Оценка эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий
6.5.6.1. В основе определения необходимости проведения и назначения вида ремонта лежит оценка эксплуатационно-технического состояния покрытия и сопоставление его с принятыми критериями, при которых эксплуатация покрытия недопустима по условиям обеспечения безопасности взлетно-посадочных операций.
Техническое состояние и несущая способность покрытий может определяться по методу ACN/PCN, с периодичностью обследования и дефектации:
при коэффициенте перегрузки ACN/PCN = 1 и более, 4 раза в год;
при коэффициенте перегрузки ACN/PCN = 0,8 - 1.0, 2 раза в год;
при коэффициенте перегрузки ACN/PCN = менее 0.8, 1 раз.
6.5.6.2. Оценка технического состояния производится путем количественного определения степени разрушения и износа покрытия на момент обследования.
6.5.6.3. Степень разрушения покрытия определяется на основании данных обследования, по результатам которых производится оценка его технического состояния и делается вывод о степени соответствия состояния покрытия требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов.
6.5.6.4. Определение состояния покрытий аэродрома проводится по элементам летного поля, раздельно по ВПП, каждой РД и МС.
6.5.6.5. Перед проведением обследования необходимо изучить имеющуюся проектную и эксплуатационную документацию, включая данные о предыдущих обследованиях покрытия. Должна быть установлена конструкция покрытия с указанием толщин отдельных слоев, размеров плит и т.д. Кроме того, необходимо установить время строительства или реконструкции для оценки долговечности покрытия.
6.5.6.6. Процесс дефектации покрытия включает в себя два вида работ: периодические визуальные обследования и инструментальные измерения, которые проводятся при необходимости.
6.5.6.7. В тех случаях, когда по результатам визуального обследования не удалось распознать скрытые дефекты или установить причины их образования, рекомендуется использовать инструментальные методы исследований: ультразвуковой, тепловизорный, радиоизотопный, георадиолокационный и т.п. Применение этих методов должно соответствовать действующим стандартам, а также технологическим инструкциям на измерительные приборы и дефектоскопы.
6.5.6.8. В качестве отчетных материалов составляются:
отчет с методикой обследования, дефектовочный планом, ведомостью дефектов и оценкой эксплуатационно-технического состояния покрытия;
данные специального бурения и исследования материалов покрытия (при необходимости); акт технического обследования.
6.5.6.9. Дефектовочный план аэродромного покрытия составляется в масштабе 1:300-1:350, Приложение 5.
6.5.6.10. На дефектовочном плане цементобетонного покрытия показывается фактическая раскладка плит покрытия по пикетам. Покрытие разбивается на ряды в соответствии с Приложением 5, рисунок 5.5.
6.5.6.11. Обнаруженные при визуальном обследовании дефекты заносятся в виде условных обозначений (Приложение 6) на дефектовочный план с указанием размеров дефектов.
6.5.6.12. Размеры уступов в швах между соседними плитами или кромками трещин, наплывов мастик, выбоин, раковин, сколов кромок плит, разрушения поверхностного слоя покрытия и т.д. определяются с помощью линейки.
Неровности покрытия измеряются трехметровой рейкой и промерником (линейкой).
6.5.6.13. Дефекты, занимающие определенную площадь на поверхности покрытия (разрушение поверхностного слоя покрытия, усадочные трещины и др.), показываются в масштабе. При зарисовке сквозных трещин на плане необходимо по возможности точнее указывать их расположение на поверхности покрытия, ширину раскрытия и длину трещин.
6.5.6.14. По дефектовочным планам составляется ведомость дефектов с указанием количества дефектов на каждом пикете и сводная ведомость в целом по покрытию, Приложение 7.
В ведомости дефектов по пикетам, указывается вид дефектов, количество плит с данными разрушениями (для цементобетонного покрытия), суммарный размер дефектов в следующих единицах измерения:
- сетка усадочных трещин, разрушение поверхностного слоя и оголение арматуры на цементобетонном покрытии, жировые загрязнения, наплывы мастики, выбоины, сколы кромок плит, выкрашивание поверхности на асфальтобетонном покрытии, просадки и проломы участков асфальтобетонного покрытия;
шт. - раковины, плиты покрытия с просадками, проломами и короблением, отколами углов и краев, разрушенные плиты и плиты, имеющие уступы в швах;
м - трещины, участки с разрушенным заполнителем швов;
мм - максимальная величина уступа в швах, колеи асфальтобетонного покрытия.
В сводной ведомости дополнительно указывается процент плит с повреждениями от общего количества плит покрытия для цементобетонного покрытия и процент поврежденной площади для асфальтобетонного покрытия, таблица 9.2.
6.5.6.15. Для оценки технического состояния покрытия следует пользоваться классификатором дефектов, таблица 6.1.
Таблица 6.1. - Классификатор дефектов покрытий
Описание дефектов (повреждений) | Показатель повреждений | Степень дефектности | ||||
Продольные и поперечные трещины в асфальтобетоне | Среднее расстояние между трещинами | Отсут. | более 30 | 15-30 | 5-15 | менее 5 |
Частая сетка трещин на а/бетоне | Процент повреждений площади | Отсут. | менее 5 | 5-20 | 20-50 | более 50 |
Эрозия асфальтобетона | Процент повреждений площади | Отсут. | менее 5 | 5-20 | 20-50 | более 50 |
Колея асфальтобетонного покрытия | Глубина колеи, мм | Отсут. | менее 10 | 5-25 | 25-40 | более 40 |
Трещины в плитах бетонного и армобетонного покрытия | Процент плит, имеющих трещины | Отсут. | менее 5 | 5-10 | 10-20 | более 20 |
Сколы кромок бетонных и армобетонных покрытиях | Процент со сколами кромок | Отсут. | менее 2 | 2-5 | 5-10 | более 10 |
Шелушения бетона на поверхности | Процент плит с шелушением поверх. | Отсут. | менее 5 | 5-10 | 10-20 | более 20 |
Неровности покрытия в виде уступов | Высота уступов, мм | Отсут. | менее 5 | 5-15 | 15-25 | более 25 |
Неровности в виде волн | Высота неровности на длине 3 м, мм | Отсут. | менее 5 | 5-15 | 15-25 | более 25 |
Обнаруженные дефекты относят к одному из приведенных в таблице 6.1, определяют объем дефектов и по этим двум признакам оценивают состояние покрытия по пятибалльной шкале.
6.5.6.16. Одна из методик по определению эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий, основанная на визуальной дефектации покрытий, "весовой градации" дефектов по степени их серьезности и определения интегральной оценки состояния покрытий с учетом плотности распространения дефектов по площади покрытия приведена в Приложении 8.
6.5.6.17. Образец составления акта технического обследования искусственных покрытий элементов летного поля с заключением по техническому состоянию покрытия и рекомендациями по его эксплуатационному содержанию и ремонту приведен в Приложении 9.