Места установки функциональных компонент АГИСППРиОУ
В соответствии с п.11 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» органами повседневного управления РСЧС являются:
на федеральном уровне – НЦУКС МЧС России, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на межрегиональном уровне - ЦУКС региональных центров ;
на региональном уровне – ЦУКС ГУ ГОЧС по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - ЕДДС муниципальных образований;
на объектовом уровне - ДДС организаций (объектов).
Места установки функциональных подсистем АГИСППРиОУ на каждом уровне управления РСЧС указаны в таблице:
Уровень управления РСЧС | Места установки АГИСППРиОУ | Функциональные подсистемы АГИСППРиОУ |
Межрегиональный | ЦУКС региональных центров | АГИСППРиОУ-ГУ |
Региональный | ЦУКС ГУ ГОЧС по субъектам РФ, ДДС-01 подразделения территориального гарнизона пожарной охраны | АГИСППРиОУ-ГУ АГИСППРиОУ-01 АГИСППРиОУ-ПЧ |
Муниципальный | ДДС-01 подразделения местного гарнизона пожарной охраны | АГИСППРиОУ-01 АГИСППРиОУ-ПЧ |
5. Интеллектуальное здание. Понятия и принципы
Понятие "интеллектуальное здание" было сформулировано Институтом интеллектуального здания в Вашингтоне в 70-е годы прошлого века: "Здание обеспечивающее продуктивное и эффективное использование рабочего пространства..."
Стоит разделять понятия "интеллектуальное здание" и "системы жизнеобеспечения". Отдельные системы обладают лишь необходимыми интерфейсами управления и контроля. Концепция “Системы интеллектуального управления зданием” предполагает новый подход в организации жизнеобеспечения здания, при котором за счет комплекса программно-аппаратных средств значительно возрастает эффективность функционирования и надежность управления всех систем эксплуатации и исполнительных устройств здания.
Основной особенностью интеллектуального здания является объединение отдельных подсистем различных производителей в единый управляемый комплекс.
Под "интеллектуальным зданием" неверно понимать прямой перевод с английского как "мыслящее здание". Корректный перевод термина intelligent building означает систему, которая должна уметь распознавать конкретные ситуации, происходящие в здании, и соответствующим образом на них реагировать: одна из систем может управлять поведением других по заранее выработанным алгоритмам. Английское слово intelligent, буквально означающее "разумный", "понятливый", в сочетании со словом building использовано в значении "гибкий, приспосабливаемый".
"Интеллектуальное здание" в первоначальном смысле означает "здание, готовое к изменениям" или "приспосабливаемое (гибкое) здание", инженерные системы которого способны обеспечить адаптацию к возможным изменениям в будущем.
Здание проектируют таким образом, чтобы все системы его управления могли интегрироваться друг с другом с минимальными затратами, а их обслуживание было бы организовано оптимальным образом. Проект обязательно предполагает возможность наращивать и видоизменять конфигурации инсталлированных систем.
Со временем здания обретут "искусственный интеллект". Тогда с полным основанием можно будет называть их интеллектуальными. Системы смогут отслеживать работу и состояние всей "начинки" здания, включая ограждающие конструкции, и самостоятельно принимать решения в изменяющихся обстоятельствах. Умные дома не торопятся в Россию
Полагают, что первое здание было снабжено "интеллектом" в 1986 году компаниями AT&T и Honeywell, которые тогда стремились найти новые области сбыта для своей кабельной продукции и автоматических устройств.
По оценкам экспертов, в настоящее время более 20% рынка систем управления для интеллектуальных зданий занимают Япония и еще несколько азиатских государств, не многим более четверти приходится на Северную Америку и более 40% – на европейские страны.
По данным аналитиков ARC Advisory Group, оборот мирового рынка аппаратных и программных систем и услуг автоматизации зданий (building automation system, BAS) к 2006 году достигнет 14,5 млрд долларов.
Особенность, характерная для Европы и России: интеллектом чаще наполняют офисные здания, нежели элитное жилье. Тем не менее с каждым годом все больше людей интересуются вопросом в частном порядке.
Мнения экспертов по поводу прогнозов развития рынка "интеллектуальных зданий" разделились. Одни считают, что в секторе элитного жилья бурный рост будет наблюдаться в части индивидуальных интеллектуальных систем для квартир и коттеджей. В таком случае рост потребления интеллектуальных систем не будет превышать темпов роста строительства элитного жилья (в среднем 40% в год).
Другие специалисты уверены, что в многоквартирных элитных домах застройщики будут все больше стремиться к включению в проект комплексных систем "интеллектуального здания", обеспечивающих интеграцию систем жизнеобеспечения, безопасности и телекоммуникаций. А на долю владельцев квартир останутся лишь расходы по "разводке" кабельных систем в квартире и установке "мультирумных" аудио-видеосистем вместе с индивидуальными системами управления освещением, климатом. В этом случае рост продаж систем "интеллектуального здания" в секторе элитного жилья может достичь 80% и более.
Недавний прогноз свидетельствует, что потенциальный спрос на системы "интеллектуального здания" в секторе элитного жилья в Москве составляет 140 млн долларов. Однако сегодня он не превышает 7 млн долларов. Лишь в небольшой части домов в проект закладываются системы, предназначенные сразу для всех жильцов. Основная часть расходов производится жильцами индивидуально, после приобретения квартиры. Это сдерживает рост одного из самых привлекательных сегментов рынка сбыта для поставщиков систем "интеллектуального здания".
Рынок "интеллектуальных зданий" находится в прямой зависимости от строительного рынка: чем больше зданий будет подвергаться реконструкции, строиться новых, тем выше будет спрос на "интеллектуальные здания". Через пять-семь лет эксплуатации таких зданий их владельцам можно будет подсчитывать прибыль, а это даст рынку новый виток роста. Вопрос стоимости
Проект "интеллектуального здания" может стоить от 5-7 до 50-100 долларов за м2: это зависит от количества устанавливаемых систем. Стоимость оборудования обойдется заказчику от 25 до 250 долларов за м2. В частном жилье стоимость оборудования будет значительно выше за счет отношения количества систем и оборудования к площади самого здания, так как все необходимо "вписать" в небольшую площадь. Инсталляция, которая состоит из монтажных и пусконаладочных работ, обходится в среднем от 20 до 30% от стоимости оборудования.
Встречаются и более дорогие предложения, но в этих случаях заказчику придется заплатить за имя производителя и/или инсталлятора.
Иногда стоимость "интеллектуального здания" превышает стоимость обычного в два раза. Если проект и инсталляция систем выполнены качественно, то на начальных этапах строительства увеличение стоимости составит 20-30%.
В процессе эксплуатации "интеллектуального здания" из года в год экономия эксплуатационных расходов может достигать 70% бюджета аналогичного необорудованного здания. Важно, чтобы затраты на систему были адекватны самому объекту.
За счет того, что системы в здании работают согласованно, появляются возможности сценарного поведения здания, экономии электро-, газо-, водоресурсов. Следовательно, уменьшается число сотрудников обслуживающего персонала и расходов на их содержание.
Экономия материальных и людских ресурсов, повышение уровня управляемости объекта, уменьшение негативного влияния человеческого фактора с выгодных позиций характеризуют "интеллектуальные здания". Приступая к проектированию…
Необходимо, чтобы у заказчика и подрядчика было сформировано единое понимание того, какие системы и подсистемы будут установлены. Очень хорошо, если к тому времени готовы проекты систем отопления, вентиляции, существует принципиальная электрическая схема объекта. В этом случае компания-интегратор "интеллектуального здания" с большей точностью сможет следовать пожеланиям заказчика, которые уже выражены в проектах, и совместная работа принесет больший положительный эффект.
Далее делается выбор слаботочных систем, которые будут установлены в здании: противопожарная сигнализация, системы видеонаблюдения, контроля доступа, аудио- и видео-компоненты (их применение чаще характерно для жилых зданий), автоматика жизнеобеспечения (управление светом, вентиляцией и кондиционированием, водоснабжением и отоплением, шторами и пр.), затем осуществляется подбор оборудования и в дальнейшем – проектирование.
Когда известно оборудование, спроектирована проводная часть, интегратор, генподрядчик и заказчик совместно продумывают сценарий работы интеллектуальной системы, ее взаимодействие с пользователем – как отреагирует система на нажатие тех или иных клавиш.
Интеграционные функции оборудования не должны оказывать влияния на саму систему, каждый ее элемент должен обладать локальной логикой. На деле искусственному интеллекту отводится роль производить мониторинг и управлять параметрами системы на расстоянии в ручном или программируемом автоматическом режиме.
В случае сбоя программного обеспечения или отказа датчиков всегда должна оставаться возможность перехода на автономное управление каждым элементом системы.
Еще одна важная деталь – оборудование всех групп интеллектуальной системы должно соответствовать стандартам, принятым на территории размещения. Это важно, причем как в практическом, так и в юридическом аспектах. Сертифицированное оборудование отличается большей надежностью и эффективностью, повышает стоимостную оценку объекта, на котором оно установлено. В юридическом аспекте, используя несертифицированное оборудование, например в системе пожарной или охранной сигнализации, невозможно предъявить претензии в случае возникновения ЧП ни страховщикам, ни охранной компании, поскольку законы обязывают их работать только в случаях использования сертифицированного оборудования. Также будет сложно найти и сервисную структуру для эксклюзивной интеллектуальной системы, а если таковая найдется, стоимость сервиса будет высока. Выбор интегратора / инсталлятора
Все зависит от цели, определенной заказчиком. Если заказчик отдает предпочтения какому-то конкретному производителю, он скорее всего обратится к компании-интегратору, которая одновременно является его дистрибьютором. Если перед заказчиком стоит задача оптимизировать затраты и при этом получить качественную и функциональную систему "интеллектуального здания", его выбор концентрируется на независимой компании-интеграторе, не обремененной продвижением конкретного брэнда.
Как правило, обращения заказчика одновременно адресованы нескольким компаниям-интеграторам. Таким образом, организуется своеобразный мини-тендер. Из поступивших предложений заказчик выбирает оптимальное.
Поскольку рынок "интеллектуальных зданий" молод, компания-интегратор часто выполняет функции инсталлятора оборудования. Иногда выбор интегратора осуществляется по рекомендации генерального подрядчика строительства. Цивилизованные тендеры – их организуют крупные компании, в которых участие интеграторов интеллектуальных систем оплачивается, – проводятся редко. Техническое задание
Какие системы и подсистемы будут установлены на объекте, как они будут работать, каков будет алгоритм управления ими – на эти и еще десятки других вопросов дает ответ техническое задание или задание на проектирование. Этот многостраничный документ – основа всего проекта: если что-то отсутствует в техническом задании, значит, отсутствует в проекте. Изменить проект можно, лишь изменив техническое задание.
Задание на проектирование рождается в соавторстве заказчика и интегратора. Один из ключевых моментов – четко сформулированное назначение системного комплекса "интеллектуального здания":
"… Назначение Комплекса:
- дистанционный контроль / управление работой оборудования инженерных систем;
- построение единой среды обмена данными систем контроля и управления;
- получение оперативной информации о состоянии и параметрах оборудования инженерных систем;
- организация автоматизированного технического учета энергоресурсов;
- обеспечение оперативного взаимодействия эксплуатационных служб, планирование - проведения профилактических и ремонтных работ инженерных систем;
- повышение надежности, безопасности, и качества функционирования оборудования инженерных систем;
- регистрация и создание архива технологических процессов инженерных систем и действий эксплуатационных служб;
- сокращение эксплуатационных затрат;
- снижение общего количества оборудования за счет унификации и повышения полноты - использования функциональных возможностей оборудования одновременно в разных подсистемах…".
Со стороны заказчика обязательным является предоставление "исходных данных для проектирования":
- поэтажные планы с экспликацией помещений;
- рабочие проекты инженерных систем, выполненные разработчиками смежных разделов и подлежащие автоматизации: отопление, холодное и горячее водоснабжение, вентиляция и кондиционирование, канализация, центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт, электрооборудование и электроосвещение с пояснительными записками и характеристиками оборудования;
- исходные данные по внеплощадочным и внутриплощадочным инженерным сетям.
В задании обязательно должны присутствовать все инженерные системы, подлежащие разработке и внедрению в рамках создаваемого проекта "интеллектуального здания". Например:
- автоматическая пожарная сигнализация;
- автоматическое пожаротушение;
- системы охранной сигнализации, охранного видеонаблюдения, управления и контроля доступа;
- системы связи и телекоммуникаций.
Также в техническое задание необходимо включить краткое описание комплекса автоматизации и диспетчеризации систем здания, который должен обеспечить автоматическое управление, регулирование, необходимые блокировки, защиты от аварийных режимов, индикацию сигналов тревоги и нарушения режимов регулирования, оптимизацию работы инженерного оборудования, экономию энергоресурсов, централизованный автоматический контроль и учет расходов: "Автоматизации и диспетчерезации подлежат следующие системы:
Механические системы - холодоснабжение;
- общеобменная вентиляция;
- кондиционирование;
- подпор воздуха и противодымная вентиляция;
- холодное водоснабжение;
- горячее водоснабжение;
- бытовая канализация;
- противопожарный водопровод;
- центральный и индивидуальные тепловые пункты;
- отопление.
Электрические системы - распределительная электросеть до этажных распределительных щитов;
- рабочее освещение подъездов, лестничных клеток;
- аварийное освещение подъездов, лестничных клеток;
- эвакуационное освещение;
- наружное освещение.
Системы безопасности
- автоматическая пожарная сигнализация;
- голосовое оповещение о пожаре;
- автоматическое пожаротушение;
- охранная сигнализация;
- охранное видеонаблюдение;
- контроль доступа.
Диспетчеризация лифтов
- аварийный спуск на 1-й этаж.
Системы связи и телевидения
- телефонная связь;
- радиотрансляция;
- спутниковый телеприем;
- часофикация;
- локальная вычислительная сеть;
- высокоскоростной выход в Internet.
Системы учета и управление потреблением следующих ресурсов:
- электроэнергии (на вводе, общедомовые расходы и по потребителям );
- холодной воды (на вводах, общедомовые расходы и по потребителям);
- горячей воды (общедомовые расходы и по потребителям );
- отопление (раздельно жилье и коммерческие площади);
- холодоснабжение (по потребителям)".
Система ОКСИОН
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людейпредставляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно–программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации.
Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о ЧС и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
ОКСИОН решает задачи:
- обеспечение оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
- проведение мероприятий по сокращению сроков гарантированного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
- повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
- повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения;
- наблюдение за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 № 1327-р «О совершенствовании организации подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов» поручено МЧС России и МВД России, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с органами местного самоуправления и организациями организовать обеспечение граждан информацией о чрезвычайных и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, а также определить порядок размещения этих средств и распространения соответствующей информации.
Всего, вопросы создания, функционирования и развития ОКСИОН регулируют порядка 33 различных распорядительных документов:
а) Федеральные Законы:
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ;
«О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ;
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ;
«О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 №117-ФЗ;
«О гражданской обороне» от 12.02.1998 №28-ФЗ;
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ;
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 №184-ФЗ;
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ;
«О безопасности дорожного движения» от 15.10.1995 №196-ФЗ.
б) указы Президента Российской Федерации:
от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»;
от 31.04.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».
в) постановления Правительства Российской Федерации:
от 24.04.1997 № 334 «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
от 14.02.2000 № 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду»;
от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
от 22.05.2008 № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»;
от 07.07.2011 № 555 «О Федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года».
г) распоряжение Правительства Российской Федерацииот 14.10.2004 № 1327-р «О совершенствовании организации подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов».
д) совместные приказы МЧС России, МВД России и ФСБ России:
от 31.05.2005 № 427/431/320 «Об организационном комитете по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей»;
от 31.05.2005 № 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических актов» (зарегистрирован в Минюсте России 9 июня 2005 г., регистрационный номер 6700);
от 11.07.2006 № 398/545/323 «О комиссиях по координации деятельности при создании общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации».
е) приказы МЧС России:
от 31.12.2002 № 632 «Об утверждении Порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций»;
от 20.09.2005 № 698 «Об организационном комитете по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей»;
от 29.06.2006 № 386 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а так же пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2006 г., регистрационный номер 8074);
от 09.12.2009 № 700 «Об утверждении Положения об организации оперативной дежурной службы в системе МЧС России»;
от 01.12.2010 № 606 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
от 03.06.2012 № 259 «Об организации эксплуатации общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей»;
от 15.07.2011 № 386 «Об утверждении Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей», и признании утратившим силу приказ МЧС России от 04.09.2007 № 473»;
от 28.01.2013 № 52 «Об утверждении ведомственного Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых находящимися в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности».
ж) методические рекомендации по включению в единую сеть ОКСИОН элементов информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, созданных за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, организаций и иных источников. Утверждены Организационным комитетом по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей. Протокол № 1 от 2 марта 2012 г.