет расстановку рабочих, контролирует соблюдение технологических процессов, оперативно выявляет и устраняет причины их нарушения.
Начальнику зоны ТО-2 на каждую машину диспетчерской службой ЦУП выпивается ремонтный лист, где указываются неисправности для включения в план ремонтных работ.
За каждым рабочим специализированной бригады по ТО-2 автомобиля закрепляют
определенные виды работ. Исполнитель после завершения операций, находящихся в его компетенции, передает в диспетчерскую службу сведения об объеме выполненных работ с указанием используемых запасных частей и материалов. О выполнении задания исполнитель докладывает начальнику.
Рабочее место начальника специализированной бригады зоны ТО-2 должно набиться
непосредственно на территории зоны. Начальник бригады должен быть только профессионалом в своем деле, но и уметь создать в коллективе здоровую психологическую атмосферу.
Режим труда и отдыха
Одним из исходных факторов эффективной работы организации технического
обслуживания и ремонта ПТСДМ и О является определение рационального режима работы производства. Он зависит от графика работы машин на объекте работы, производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту, обеспеченности производственными помещениями и оборудованием, конструктивных особенностей ПТСДМ и О, схемы технологического процесса и других показателей. В свою очередь режим работы ПТСДМ и О зависит от характера работы и определяет график выпуска и возвращения подвижного состава в управлении механизации.
Рациональным является, очевидно, такой режим, при котором обеспечиваются
минимальные простои машин и затраты при техническом обслуживании и ремонте.
Параметры рационального режима определяют прежде всего по результатам анализа графика работы ПТСДМ и О на месте работы и времени пребывания их в автохозяйстве.
При организации работ в одну (первую) смену достигают наилучшего использования рабочего времени всех специалистов. Однако именно в первую смену ПТСДМ и О наиболее востребованы на месте работ. Поэтому работы по техническому содержанию ПТСДМ и О следует выполнять в то время, когда они свободны от работы.
Иногда, особенно в холодное время года, ПТСДМ и О смену простаивает в ожидании поста в отапливаемом помещении. В этом случае нужно организовать работу на постах в несколько смен, использовать временные устройства и имеющиеся посты в центральных ремонтных мастерских.
Чтобы вовремя выполнить необходимые работы при ограниченной производственной базе, нужно постоянно улучшать качество технического обслуживания и ремонта и повышать ответственность водителей за техническое состояние автомобилей. Это позволит увеличить межремонтные периодичности , снизить объем работ по ремонту и загрузку производственной базы.
Работа в 2—3 смены при ограниченной материальной базе особенно необходима в осенне-зимний период, когда нельзя выполнять операции на открытой площадке. При этом техническое обслуживание целесообразно выполнять вечером или ночью.
При ограниченной материальной базе можно, например, организовать техническое обслуживание на одном посту в три смены. За три смены на этом посту при хорошей организации работ можно выполнить примерно одно ТО-2 или четыре—шесть ТО-1, т.е. производственную программу управления механизации, имеющей 60—80 ПТСДМ и О.
Чтобы загрузка такого поста была постоянной при минимальных потерях времени машины на работе, иногда целесообразно одну-две машины задержать с выходом на линию и выполнить ТО-1 до выпуска на линию.
Режим работы подразумевает регламентацию количества рабочих дней в неделю, длительности рабочей смены, количества смен, времени начала и конца смены.
Длительность смены при пятидневной рабочей неделе составляет 8 ч. Продолжительность ежедневной работы при шестидневной рабочей неделе установлена 6,7 ч. Накануне выходных и праздничных дней продолжительность рабочего дня сокращается на 1 ч.
Для повышения технической готовности, а следовательно, увеличения выпуска машин на работу зон ЕО, ТО-1, частично ТР, а в отдельных случаях ТО-2 организуют в межсменное время. В это же время проводят весь объем туалетных, уборочно-моечных работ.
Для производственно-вспомогательных участков, зон ТР и ТО-2 рекомендуется режим работы в дневные смены, вне зависимости, находятся ли машины в зонах хранения базы или на работе. В настоящее время допускаются двух- и даже трехсменные режимы работы указанных производственных подразделений при пятидневной или шестидневной неделе с дежурными бригадирами в выходные дни.
Перерывы на обед устанавливаются в зависимости от условий труда и организационных возможностей по организации обеспечения приема пищи.
Для поддержания высокого уровня работоспособности и производительное труда необходимо в режимах труда и отдыха предусматривать регламентированные перерывы, во время которых следует проветривать помещения, транслировать функциональную музыку, выполнять производственную гимнастику.
Рациональный режим труда и отдыха должен обеспечивать:
■ длительное поддержание высокого уровня работоспособности и производительности
труда;
■ устойчивый уровень функциональных показателей организма рабочего во время
и сразу после окончания периодов работы;
■ восстановление во время перерывов функциональных показателей сотрудников
до значений, близких к значениям до начала смены.
Режим труда и отдыха для любой рабочей смены должен содержать все элементы
профилактики производственного утомления, в том числе: дополнительные регламентированные перерывы (от 10 до 15 мин), производственную гимнастику, функциональную музыку. Большое значение имеет также время приема и качества пищи.
На основании указанных рекомендаций студент должен выбрать наиболее рациональный режим труда и отдыха производственного персонала на объекте проектирования.
По исходным данным составляется график работы машин на работе (ДР), который совмещается с графиками режимов работы проектируемого объекта, администрации управления механизации и складских помещений. Графики строятся в условном масштабе, применяются следующие обозначения: n — число смен работы подразделения; Тм — продолжительность рабочей смены; Тн — время в наряде. На рисунке 2.7 и в таблице 2.26 представлены график работы объекта проектирования и график работы машин со следующими значениями показателей режима работы: n-3 смены; tсм = 7 ч; Тн = 11 ч.
Рисунок 2.1 – График работы машин
Рисунок 2.2 – График работы объекта