Развитие процесса внедрения инноваций

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем (рис.18).

развитие процесса внедрения инноваций - student2.ru

Рис.18 Примеры инноваций и не инноваций

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Государственная инновационнаяполитика– это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации:

· концепции социального и экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу

· программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Устойчивость развития может быть достигнута посредством результативного управления организацией через понимание среды, в которой действует организация, обучение и соответствующее применение улучшений и инноваций. Стандартом ISO 9004:2009 [3] определено, что инновации могут применяться на всех уровнях через изменения в:

  • технологии или продукте;
  • процессах;
  • организации;
  • системе менеджмента организации.

Новый фокус менеджмента качества на поддержку устойчивого развития и создание конкуренции невозможен без инноваций. В свою очередь системы менеджмента могут помочь достичь инновационности через активное обучение и стратегическое партнерство.

Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать созданная федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:

· наноиндустрия и перспективные материалы;

· энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

· технологии живых систем;

· информационно-телекоммуникационные системы;

· экология и рациональное природопользование;

· безопасность и противодействие терроризму.

В программе следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый блок – генерация знаний

В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

Второй блок – разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы – коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства.

После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну. В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.

Однако понимая, что преимущество в технологической сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны, в последнее время правительство осуществляет конкретные шаги по развитию инновационного потенциала. Можно отметить как целые отрасли, по которым российские разработчики завоевали мировое лидерство, так и отдельные передовые технологии. Имеются три уровня технологического превосходства:

1) Целая отрасль, в которой Россия имеет значительные достижения (космическая, ядерная техника).

2) Технологическое направление, в котором Россия имеет разработки мирового уровня, например новые металлические и неметаллические материалы, сварка, неразрушающий контроль, упрочняющие технологии, химические технологии, композиционная керамика и другие.

3) Отдельные технологии, имеющие мировой уровень, но относящиеся к отрасли, по которой Россия отстает от мирового уровня (например, биотехнологии или технология производства подложек из карбида кремния для микроэлектронной техники).

Сравнение уровня развития критических базовых технологий России с США, проведенное ГосНИИ авиационных систем, свидетельствует о наличии отставания от мирового уровня по многим технологиям (таблица 8). Вместе с тем в половине технологических направлений имеются значительные технические или приоритетные достижения в отдельных областях [13].

Таблица 8 Сравнение технологий

№ п/п Наименование технологического направления Уровень технологии РОССИИ Уровень технологии США Страна с наивысшим уровнем развития технологии
Технологии новых материалов США
Микроэлектронные технологии Япония
Оптоэлектронные технологии США
  Лазерные технологии США
Радиоэлектронные технологии США
Компьютерные технологии США, Япония
  Информационные технологии США, Япония
Ядерные технологии США, Россия
Технологии промышленного оборудования *
Технологии двигательных установок США
Технологии энергетики и энергосбережения *
Технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов США
Биотехнологии Япония
Уникальная экспериментальная база США
Технологии обеспечения экологически чистой среды обитания *

Условные обозначения:

  Примечание 1.Значительное отставание по важным аспектам 2.Общее отставание, определенные достижения в отдельных областях 3.Значительные технологические достижения, приоритетные достижения в отдельных областях 4.Высокий уровень развития технологии, мировое лидерство *Ввиду многопрофильности технологического направления определить мирового лидера не представляется возможным
* Весьма показательным является сравнение критически важных технологий России с прогнозом технологического развития Японии на период до 2015 года в области электроники и новых материалов (таблица 9). Высокая степень совпадения свидетельствует о намерении России ликвидировать отставание от наиболее развитых в технологическом отношении стран. Таблица 9 . Сравнение с Японией
Прогноз технологического развития Японии до 2015 г Критически важные технологии России
Электроника и информатика Информационные технологии и электроника
Микроэлектроника:· терабитная память · сверхпроводящие устройства · суперинтеллектуальные чипы · самовоспроизводящиеся чипы Микроэлектроника:· сверхбольшие интегральные схемы и наноэлектроника · микросистемная техника и микросенсорика · элементы памяти с емкостью до 1 Гбит
Оптическая электроника:· терабайтные оптические ЗУ · терабитные оптические устройства связи · элементы и узлы оптических ЭВМ Оптическая электроника: · опто- и акустоэлектроника · высокоскоростные линии связи · оптические вычислители · криоэлектроника
Оборудование информационных систем: · супер-ЭВМ параллельного действия · нейро-ЭВМ Информационные технологии: · многопроцессорные электронно-вычислительные машины (ЭВМ) с параллельной структурой · вычислительные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ
Программное обеспечение: · системы автоматического перевода · системы моделирования реальности (Virtual Reality Systems) · самопополняющиеся базы данных Программное обеспечение: · системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений · системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности системы математического моделирования
Новые материалы Новые материалы и химические продукты
Керамика:· сверхпроводники (катушки, обладающие свойством сверхпроводимости при высоких температурах) · газовые турбины и двигатели, созданные с использованием керамических материалов · новые виды стекла (нелинейное оптическое стекло) Керамические материалы и нанокерамика: · материалы, позволяющие реализовать эффект сверхпроводимости · новое поколение газотурбинных и прямоточных воздушно-реактивных двигателей с использованием керамических материалов
Полупроводники:· оптические интегральные схемы · полупроводниковые элементы со сверхрешеткой Материалы для микро- и наноэлектроники: · оптоэлектронные интегральные схемы · гетероструктуры на квантово-размерных эффектах
Металлы:· аморфные сплавы · сплавы с поглощенным водородом · магнитные материалы Материалы и сплавы со специальными свойствами:· легкие и суперлегкие сплавы на основе алюминия, магния. бериллия и др. · высокоэффективные хорошо свариваемые титановые сплавы
Композитные материалы:· высококачественные пластики с упрочнением из углеродных волокон · высококачественные металлические композитные материалы · высококачественные керамические композиты · высококачественные композиты типа С-С Композиты:· высококачественные материалы с заданными свойствами для конструктивных изделий авиакосмической техники, радиоэлектроники, криогенной аппаратуры, медицины


Необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы прежде всего необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования 3-ми лицами..

Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.

В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, при чём получило широкое распространение получила специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах.

Создание российской венчурной компании – это шаг правительства в направлении привлечения крупного бизнеса в инновации. Государство предлагает в управление свои деньги, при этом сохраняя права на плоды венчурных проектов.

Вторым шагом является создание Банка развития. Эта организация создаётся на базе уже существующих банков, что делает значительно проще организацию и структурирование финансовых потоков. Условия предоставления финансовых ресурсов подразумевают под собой наличие определенной инновационной составляющей, что дополнительно усиливает его роль в строительстве инновационной системы РФ.

Третьим шагом является создание технопарков, наукоградов и академгородков. Роль технопарков в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьёзные надежды на технопарки.

А вот с наукоградами всё гораздо хуже. И в первую очередь в связи с проблемами политического характера. Их будущее хотя и туманно, но всё-таки закреплено в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной.

В Федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2013-2018» можно увидеть четкую линию правительства структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование. Это очень важный шаг для России, он отражает понимание верхами требований времени и необходимости адекватного ответа на них.

Однако, несмотря на то, что деньги выделяются немалые они не дотягивают до уровня мировых лидеров. На нанотехнологии (а это один из приоритетных проектов), в рамках данной программы, планируется израсходовать 4,4 млрд. руб. за 6 лет, то есть около 27 млн. долларов в год. Для сравнения: одна полноценная лаборатория, занимающаяся исследованиями в этой области, требует финансирования в объеме около 200 млн. долларов. Еще одно сравнение. В 2006 году свой план вложений в инновационные технологии обнародовала компания General Motors. Объем инвестиций – 15 млрд. долларов в течении 5ти лет. Одна компания тратит на исследования втрое больше, чем все наше государство! Но в целом позитивная динамика в этом направлении есть. Недостаток финансирования возможно частично покрыть за счёт образования целевых фондов, совместных предприятий и концентрации усилий на узких, наиболее эффективных направлениях.

Контрольные вопросы к главе 2

1. В чем смысл зависимости «конкурентные ножницы»

2. В чем смысл пассивного управления качеством

3. Составляющие стоимости производства единицы продукции – СПЕП

4. Зависимость стоимости работ по обеспечению качества при начале работы с разных этапов жизненного цикла продукции

5. Основные этапы развития менеджмента качества

6. Основные принципы всеобщего управления качеством –ВУК – TQM

7. Назовите существующие модели ВУК

8. Основные составляющие ВУК

9. Основной смысл премий по качеству

10. Принципы менеджмента качества по ISO 9000

11. Плюсы и минусы стандартов ISO 9000

12. Отличительные черты ISO 9004- 2009

13. Основные отличия 9001-2015

14. Основные черты идеологии «деловое совершенство»


Наши рекомендации