Комментарий к списку литературы
А.Г. Варжапетян
ВВЕДЕНИЕ В НАПРАВЛЕНИЕ
(Направление 27.03.02 - Управление качеством)
Учебное пособие
Санкт-Петербург
В данном учебном пособии рассмотрен ряд вопросов, раскрывающих основное содержание дисциплины «Управление качеством», формулируются цели и задачи этого направления. Во вводной части описываются сведения, которые необходимо знать всем обучающимся с самого начала обучения, независимо от направления обучения.
В основной части рассмотрены вопросы, относящиеся непосредственно к рассмотрению содержания теории и практики качества и проблем, возникающих при конкретной реализации.
Приводятся темы практических работ, а также вопросы для контроля знаний, рекомендуемая литература, краткий глоссарий, содержащий некоторые основные термины и определения. При этом надо четко представлять, что основная часть теоретического материала и примеров будет представлена в дальнейших курсах, развивающих проблемы теории и практики качества.
Предисловие
Целью преподавания дисциплины является получение начальных знаний в области теории и практики качества. Для этого кратко рассмотрены проблемы философского и товароведческого содержания качества, история возникновения понятия «качество» и его современное состояние и тенденции развития. Основными задачами изучения дисциплины являются:
¾ Рассмотрение различных моделей качества;
¾ ознакомление с методами и приемами оценки характеристик качества;
¾ первое представление об инструментах и методах постоянного повышения качества;
¾ интеграция различных методов повышения качества.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, которыми ныне руководствуется высшая школа усвоение материала дисциплины должно способствовать освоению студентами следующих компетенций (см. Вводную часть):
¾ способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
¾ проведение исследования и анализа рынка;
¾ использование соответствующего математического аппарата и инструментальных средств для обработки, анализа и систематизации информации;
¾ способность использовать основные прикладные программы и информационные технологии.
Каждый студент должен ответить на вопросы в конце каждой главы.
Качество продукции и инновации являются важнейшим фактором успешного развития любого государства, поэтому им уделяется все больше внимания, как со стороны государства, так и со стороны руководителей производственных предприятий. Специалисты по управлению качеством и инновациям становятся все более востребованными обществом, и поэтому выбор этих направлений деятельности выпускниками школ и колледжей вполне оправдан и открывает простор для карьерного роста.
Комментарий к правилам получения зачёта:
1. Реферат является основной и необходимой частью зачета. Реферат должен быть написан на тему одной из проблем качества технической продукции. Примерный список тем приведен в конце пособия перед списком литературы. По желанию обучаемого, список может быть расширен при соблюдении вышеприведенного требования, выделенного курсивом. Необходимо иметь в виду, что содержание реферата нельзя просто скачать из Интернета, так как содержание реферата проверяется программой Антиплагиат. Учитывая это необходимо представлять не только бумажную, но и электронную версию на флеш-памяти. Требования к оформлению реферата приведены на сайте ГУАП в разделе документация.
2. Для уточнения глубины усвоения курса дополнительно могут быть заданы вопросы из перечня контрольных вопросов, приведенных в конце каждого раздела вводной и основных частей.
А.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
А2. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
А2.1 Структура и функции Министерства образования и науки
Образование в Российской Федерации принято разделять на ряд ступеней, иллюстрация этого разделения приведена на рис. А.6
Рис.А.6 Ступени образования в РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации наделено функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности. Всеми этими вопросами занимаются департаменты Минобрнауки, решающие проблемы на всех приведенных на рис.А.3 ступенях. Кроме того Министерство образования и науки координирует и контролирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти:
- Федеральное агентство по делам молодежи, или Росмолодежь. В его полномочия входит: предоставление государственных услуг и контроль за госимуществом в сфере государственной молодежной политики; взаимодействие с общественными организациями, занимающимися проблемами молодежи; организация молодежных мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни, нравственным и патриотическим воспитанием и реализацией молодежи в профессиональной сфере.
· Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, или Рособрнадзор. Рособрнадзор следит за деятельностью вузов и некоторых других образовательных учреждений, а также органов опеки и попечительства, проводит единый государственный экзамен и организует прием абитуриентов в вузы и ссузы, занимается лицензированием и государственной аккредитацией образовательной деятельности организаций, решает вопросы признания образования, полученного за рубежом.
При Минобрнауки работает также Высшая аттестационная комиссия, или ВАК, основное направление деятельности которой — государственная аттестация научных и научно-педагогических работников, то есть присвоение ученых степеней кандидатов и докторов наук. ВАК формируется по представлению министра образования и науки, а окончательно состав комиссии утверждается Правительством РФ на срок 4 года.
Бюджет на 2014 год предусматривал выделение Министерству образования и науки 373 520 миллионов рублей. Кроме того выделяются средства на государственные программы:
· «Развитие образования» (418 987,7 миллиона),
· «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (150 952,7 миллиона),
· «Экономическое развитие и инновационная экономика» (132 650,7 миллиона рублей).
Подробнее задачами и функциями Минобрнауки можно познакомиться на ее сайте.
А2.2 Формы образовательных учреждений ВПО РФ
По данным Росстата* на 1 января 2014 г. в Российской Федерации насчитывается 1046 образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования (из них государственных вузов — 609, негосударственных — 437) и около 2100 филиалов, реализуются 36 767 образовательных программ, обучается примерно 6 млн. студентов.
До начала процессов демократизации в России функционировали только государственные вузы, управление которыми осуществлялось центральным органом управления образования. Начиная с 1993 г., наблюдался значительный рост численности негосударственного сектора высшего образования (с 1993 года за 19 лет увеличение на 359 вузов). За счет создания новых вузов и выделения филиалов в самостоятельные учреждения произошел рост численности государственного сектора высшего образования (с 1993 года за 19 лет на 61 вуз). Общее число вузов выросло, таким образом, более чем в полтора раза. Но еще больший стимул получил процесс открытия филиалов вузов. Причем в этом процессе лидировали государственные вузы: если в 1993 году было всего 200 филиалов государственных вузов в стране, то в 2008 году их стало уже 1393, в 2012 году - 2100.
Произошло и значительное увеличение объемов высшего образования: в 1993 году в российских вузах обучалось чуть более 2,5 млн. студентов, к 2008 году их стало 7,5 млн. человек, т.е. число студентов возросло в три раза. В этот период государство способствовало росту объемов высшего образования за счет внебюджетного приема студентов в государственные вузы, создания филиалов и новых негосударственных вузов. Такая политика обеспечивала доступность высшего образования в период сложных экономических условий, которые ограничивали мобильность населения для получения образования в крупных городах России. Численность студентов в 2012 году составила 6 млн. студентов (снижение на 18% от уровня 2009 г.), что связано с демографическим спадом. В структуре высшего образования преобладают малые вузы (40% вузов имеют менее 1000 студентов, в частности, в негосударственном секторе менее 1000 студентов имеют две трети вузов (32% вузов обучают менее 200 студентов).
C 2000 по 2012 год число образовательных программ, реализуемых российскими вузами, выросло с 20 тысяч до 36 тысяч за счет открытия новых специальностей экономического, юридического и гуманитарного профиля.
В настоящее время В РФ существуют следующие формы ВПО:
· Вузы особого статуса, имеющие право проводить обучение по собственным образовательным программам и выдавать дипломы собственного образца: МГУ, СПГУ, МГТУ, СПГМТУ, РАНХиГС при Президенте РФ, РУДН, МГИМО. Особенности их правового статуса определяются специальным федеральным законом.
· Федеральные университеты по одному в каждом федеральном округе.
· Национальные исследовательские университеты -29 университетов.
На указанные университеты возложена миссия локомотивов развития высшего образования России, выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.
· университет — реализующий образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки, программы подготовки, переподготовки и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
· академия —реализует образовательные программы высшего образования всех ступеней, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Академия должна выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры и являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
· институт реализует образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (программы аспирантуры не являются обязательными для реализации). Институты, также как и другие вузы, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников, но уже только для определенной области профессиональной деятельности. Институт ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но их широкий спектр не обязателен.
Необходимо отметить, что в последнее время активно ведется работа по переходу бюджетных образовательных учреждений в статус автономных, что дает вузам целый ряд преимуществ.
Б.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Информационные технологии
Науковедение утверждает, что прогресс технических средств развивается по экспоненциальному закону (рис.1). Ускорение темпов наглядно видно и на сокращении периода освоения изобретений. Так, время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло для: бумаги - 1000 лет; паровой машины - 80; телефона - 50; самолета - 20 лет; транзисторной техники - 3 года; волновых передач - 1 год; лазеров - 0,5 года; факсов - всего 3 мес.
Особенно заметен прогресс в информационных технологиях, характеризующихся:
· возрастанием скорости передачи сообщений;
· увеличением объема передаваемой информации;
· ускорением обработки информации;
· увеличением объема добываемой новой информации и ускорение ее внедрения;
· наглядным отображением информации в процессах управления;
ростом технической оснащенности управленческого труда.
Рис.1 Темп появления значительных изобретений
Сегодня нет ни одной сферы человеческой деятельности, где бы не применялись достижения ИТ. Приведем несколько примеров развития вычислительной техники.
а) возрастание скорости передачи сообщений. Так, соотношение пропускной способности каналов связи следующее: телеграфа - 1; телефона - 333; интернет - 950 000. С освоением космоса появились громадные возможности по ускорению сбора и передачи информации, коммуникационные спутники позволили создать глобальные системы связи и навигации.
б)Ускорение обработки информации.Принятию решений всегда предшествует обработка информации. Основу этой обработки составляют вычислительные операции, скорость которых до второй половины XX в. была весьма ограниченной. Уже первые ЭВМ, например ЭНИАК (США, 1946 г.), по своей производительности столь значительно превзошли обычные арифмометры и логарифмические линейки, что первоначально создателям казалось, что для удовлетворения потребностей науки и производства, даже в такой стране, как США, будет достаточно иметь всего несколько таких машин. Однако насущные нужды технического прогресса и объективная производственная необходимость потребовали не только создания сотен тысяч новых ЭВМ, но и повышения производительности вычислительных работ на них (рис.2).
Производительность современных суперЭВМ уже превышает сотни терафлопс – 1012 коротких операций в секунду (суперЭВМ Tianhe свыше 300 терафлопс в обычном режиме) и на подходе ЭВМ с петафлоповой (1015 коротких операций в секунду) производительностью. Однако, прогресс не остановим и многие ученые работают над созданием более производительных квантовых ЭВМ, построенных на принципах квантовой физики.
Рис.2 Рост производительности ЭВМ
Заключая этот раздел еще раз подчеркнем, что информационные технологии позволяют интегрировать все этапы жизненного цикла любого процесса при любом виде человеческой деятельности. Во всем мире активно используются методы CALS (компьютерной поддержки жизненного цикла), CASE (компьютерной поддержки разработки программного продукта, варианты IDEF (интегрированное объединение методов автоматизации) - технологий. Существует множество фирм, разрабатывающих интеллектуальные информационные системы и большое разнообразие программного обеспечения. Среди многообразия программного обеспечения следует отметить ПО фирмы Computer Associates (CA) AllFusion Modeling Suite которое находит широчайшее применение при решении задач менеджмента, проектирования и исследования систем. В AllFusion входят такие известные ПО как Bpwin, Erwin, Data Flow, поддерживающие технологии IDEF 0 и IDEF 3.
1.2.2 Менеджмент [ 1-5,7,8,12-21]
Прежде чем рассмотреть историю развития и основные цели и задачи менеджмента дадим определение самому понятию. В литературе встречается много различных определений, но все они не дают четкого представления об искусстве управления – менеджменте. Во первых, всегда надо помнить о том, что среди смысловых обозначений глагола to manage прежде всего звучит «руководить, заведовать, управлять», т.е. иметь дело с людьми, а у глагола to control - «управлять, регулировать, контролировать», т.е. иметь дело с техникой.
На рис.3 приведены определение менеджмента и его основные функции.
МЕНЕДЖМЕНТ- совокупность принципов, методов и средств управлениялюдьми в организации, направленная на достижение её целей, например получения прибыли |
УПРАВЛЕНИЕ |
ЛЮДИ |
ЦЕЛИ |
ОРГАНИ ЗАЦИЯ |
ВИДЕНИЕ МИССИЯ ЦЕЛИ ЗАДАЧИ |
Рис.3 Определение и основные функции менеджмента
Первыми трудами по менеджменту принято считать:
–- кодекс царя Хаммурапи (Вавилон1792 - 1750 гг. до н. э)
–– труды Конфуция (Китай, 551–479 гг. до н. э.),
–- трактат "Артхашастра" (Индия, 321—297 года до н. э.)
Дальнейшая история развития идей менеджмента связана с именами греческих философов Ксенофонтом, Платоном и Аристотелем). В средние века можно отметить идеи Августина (354–430) и Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274);учение Ибн-Халдуна (1332-1406); «Русскую правду» (XII - XIII вв.) М. Башкина (XVI в.). Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие периоды. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
Классическое направлениеменеджмента включало в себя три области [13,15]:
– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
– административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).
Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью, послужившие основой для дальнейших многочисленных работ по теории менеджмента.
В таблице 2 приведены примерные этапы развития менеджмента. При этом необходимо иметь в виду, что само понятие менеджмента начинает размываться и сегодня все больше входит в моду понятие кеучинга (coach инструктор, тренер, наставник, синоним - instruct, prompt).
Таблица 2 Этапы менеджмента
№№ | Наименование этапа | Автор | Недостатки |
Разделение труда- путь к росту производительности 1830-1885 | Роберт Оуэн 1836 Адам Смит 1850 | Утрата индивидуальности | |
Принципы научного управления 1885- 1920 (рационализация процессов, нормирование, выделение управленческих функций) | Фредерик Тейлор Генри Форд, Френк Гилбрет, Генри Ганнт | Схематизм, формализованность, исключение инициативы | |
Административное управление 1920-1950 (принципы управления, функциональное разделение, структуризация) | Анри Файоль, Алфред Слоун, Джеймс Муни | Единоначалие,. отсутствие мотивации, система наказаний | |
Системный и процессный подходы 1950 – настоящее время ( система команд, проектирование на цель, миссия- видение- цель, человеческий фактор) | Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу, Дуглас МакГрегор, Генути Оучи, Тайдзи Коно | Учет только финансовой составляющей | |
Ситуационное управление 1970 - настоящее время (горизонтальное разделение, отказ от классических структур управления, ориентация на потребителя, связь с поставщиками, связь многих показателей) | Тайити Оно, Генути Тагути, Джеймс Вумек, Роберт Каплан, Майкл Джордж | Не увязаны некоторые показатели |
В таблице указаны основоположники того или иного направления менеджмента. Чем дальше развивались идеи менеджмента, тем больше появлялось различных ответвлений, которые порой заводили в тупик. Поэтому в таблице приведен далеко не полный список основных идеологов различных этапов, преимуществ и недостатков этих этапов, а дается лишь общее представление об этой проблеме.
Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).
Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем(1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.
Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент). уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).
Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу(1908–1970), обусловливающая мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.
Современная система взглядов на менеджментсформировалась в 50-е гг. XX в., как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением математических методов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».
Теория менеджмента непрерывно развивается, разрабатывая и внедряя все новые идеи и методы, способствующие постоянному совершенствованию всех сфер управления. О некоторых методах менеджмента качества будет рассказано ниже.
Качество
Качество, являясь всеобъемлющим философским понятием, включает в себя характеристики вида: эффективность, надежность, живучесть и т.п.
Значительный удар по проблеме качества в СССР нанес Л.И.Брежнев, провозгласив 12-ю пятилетку - пятилеткой эффективности и качества и поставив, таким образом, телегу впереди лошади, что привело к двум печальным результатам:
· Определённому опошлению идеи борьбы за высокое качество в глазах руководителей государства, министерств и предприятий,
· Низведению самого понятия качество до уровня одной из его характеристик - эффективности и более того, в порядке следования, второстепенной характеристики.
Подобное, широко бытующее, заблуждение отчасти может быть объяснено порядком появления на свет определений из знаменитой триады “ эффективность - надёжность - качество ”.
На самом деле «качество» — емкая, сложная и универсальная философская категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Ряд авторов предлагают при определении термина качество рассматривать несколько основных аспектов [12]: философский, социальный, технический, экономический и правовой. На рис.4 приведена схема кругооборота качества, называемая «петлей качества». На самом деле мы имеем дело с восходящей спиралью качества, так как все названные на рис. 4 пункты постоянно совершенствуются, и на новом витке спирали они будут обладать более хорошими характеристиками. Из рисунка, очевидно, что качество присуще всем формам и проявлениям существования общества.
1 - Качество человека творца 2 - Качество производительного труда 3 - Качество продукции 4 - Качество экономики ( применение новых технологий и методов управления ) 5 - Качество жизни ( медицина, образование , уровень жизни) 6 - Качество общества ( демократизм, открытость ) |
Рис.4 Кругооборот качества
Анализ значительного количества работ, связанных с определением сущности и содержания категории «качество», позволил определить два основных подхода философский и практический. С позиций философов можно выделить три основных этапа в определении содержания данной категории:
- качество как свойство объекта,
- качество как совокупность наиболее важных свойств объекта
- качество как ценность или полезность исследуемого объекта, его потребительная стоимость.
Одним из первых исследователей качества был греческий философ Аристотель. Он еще в IV в. до н. э. рассматривал качество в следующих значениях: как видовое отличие сущности; как характеристика состояний сущности; как свойство вещи. По словам Аристотеля, «качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности». Данное определение вызывает необходимость качественно различать объекты и в то же время позволяет объединять их в однородные группы в зависимости от присущих объектам свойств. В последствии качество описывали Демокрит, Галилей, затем Локк, впервые применивший термины «первичные» (объективные математически-физические) и «вторичные» (субъективные, образующиеся благодаря психике) качества. В понимании Канта, первичные качества априорны (идеальны), а вторичные — апостериорны (реальны). Иными словами, качество вещи есть нечто существенное для ее познания, для ее практического применения и изготовления. Оно есть то, что дает возможность отличать одну вещь от другой, а следовательно, и отождествлять, противополагать, сравнивать, объединять, разъединять и вообще конструировать вещи не только в бытии, на практике, но и в сознании.
Если соединить разные точки зрения, то можно сказать, что качество — это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.
Любое качество выражается в специфической для него системе количественных характеристик. Системы развиваются ритмически, и рождение чего-то нового представляет собой процесс взаимопревращения количественных и качественных изменений.
Как философское понятие качество объективно передает определенность явлений, процессов, предметов. Качество любого объекта рассмотрения обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, а обладает ими.
Под свойством понимают способ проявления определенного качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Благодаря неотделимой от бытия объекта существенной определенности он является именно таким, а не иным.
При этом надо понимать, что постоянное совершенствование, т. е. постоянное количественное повышение показателей, характеризующих потребительную стоимость объекта, вызывает поэтапный переход от одной качественной определенности объекта к другой, переход от одной «меры» к другой. Каждый улучшенный объект (т. е. объект, обладающий более высокими количественными показателями) — это уже другой объект, хотя, может быть, и очень похожий на исходный.
На этом окончим краткое рассмотрение основных составляющих НТР двадцать первого века. В следующем разделе расскажем о технической составляющей качества, относящейся к пунктам 1-3 рисунка 5.
Контрольные вопросы к главе 1
1. Что включает в себя понятие «технология»
2. Назовите основные этапы развития менеджмента
3. Что входит в понятие «кругооборот качества»
4. Основные этапы содержания качества с позиции философии
5. Прокомментируйте основные черты определения качества в ГОСТ ISO 9000-2011
6. Основные отличительные черты качества (относительность и т.д.)
7. Какие факторы привели к появлению понятия качество
Основные понятия качества продукции
Если понятие «качество» не имеет стандартизованного определения, то качеству продукции в этом смысле повезло, так как международная организация по стандартизации – ISO в серии стандартов ISO 9000 последней генерации 2010-2015 г. [1-4] дала четкое определение качества и связанных с ним терминов. Так ISO 9000-2015 определяет качество как «степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям». Необходимо напомнить, что в связи со вступлением России в ВТО, с 1 января 2013 г. в России действуют только оригинальные стандарты ISO 9000, а их русские аутентичные версии прекратили действие!
Прежде чем разъяснить внутреннее содержание данного определения, следует сформулировать важные замечания, которые присущи процессу оценивания характеристик качества продукции:
1.Качество - внутренняя определенность рассматриваемого явления, процесса или продукции. Если меняется внутренняя определенность, то меняется качество. Вследствие этого непосредственно качество измерить не возможно, а можно лишь измерять отдельные внешние проявления качества – его свойства: количественные – параметры и качественные - альтернативы.
2. Качество всегда относительно, поэтому комплексный абсолютный показатель безразмерен, так как он сравнивается с эталоном или базой, имеющим ту же размерность. Возможные варианты относительной оценки качества на различных этапах жизненного цикла приведены в таблице 3 [12].
Следует отметить, что приведенные этапы практически охватывают возможные варианты оценок, начиная от разработки нового изделия, его поставки, контроля в процессе производства и аттестации. Может оказаться, что характеристики оцениваемого изделия превышают характеристики эталона, в этом случае оцениваемое изделие само становится эталоном.
Таблица 3 Варианты оценки качества на различных этапах - ЖЦ
Цель оценки КП | Базовые показатели (эталон) |
1. Выбор варианта при разработке нового изделия | Техническое задание или условия контракта |
2. Контроль КП при поставке | Технические условия, ГОСТ, или иная нормативная документация |
3. Анализ динамики текущего производства | Показатели предыдущего периода |
4. Аттестация КП | Эталон (база) или лучший мировой образец |
3. Основные характеристики могут изменяться на различных этапах существования продукции, например при появлении первых телевизоров, их основной характеристикой стала новизна, при появлении цветных телевизоров, основной характеристикой стал престиж, в настоящее время при развитии телевидения и выравнивании технических характеристик, мерилом становится надежность и экономичность.
4. Характеристики качества изделия имеют тенденцию к уменьшению при неизменности начальных технических характеристик, в связи с появлением новых более совершенных изделий, которые становятся эталоном.
5. В силу разнородности характеристик качества, их коэффициенты значимости различны. Однако, при этом, всегда выполняется условие, что сумма коэффициентов значимости всегда равняется единице. Причем это условие соблюдается на всех уровнях иерархии. Так, если коэффициент значимости, какого либо сложного свойства равен 0,5, то коэффициенты значимости более простых свойств в него входящих в сумме равны 0,5.
Теперь вернемся к определению качества приведенному выше. Степень соответствия определяется путем сравнения характеристик исследуемого объекта с одинаковыми характеристиками эталона, лучшего мирового образца или данных нормативной документации (см. табл.3). Под присущей характеристикой понимается характеристика специфическая для объекта исследования, так например, для человека специфическими характеристиками являются отпечатки пальцев, рисунок радужки глаза, а не рост, вес и т.п.
Качество, являясь всеобъемлющим философским понятием, включает в себя характеристики вида: эффективность, надежность, живучесть и т.п. Однако, исторически в конце Х1Х века появилось понятие эффективность, а в середине ХХ века понятие надежность, что иллюстрируется на рисунке 5.
Надежность вошла в обиход во время Корейской войны (1951-1953 гг.), в которой на стороне южной Кореи участвовала США. Из-за резкого возрастания элементов систем управления американского флота и их низкой надежности, выяснилась важность этой характеристики. В результате Пентагон уже в 1955 г. выпусти первый стандарт по надежности аппаратуры и комплектующих элементов. Отмеченная тенденция вызвало к жизни правило, что надёжность системы при основном соединении (отсутствии избыточности) обратно пропорциональна числу элементов системы. Однако появление микроэлектронных, а с начала 90 – х годов наноэлектронных устройств, привело к парадоксальному, на первый взгляд, результату - резкое увеличение числа элементов в системе привело к одновременному возрастанию характеристик надёжности. Надёжность элементов шла опережающими темпами по сравнению с ростом сложности. Так если в 70 – е годы интенсивность отказов оценивалась значениями 10-5 – 10-6 единиц отказа в час (т. е один из миллиона элементов откажет в течение часа), то для микроэлектронных элементов была уже предложена единица, названная фитом (failure digit) равная 10-9, и уже есть сообщения, что наноэлектронные изделия оцениваются тысячными долями фита. В справедливость этих утверждений можно верить умозрительно, так как автору неизвестны методы статистической оценки таких малых величин. Например, для подтверждения интенсивности отказов 10-2 с доверительной вероятностью 90 % и приемлемой точностью требуется проведение испытаний не менее 3200 часов (для одного образца). Учитывая это обстоятельство разработчики системы «Аполлон» уже в 70-е годы прошлого столетия отказались от проведения определительных испытаний.
К появлению понятия качества в начале 70-х годов ХХ века привели, следующие причины:
· Усложнение объектов, появление новых материалов, технологий, изделий
· Сглаживание социального неравенства, потребность в хороших товарах
· Возросшая конкурентная борьба, становление мирового рынка и появление сетевого рынка
· Управление качеством со стороны потребителя и/или заказчика
Две последние причины требуют определенных комментарий
Рассмотрим зависимость эффективности деятельности организации от разных причин.
На рис.6 приведена зависимость, так называемых, «конкурентных ножниц».
Из рисунка 6 очевидно что, как