Выписка из ФГОС ВО направления 49.04.03 – СПОРТ (квалификация – магистр)
«Раздел VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ».
6.2. Программа магистратуры состоит из следующих блоков:
Блок 3. «Государственная итоговая аттестация»,который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.
6.6. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а так же подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 49.04.03 – Спорт предусмотрена государственная итоговая аттестация выпускников в виде:
а) государственного экзамена;
б) защиты выпускной квалификационной работы.
ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовки выпускника «Национального государственного университета физической культуры спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» (далее университет) к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 49.04.03 – Спорт.
Задачи ГИА:
1. Определить соответствия подготовки выпускника требованиям ФГОС ВО.
2. Установить уровень подготовленности выпускника по направлению подготовки 49.04.03 – Спорт.
3. Принять решение о присвоении квалификации магистра по результатам ГИА и выдачи выпускнику диплома о высшем образовании образца, установленного Минобрнауки России.
4. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование подготовки студентов, по результатам работы ГЭК.
СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Основное содержание итоговых испытаний
Содержание государственной итоговой аттестации соотносится с формируемыми компетенциями по направлению подготовки 49.04.03 – Спорт и программой «Подготовка спортивных сборных команд по избранному виду спорта». Данное соотношение представлено в таблице 1. Содержание государтвенной итоговой аттестации включает в себя сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалифицированной работы, вид выпускной квалифицированной работы: магистерская диссертация.
Таблица 1
Содержание государственной итоговой аттестации выпускника и его соответствие с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ОПОП «Подготовка спортивных сборных команд по избранному виду спорта»
Коды | Требования к результатам освоения ОПОП: | Формы проведения итоговых испытаний | |
Государственный экзамен | ВКР | ||
ОК-1 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | + | |
ОК-2 | способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-педагогического профиля своей профессиональной деятельности | + | |
ОК-3 | готовностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом | + | |
ОК-4 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | + | |
ОК-5 | способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях научных знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности | + | |
ОК-6 | готовностью к использованию современного научного оборудования (в соответствии с целями основной образовательной программы магистратуры) | + | |
ОК-7 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | + | |
ОПК-1 | готовностью к коммуникациям в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности | + | |
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | + | |
ПК-1 | способностью и готовностью самостоятельно анализировать состояние и динамику объектов деятельности, выявлять актуальные проблемы и ставить конкретные задачи их решения | + | |
ПК-2 | способностью и готовностью анализировать и обобщать существующий научно-методический и исследовательский опыт в избранном виде профессиональной деятельности | + | |
ПК-3 | способностью и готовностью изучать, критически оценивать научно-педагогическую информацию, российский и зарубежный опыт по тематике исследований, созданию новой продукции | + | |
ПК-4 | способностью проводить патентный поиск и исследовать патентоспособность и показатели технического уровня разработок, использовать процедуры защиты интеллектуальной собственности | + | |
ПК-5 | способностью и готовностью использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии, современные средства и методы научных исследований | + | |
ПК-6 | способностью планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования | + | |
ПК-7 | способностью критически оценивать данные и делать выводы | + | |
ПК-8 | способностью и готовностью осуществлять математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований | + |
4. ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Содержание итогового государственного экзамена сформировано в соответствии с разделом блока 1 «Базовая часть» Б.1.Б формирующий общекультурные и обще профессиональные компетенции, предусмотренных требованиями ФГОС ВО по направлению 49.04.03 – Спорт.
При оценке соответствия уровня подготовленности выпускника требованиям ФГОС ВО проверке подлежат его знания и умения (готовность) решать задачи профессиональной деятельности. Оценка соответствия происходит в форме индивидуального ответа студента-выпускника перед государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).
Вопросы для формирования билетов к государственному экзамену по дисциплине «Профессионализм в сфере физической культуры и спорта»:
1. Динамика рынка труда в сфере ФКиС в постсоциалистический период.
2. Влияние рыночных отношений на модернизацию программ соревнований в различных видах спорта.
3. Объективные и субъективные аспекты формирования потребностей населения в здоровом стиле жизни и роль в этом процессе выпускников вузов физической культуры.
4. Оздоровительный потенциал физической культуры и проблемы его реализации.
5. Современные представления о профессиограмме преподавателя специализированного вуза физической культуры и тренера по виду спорта.
6. Государственная политика и деятельность государственных органов в деле формирования у населения положительного отношения к физической культуре.
7. Пути ускорения экспансии физической культуры в повседневную жизнь населения.
8. Структура специальностей в мировой и отечественной системе профессионального образования в сфере физической культуры.
Вопросы для формирования билетов к государственному экзамену по дисциплине «Актуальные проблемы в системе научных знаний о спорте»:
9. Общие тенденции развития науки в современный период и их проявление в сфере физической культуры и спорта.
10. Системный подход как методологическая ориентация исследования, его значение для формирования теоретического знания в сфере физической культуры.
11. Основополагающие социокультурные концепции физической культуры.
12. Проблема понимания человека как целостности и ее реализация в физической культуре.
13. Всестороннее развитие личности и физическая культура: пути реализации.
14. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры человека. Содержание, объем и структура физкультурной деятельности.
15. Основные концепции, положенные П.Ф. Лесгафтом в основу теории физического образования. Роль идей П.Ф. Лесгафта о физическом образовании в построении современной теории физической культуры.
16. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования.
17. Состояние функционирования физической культуры в сферах образования, труда, досуга. Пути совершенствования функционирования физической культуры в основных сферах жизнедеятельности человека и общества.
18. Современные социокультурные проблемы науки о физической культуре.
19. Специальное и неспециальное физкультурное образование: проблемы и пути решения. Роль физкультурного образования в формировании физической культуры личности.
20. Роль средств массовой информации в пропаганде ценностей физической культуры и спорта.
21. Спорт как социальное явление и современные мировые тенденции развития спорта высших достижений.
22. Физическая культура как потребность личности и общества: проблемы и пути решения.
Вопросы для формирования билетов к государственному экзамену по дисциплине «Информационные технологии в спортивной практике»:
23. Состояние и перспективы развития информационных технологий в сфере физической культуры и спорта.
24. Использования информационных технологий для обеспечения образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта.
25. Использование информационных технологий в обслуживании спортивных соревнований.
26. Использование информационных технологий в научно-методическом обеспечении подготовки спортсменов.
27. Web-технологии в информационно-документационном обеспечении физической культуры и спорта.
28. Критерии проверки статистических гипотез. Классификация критериев значимости. Условия применения.
29. Корреляционный анализ. Определения. Области применения корреляционного анализа в физической культуре и спорте.
30. Компьютерная диагностика функциональных систем человека в физической культуре и спорте
31. Электропунктурные методы диагностики функциональных систем спортсменов
32. Компьютерные технологии в физической культуре и спорте
Вопросы для формирования билетов к государственному экзамену по дисциплине «История и методология науки»:
33. Особенности науки как формы познания. Наука и философия. Наука и религия.
34. Наука как социальный институт. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
35. Проблема в цикле научного познания.
36. Эмпирический и теоретический уровень научного исследования.
37. Научная картина мира. Стиль научного мышления.
38. Объяснение и предвидение как функции науки.
39. Научная дискуссия и её особенности.
40. Основные этапы становления наук об обществе, культуре и человеке.
41. Современные направления и перспективы развития социально-гуманитарных наук.
42. Природа ценностей. Оценочные суждения в социально-гуманитарных науках.
43. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике.
44. Структура и функции научной теории.
45. Проблема истины в научном познании.
46. Идеалы и нормы научного познания.
Вопросы для формирования билетов к государственному экзамену по дисциплине «Управление процессом спортивной подготовки на основе ФССП по виду спорта»:
47. Основные документы, определяющие (регламентирующие) направления подготовки спортивного резерва.
48. Организации, осуществляющие спортивную подготовку.
49. Документы, регламентирующие деятельность организации, осуществляющей спортивную подготовку.
50. Требования, предъявляемые к специалистам, участвующим в реализации различных этапов спортивной подготовки
51. Этапы спортивной подготовки в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по ИВС.
52. «Федеральный стандарт спортивной подготовки» - понятия, содержание, структура.
53. Программа спортивной подготовки по ИВС - понятия, содержание, структура.
54. Анализ Федерального стандарта спортивной подготовки по ИВС, предложения по совершенствованию.
55. Антидопинговые мероприятия в программе спортивной подготовки по ИВС.
56. Требование к обеспечению тренировочного процесса в ИВС в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки.
57. Система подготовки спортивного резерва в Российской Федерации в ИВС.
58. Планирование физкультурных и спортивных мероприятий организации, осуществляющей спортивную подготовку.
Вопросы для формирования билетов к государственному экзамену по дисциплине «Английский язык»:
59. Применение англоязычных понятий и терминов при судействе соревнований по ИВС
60. Применение англоязычных понятий и терминов при подготовке сборных команд по ИВС.
При реализации балльно-рейтингового контроля итоговая оценка переводится в баллы в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2.
Оценка результатов междисциплинарного экзамена
Баллы | ||||||||||
Оценка | 3- | 3+ | 4- | 4+ | 5- | 5+ |
5. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ