Тема 2. Генезис философии техники (2 ч.)

1. Философы у истоков философии техники.

2. Инженеры и генезис философии техники.

3. Пересечение двух линий исследования при рождении философии техники.

1. Философскую линию в становлении философии техники составили немецкие философы Эрнст Капп, Фридрих Дессауэр, Фред Бон и француз Альфред Эспинас. Эрнст Капп сформулировал концепцию оргнанопроекции. Он считал, что орудия – суть неосознанная проекция человеческих органов (нем. Organprojektion) в природном материале. Например, железные дороги – это проекция кровообращения, а телеграф –нервной системы.

Фридрих Дессауэр к трем кантовым критикам: научного знания, морального поступка и эстетического восприятия добавляет четвертую — критику технической деятельности.

В противоположность Канту, Дессауэр утверждает, что делание, особенно в виде технических изобретений, устанавливает позитивный контакт с “вещами самими по себе“.

Сущность техники не проявляется ни в промышленном производстве (которое лишь в массовом порядке производит результаты тех или иных открытий), ни в самих продуктах техники (которые только лишь используются потребителями), но в самом акте технического творчества. Техническое изобретение олицетворяет “реальное бытие идей“, т.е. порождает и формирует условия для “существования сущности“, для материального воплощения трансцендентальной реальности.

Фред Бон различает технику в узком и широком смысле слова. Техника в узком смысле — это покоящаяся на высказываниях физики и химии промышленная или инженерная техника. Расширение этого понятия происходит, если двигаться от техники неорганической, основанной на точных науках, к органической технике (земледелие, скотоводство, врачевание и т.д.) и от техники естественных наук к технике наук о духе (политике, педагогике и т.д.). При этом он выделяет общий признак всякой техники – указатель средства для достижения данной цели.

Альфред Эспинас рассматривает философию техники как общую технологию и именует праксеологией, которая представляет собой науку о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ. Он полагает, что общая технология – это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации.

2. Вторая мощная линия, формирующая философию техники, связана с деятельностью инженеров. Это и Иоганн Бекманн, и Мориц Попе, и Гаспар Монж, которые осуществляли свою деятельность в 18 веке. Как известно, Иоганн Бекманн ввел в научный оборот термин «технология». Гаспар Монж в 1794 г. создает Парижскую политехническую школу для подготовки инженеров. Эрнст Гартиг выдвигает идею о создании технологики. Франц Рёло показывает специфику технической культуры и говорит о модернизации инженерного образования. Алоиз Ридлер подчеркивает глубокий исторический характер современной техники, хотя на нее часто и смотрят как на дитя нового времени. Он полагал, что история техники начинается с первыми культурными стремлениями человека и проходит через все культурное развитие, начиная от каменных орудий прародителей до новейших инженерных сооружений; она является крупной частью истории человеческой культуры и по своему значению и содержанию может померяться с историей любой науки.

3. На пересечении двух названных линий исследования на рубеже 19 и 20 веков формируется философия техники, новое направление в философии. Наш соотечественник, русский инженер и философ Петр Климентьевич Энгельмейер смог в своем творчестве органически соединить оба направления. Концептуальное выстроенное его учение эврилогию можно рассматривать как развернутую, фундаментальную философскую теорию техники.

Основная литература

1. Горохов, В.Г.. Основы философии техники и технических наук. Учебник для студентов и аспирантов. – М., 2007

2. Иванов, Б.И., Чешев, В.В. Становление и развитие технических наук. М. ,2010. 264 с.

3. Степин, В.С., Горохов В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники.– М., 2009.

Дополнительная литература

1. Горохов, В. Г. Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале ХХ столетия. – М., 2010.

5. Энгельмейер, П.К. Теория творчества. – М.,2010.

6. Горохов В. Г. Петр Климентьевич Энгельмейер. – М., 1997.

Наши рекомендации