Астор Перейра де Мело. 1990 год
И так как данный вердикт крайне мало походил на правду, в результатах аутопсии Aстор Перейра де Мело запишет: «с учетом состояния тел невозможно установить причину смерти».
Впоследствии, спустя год, 25 августа 1967 года, под давлением родственников, общественности и следствия, трупы будут эксгумированы и подвергнуты повторной аутопсии уже с проведением токсикологии, однако, и на этот раз патологоанатомический вердикт останется прежним. По прошествии такого количества времени уже сложно было ожидать найти в тканях какие-либо токсины, даже если изначальны они там и присутствовали.
Но, не удовлетворившись причиной смерти, озвученной коронером, Венансио Биттенкурт решит «копать» дальше, пытаясь понять, что же на самом деле произошло на холме Vintém вечером 17 августа.
В его версии, на холм в Нитерое двое молодых мужчин могли прийти по просьбе какого-то третьего лица, где и стали жертвами пока непонятных и таинственных махинаций, вызвавших их смерть. Допросы родных погибших только укрепили его в этой мысли.
Оказывается, жена и Мануэля и Мигеля знали о планируемой поездке, однако по их рассказам выходило, что мужчины собирались поехать в Сан-Пауло¸ крупнейший город Бразилии, а не в Нитерой. Где они планировали приобрести некоторый запас радиодеталей для работы и старенький подержанный автомобиль – Volkswagen Sedan. В надежде совершить хорошую сделку, Мануэль практически полностью опустошил все семейные запасы, взяв с собой 2 300 000 крузейро (около $996), сумму, которой должно было хватить на покупку дешевого транспортного средства. Однако, когда мужчины были найдены, у них в карманах практически отсутствовали деньги, да и автомобиль они не купили. Так может статься, их так хитроумно обвели вокруг пальца, чтобы в конечном итоге просто ограбить? А быть может, ограбление произошло уже после их смерти? Именно в этот момент Биттенкурт вспомнит о патрульном Антонио Гуэрра, который по какой-то причине не сообщал о найденных трупах на протяжении двух дней. Его серьезно заподозрят в краже денег умерших, однако, Гуэрра наотрез отказывался это признавать, говоря на допросах о том, что просто не придал значения словам мальчишки. Свидетельства, указывающие на то, что Антонио ходил в лес на холм Vintém в промежутке между 18 и 21 августа отсутствовали, и патрульного, в итоге наказав за халатность, отпустили.
Но очень скоро всплыло любопытное свидетельское показание одной из родственниц Мигеля Виана – его племянницы Изабель.
Оказывается, в день отъезда из Кампус дос Гойтаказис, она увидела дядю сидящим в автобусе, и спросила его о цели поездки. В ответ он сообщил, что собирается в Сан-Пауло, где хочет купить машину. А на вопрос: «Почему бы Вам не купить ее здесь дешевле?», ответил, что ему нужно еще кое-что разузнать. «Когда я вернусь, я расскажу тебе, бывают ли чудеса на свете, и стоит ли верить в спиритизм».
Сейчас нам стоит сделать некоторое отступление, чтобы попытаться правильно услышать португальское слово espiritismo (спиритизм) и понять значение, которое в него вкладывали бразильцы 60-х годов 20-ого столетия.
Сейчас под словом спиритизм мы понимаем некую мистическую веру отдельных групп и личностей в возможность их общения с потусторонними силами, называемыми духами, призраками, душами умерших или людей из иных измерений при помощи различных приёмов, типа использования антенн, колечка на нитке, свечей, или верчения столов и специальных досок.
Считается, что само понятие спиритизм впервые возникло во Франции в середине 19 века, постепенно распространяясь на всю Европу и Америку, и уже в 1840-х годах дошло до Португалии и Бразилии. В 1853 году в Рио-де-Жанейро появилась первая группа спиритуалов, возглавляемая историком и приверженцем гомеопатии, Мело Мораишем. Мода на общение с потусторонним миром быстро набирала обороты, в особенности в кругах богатеев и так называемой национальной элиты.
По правде говоря, делать этим личностям было решительно нечего, их уровень культуры и образованности пребывал в зачаточном состоянии, а спиритизм давал надежду узнать все законы бытия, счастья и удачи, так сказать, не отходя далеко от стола. Забавно, но в те годы, под влияние «столоверчения» попали многие даже известные и не лишенные ума и логики люди. К обществам «контактеров» примыкали чиновники, зажиточные господа, и даже царские особы и ученые, занимающиеся настоящей наукой. Со временем, занятие спиритизмом стало одним из видов увлекательнейших развлечений молодежи и высшего общества. К концу 19-ого века Бразилию настолько охватила эта вера, что Рио-де-Жанейро становится одним из ведущих городов в мире, где обитают «лучшие мастера общения с потусторонними силами».
Лишь в 20-х годах 20 века в стране начали появляться первые истинные противники данного «фетиша», доходящие в своих высказываниях до того, что нарекали увлечение спиритизмом настоящей инфекцией, болезнью, сходной эффектом с пандемией, отравляющей умы и души большого количества населения. Но, их увещевания тонули в криках и ритуальных приплясываниях приверженцев веры в духов. В 1939 году в Рио-де-Жанейро проходит даже первый в мире конгресс писателей и журналистов-спиритов. А к концу 40-х - началу 50-х годов 20 столетия спиритизм в Бразилии начинает поддерживать даже государство, предоставляя ему специфические свободы и льготы, а также поддерживая материально. Одним словом, как вы уже понимаете, и само слово и понятие espiritismo в Бразилии населению было слишком хорошо знакомо.
А теперь представьте, что в 1960-х годах к этой моде присоединилось еще одно поветрие – увлечение НЛО. Считается, что впервые термин НЛО (неопознанный летающий объект) впервые был применен одним из журналистов американского журнала «Times Literary Supplement» 23 января 1959 года. К этому моменту уже многие граждане в разных уголках планеты утверждали, что целыми сонмами видели странные «тарелки», «сигары», и «треугольники», зависающие над их домами, курятниками и клозетами.
А в 1952 году даже официальные лица некоторых стран, возглавляющие военные департаменты, выступали в газетах и на телевидении, публиковали меморандумы и заявления о том, что начинают браться всерьез за изучение этого явления. Посчитав, что «нет дыма без огня» и такое количество сообщений от граждан не может быть ошибкой, военные постарались возглавить процесс по изучению НЛО. В конечном итоге, спустя многие годы, стало понятно, что и большое количество граждан очень даже могут ошибаться. Это явление называется массовой истерией, и на сегодня оно уже неплохо изучено психологами и социологами. Однако, в середине 20 века каждая уважающая себя газета и журнал постоянно находились на острие моды, публикуя сведения очевидцев и ученых, людей, встречающихся с зелеными человечками, «украденных» инопланетянами и возвращенных на планету «с чипами в мозгу». Военные же довольно быстро поняли, что делать им в данной теме нечего, и поспешили успокоить публику. Но все их настойчивые заверения любителями потустороннего были восприняты ложью и укрывательством настоящих тайн от населения. Чем больше военные доказывали, что НЛО не существует, тем больше люди им не верили, ибо подобное поведение властей для любителей различных конспирологических версий всегда является самым верным «доказательством» их вины.
Но уже давно подмечено, что люди, склонные верить в спиритизм, склонны верить и в НЛО, и в криптозоологию, и в предсказания провидцев. Поэтому у многих граждан, кто изначально «болел» верой в призраков и духов, к 60-м годам прошлого столетия в голове образовалась невероятная каша, где смешались «кони-люди». Эти верования стали перетекать из одного в другой, образуя причудливые коктейли, где призраки и были настоящими инопланетянами. Где умершие люди на том свете просто перемещались на другие планеты Космоса или существовали в иных измерениях. Вариаций этих «истинных убеждений» было множество, и каждый по своему пытался себе и миру доказать их жизнеспособность.
Сейчас уже сложно сказать, что творилось в умах и душах Круза и Виано перед их смертью, однако, слово спиритизм, произнесенное Мигелем в разговоре со своей племянницей, насторожило полицию, и заставило взглянуть на историю их гибели под иным ракурсом. Ведь вполне вероятно, молодые мужчины могли «вляпаться» в какое-то общество, приносящее человеческие жертвы своим духам и зеленым человечкам. А может статься, что Круз и Виано по собственной воле стали жертвами фанатичных убеждений в потусторонние силы. В конце концов, столь странные обстоятельства их смерти совсем не походили на рядовой случай грабежа или бандитских разборок, а значит, детективам следовало пристальней взглянуть на улики, обнаруженные на месте смерти двух человек и образ жизни их близкого окружения.
Осмотрев внимательно найденные рядом с телами предметы, оказалось, что они ровным счетом не дают ничего следствию. На бутылке из-за проливных дождей остались лишь смазанные отпечатки пальцев, которые идентифицировать не удавалось. Следов присутствия иных людей на месте преступления найдено не было. Два новеньких одинаковых полотенца и солнцезащитные очки являлись предметами совершенно заурядными, без каких-либо опознавательных меток. А расшифровать записи на тетрадных листках не представлялось возможным. Впрочем, вполне вероятно, они могли и не иметь никакого отношения к смерти их авторов, а лишь являлись их бытовыми заметками. Однако, металлические маски вызывали у детективов множество вопросов прежде всего своим происхождением, и первым делом они попытались выяснить, кто их создатель.
После расспросов родственников и друзей погибших, выяснилось, что, вероятнее всего, эти свинцовые маски сделали они сами. За пять дней до своего путешествия в Нитерой, 12 августа, во дворе за работой их застал сосед Мигеля. Орудуя ножницами и молотками, мужчины ваяли что-то странное из обрезка свинцовой трубы. А на вопрос «что они делают?», очевидно, чтобы спровадить любопытного соседа, те ответили «готовимся к стихийному бедствию – страшному циклону, который разразится в 1968 году и опустошит всю планету».
Обыскав гараж и дом Мигеля Круза, детективы действительно обнаружили в нем остатки свинцовой трубы и инструменты, с помощью которых, похоже, и были сделаны маски. А еще странную книгу под названием «Жизнь на планете Марс и Летающие тарелки» («A Vida no Planeta Marte e os Discos Voadores», написана в 1955 году в рамках синтетического, запутанного учения Раматис) автора Херсилио Маеса (Hercílio Maes), в которой от руки карандашом были подчеркнуты слова «духи», «свечение» и «маски».