Общая оценка состояния вооружения и техники воинской части
- «отлично»,если состояние основных видов ВиТ воинской части оценено на "отлично", а остальных - не ниже "хорошо";
- «хорошо»,если состояние основных видов ВиТ воинской части оценено на "хорошо", а остальных - не ниже "удовлетворительно";
- «удовлетворительно»,если состояние основных видов ВиТ воинской части не ниже "удовлетворительно" или не более одного неосновного вида оценено «неудовлетворительно»;
- "неудовлетворительно",если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».
Основные виды ВиТ для соединений, воинских частей ГО, подведомственных МЧС России учреждений и предприятий установлены приказом МЧС России 1997 года№ 614.
Основными видами ВиТ для отд. отрядов спас. центра являются:
• для спасательных, механизированных отрядов - СИВ, вооружение и средства РХБЗ, техника связи и АСУ, АТ;
• для отрядов специальной и химической защиты, управлений спасательных центров - вооружение и средства РХБЗ, техника связи и АСУ, АТ;
• для инженерно-технических отрядов - СИВ, АТ;
• для понтонно-переправочного отряда - СИВ, техника связи и АСУ, АТ.
№23 Восстановление деталей пайкой, сущность процесса.
Пайка - образование соединения с межатомными связями путем нагрева соединяемых материалов ниже температуры их плавления с использованием припоя (затекания припоя в зазор и последующей кристаллизации).
Применяется для соединения деталей, изготовленных из малоуглеродистых и нержавеющих сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов
Пайка осуществляется: Мягкими припоями; Твердыми припоями
№24 Периодичность проверок В и Т должностными лицами части. Вопросы проверки.
Проверки ВиТ подразделяются:
по охвату образцов проверкой - полные (для комплексных образцов - комплексные) и частичные;
по глубине проверки - общие, углубленные (поэлементные);
по применению и неприменению внешних контрольных средств - без применения или с применением внешних контрольных средств;
по месту проведения - во время несения дежурства, подъема по тревоге, на учениях, занятиях, в парках, складах и в других местах
Проверка ВиТ в воинской части проводится в следующих случаях:
• при приеме и передаче ВиТ;
• после отработки установленного межремонтного ресурса образцами ВиТ;
• при подготовке к применению ВиТ (в том числе в особых условиях и с разными целями);
• в ходе применения по назначению и при проведении различных видов ТО, включая сезонное обслуживание;
• перед подготовкой к хранению, после завершения подготовки к хранению и при ТО в процессе хранения;
• должностными лицами части (соединения), в соответствии с обязанностями, изложенными в Уставе внутренней службы ВС РФ и Наставлениях (Руководствах) по техническим службам;
• при инспектировании, на итоговых и контрольных проверках войск. При приеме ВиТ, передаче их в другие воинские части, после отработки установленного межремонтного ресурса образцами ВиТ проверка технического состояния ВиТ проверяется комиссией части, назначенной приказом командира части.
По рез-там работы комиссии сост-ся акт техн. состояния образца ВиТ.
Основой качественной организации периодических проверок ВиТ должен быть план их проведения должностными лицами части на период обучения. План составляется штабом и технической частью, подписывается начальником штаба и заместителем командира части по вооружению (начальником технической части), а утверждается командиром части. Наличие такого плана является основой для планирования и непосредственной организации проверки ВиТ всеми должностными лицами в ходе учебного периода.
При организации осмотров ВиТ командиром части (проводимых обычно один раз в полгода) и ежемесячных осмотров ВиТ учебно-боевой группы эксплуатации комиссией части, разрабатываются отдельные планы по их проверке.
В этих планах должно быть предусмотрено не только то, как должна происходить непосредственно проверка ВиТ, но и то, как проверяемые образцы ВиТ будут приводиться в надлежащее состояние перед началом проверки.
Осмотр и проверка ВиТ должностными лицами части проводится в парках, на местах стоянок и хранения. Периодичность проверки ВиТ должностным лицам части (табл. 1) установлена Уставом внутренней службы ВС РФ.
Кто проводит осмотр | Количество машин, подлежащих осмотру | Периодичность осмотра |
Командир взвода Старший техник (техник) роты Командир роты Начальники служб воинской части Заместитель командира части по вооружению (начальник технической части) Командир воинской части | Все машины взвода Все машины роты 50% машин каждого взвода Не менее 20% машин в подчиненных подразделениях Не менее 10% машин от каждого подразделения | 1раз в две недели 1 раз в месяц 1раз в два месяца 1 раз в три месяца 1 раз в год По особому плану |
При осмотре должностными лицами части проверяется сбережение и техническое состояние образцов ВиТ, при этом особое внимание обращается на следующие вопросы:
функционирование агрегатов, сборочных единиц, механизмов, аппаратуры и образца ВиТ в целом;
наличие записей о техническом освидетельствовании в паспортах сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений и в журналах учета объектов котлонадзора;
состояние и комплектность ЗИП;
наличие и уровень масла, гидравлических и охлаждающих жидкостей, топлива;
уровень и плотность электролита в АБ, напряжение и величина тока их подзаряда;
своевременность и качество проведения ТО и ремонта;
своевременность внесения изменений в эксплуатационную документацию;
условия хранения и состояние средств пожаротушения.
При осмотре машины старшим начальником присутствует командир подразделения и водитель (мех.-водитель) машины.
Результаты проверок и осмотров отражаются в ведомости проверки образца.
Основным мероприятием при организации проверок ВиТ по плану командира части является проведение смотров ВиТ, организация которых отражается в плане подготовки воинской части. Смотры ВиТ проводятся:
• при проверке состояния ВиТ на инспекторских, итоговых и контрольных проверках;
• в ходе перевода ВиТ на режим сезонной эксплуатации;
• после переформирования, передислокации воинских частей. Все подготовительные работы по подготовке образца ВиТ к проверке выполняются выборочно или в полном объеме по указанию проверяющего.
• При отсутствии штатных расчетов (экипажей, водителей) создаются группы из личного состава части для обеспечения выполнения всех работ и операций по проверке ВиТ.
Недостатки, выявленные при осмотре, записываются в ведомость проверки образца ВиТ и подписываются проверяющим и командиром проверяемого подразделения. Они являются отчетными документами и передаются заместителю командира воинской части по вооружению (начальнику технической части) для анализа состояния ВиТ. Результаты проверки заносятся в книгу учета неисправного ВиТ (форма №33 приказа МО СССР 1979 года № 260).
О проведенном смотре, состоянии ВиТ и принятых мерах по устранению выявленных недостатков командир воинской части письменно докладывает непосредственному командиру
№25 Изнашивание деталей, его количественные характеристики. Изменение зазора в сопряжении двух деталей в процессе изнашивания.
• Изнашиванием называют процесс разрушения и отделения материала с поверхности твердого тела и (или) накопления его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.
• Основными количественными характеристиками изнашивания являются: износ, скорость изнашивания, интенсивность изнашивания.
• Износ – результат изнашивания, определяемый в установленных единицах. Износ (абсолютный или относительный) характеризует изменение геометрических размеров (линейный износ), массы (весовой износ) или объема (объемный износ) детали вследствие изнашивания и измеряется в соответствующих единицах. Различают предельный и допустимый износы.
• Предельным называют износ, соответствующий предельному состоянию изнашивающегося изделия или его составной части.
• Допустимым называют значение износа, при котором изделие сохраняет работоспособность. Допустимый износ всегда по абсолютному значению меньше предельного.
• Скорость изнашивания Uи (м/ч, г/ч, м3 /ч) – отношение значения износа U к интервалу наработки T, в течение которой он возник:
Uи = U/T.
• В процессе работы машины показатели изнашивания деталей и сопряжений не сохраняют постоянных значений. Характер изменения величины износа деталей во времени в общем случае можно представить в виде модели, предложенной В.Ф. Лоренцом. (Рис1.). В начальный период работы, называемый периодом приработки, наблюдается довольно быстрый износ деталей. Продолжительность этого периода обуславливается качеством поверхностей и режимом работы механизма и составляет обычно 1,5…2 % ресурса узла трения. После приработки наступает период установившегося режима изнашивания, определяющий долговечность сопряжений. Третий период – период катастрофического изнашивания – характеризует предельное состояние механизмов и ограничивает ресурс.
Рис. 1. Изменение зазора в сопряжении двух деталей в процессе изнашивания.
Smin – сборочный зазор; Sнач. – начальный зазор; Smax – максимально допустимый зазор; I – период приработки; II – период нормальной работы; III – период форсированного изнашивания; α – угол наклона кривой, характеризующий интенсивность изнашивания.
Приработкой называют процесс изменения поверхностей трения и физико-химических свойств поверхностных слоев материала в начальный период работы сопряжений, обычно проявляющийся при постоянных внешних условиях в постепенном уменьшении силы трения, температуры и интенсивности изнашивания. Процесс приработки характеризуется интенсивным отделением с поверхностей трения продуктов износа, повышенным тепловыделением и изменением микрогеометрии поверхностей.
При правильном выборе соотношений твердостей деталей и режимов приработки довольно быстро устанавливается определенная шероховатость поверхностей. При такой шероховатости наступает период так называемого нормального или установившегося изнашивания, примерно, постоянной по величине интенсивностью изнашивания и продолжается до тех пор, пока изменения размеров или формы деталей не повлияют на условия работы или до наступления предела усталости материала.
Накопление изменений размеров и физико-механических свойств деталей ведет к ухудшению условий работы сопряжения. Основным фактором при этом является повышение динамических нагрузок вследствие увеличения зазоров в трущихся парах. В результате наступает период форсированного или аварийного изнашивания.
Чтобы эффективно управлять процессами изменения технического состояния машин и обосновать мероприятия, направленные на снижение интенсивности изнашивания деталей, необходимо определить в каждом конкретном случае вид изнашивания поверхностей. Для однозначного определения вида изнашивания необходимо задать следующие характеристики: тип относительного перемещения поверхностей, характер промежуточной среды, основной механизм изнашивания.
№26 Основные принципы ремонта.
Ремонтомобеспечивается восстановление и поддержание работоспособности ВиТ, устранение отказов, возникающих в процессе эксплуатации или выявленных при техническом обслуживании. При ремонте осуществляется замена неисправных агрегатов, узлов (сборочных единиц) и деталей исправными, взятыми из оборотного фонда, а также проводятся разборочные, регулировочные, сборочные, слесарные, механические, сварочные, электромеханические и другие виды работ.
Основными принципами организации ремонта техники являются
1.Техника ремонтируется непосредственно в ходе ведения АСРнаместах выхода из строя, в ближайших укрытиях и на СППМ.
2. В первую очередь ремонтируются образцы техники, в наибольшей степени необходимые для проведения работ.
3. При наличии однотипных неисправных образцов в первую очередь ремонтируются машины с меньшим объёмом ремонтных работ.
4. Чем ниже звено ремонтного подразделения, тем меньший объём ремонтных работ устанавливается для его ремонтных средств.
Под системой восстановления спасательной техники понимают совокупность войсковых и стационарных ремонтных органов, производственная деятельность которых направлена на восстановление работоспособности и ресурса машин.
В основу построения системы положена штатная принадлежность ремонтных органов, их специализация по видам ремонта и по условиям выполнения ремонтных работ.
Система восстановления МЧС включает:
*рем взв и отд-я ТО отд отрядов; *рем взвСЦ (из с-ва подр-й обесп); *рем рег база; *рем предп местн пром базы (региона); *рем предпр МО РФ.
Рем взвода отд отрядов и СЦ выполняют ТР СТ, как правило, на пунктах ТО и Р, на местах выхода ее из строя, в укрытии или на СППМ.
Рем рег база производит средний и капитальный ремонт колесной автомобильной техники и средний ремонт несложной инженерной техники.
Рем. предпр местной пром базы- производят СР и КР автомобилей.
Рем предпр МО РФ производят СР,КР и реглам ремонт АТ и сложной инж техники.
Ремонтные работы выполняются как по потребности, обусловленной отказом, так и по плану через определенный пробег или установленное время работы ВиТ (предупредительный ремонт). Предупредительный ремонт следует применять также для ВиТ, работающих в одинаковых условиях, при которых упрощается выявление сроков замены или ремонта отдельных деталей и узлов с целью предупреждения отказов при работе ВиТ и связанных с ними простоев.
Планово-предупредительная система комплексного ТОиР ВиТ обесп своевр устран причин, которые могут способств появл разл отказов, сокращ расход зап деталей и объем рем работ. При данной системе можно применять прогрес методы ремонта и восстан деталей, уменьшать время простоя ВиТ в ремонте, что позв повысить коэф тех готовности.
В зависимости от характера имеющихся отказов и объема выполняемых работ предусмотрены следующие виды ремонта машин: текущий, средний и капитальный, и следующие виды ремонта агрегатов: текущий и капитальный.
№27 Порядок сдачи В и Т в текущий ремонт. Приемка машины из ремонта
Текущим ремонтом называют ремонт, который проводят для восстановления работоспособности изделия (устранения возникающих отказов) и для обеспечения выполнения установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. Текущий ремонт состоит в замене или восстановлении отдельных частей изделия.
Потребность в проведении текущего ремонта устанавливают при контрольных осмотрах, выполняемых во время проведения всех видов технического обслуживания, а также по заявкам водителя (экипажа).
При текущем ремонте осуществляют разборочно-сборочные, слесарные, сварочные и другие необходимые работы. У неисправных агрегатов заменяют отдельные детали, достигшие предельного износа, или поврежденные детали, кроме базовых. При текущем ремонте у восстанавливаемых агрегатов заменяют поршневые кольца, вкладыши подшипников коленчатого вала, подшипники ступиц колес, выполняют притирку клапанов, пайку радиатора, подкраску поврежденных мест и другие работы.
Нормативы следует корректировать в зависимости от условий эксплуатации, климатических зон, изменения режимов технического обслуживания и других факторов.
Установленная общая трудоемкость текущего ремонта ВиТ распределяется по видам работ, предусмотренных в нормативных материалах
№28 Условия работы В и Т в зимний период эксплуатации и особенности подготовки техники к нему.
Эксплуатация машин в зимний период характеризуется низкой температурой окружающего воздуха, наличием снежного покрова, сильными ветрами и метелями, сокращением светлого времени.
Низкие температуры, наличие снежного покрова и сильные ветры затрудняют пуск двигателя, ухудшают условия вождения машин и затрудняют проведение технического обслуживания, что в целом снижает техническую готовность и возможности машин.
Техническая готовность машин в основном определяется надежным пуском двигателя, который в значительной мере затрудняется в результате ухудшения самовоспламенения топлива, увеличения сопротивления прокручиванию коленчатого вала двигателя и снижения емкости аккумуляторных батарей из-за низкой температуры окружающего воздуха.
При подготовке машин к эксплуатации в зимний период дополнительно к TO-2 (TO-1) выполняются специальные работы по обслуживанию систем и механизмов, указанные в руководствах по эксплуатации машин каждой марки.
Подготовка системы питания включает слив летнего дизельного топлива из баков, промывку топливных фильтров и заполнение их зимним дизельным топливом, а для работы в особо холодных районах (при температуре окружающего воздуха ниже —30° С) — арктическим топливом. Затем на 5—10 мин пускается двигатель с целью выработки оставшегося летнего топлива из насоса высокого давления, трубопроводов и фильтров системы питания.
При подготовке системы смазки необходимо заменить масла летних сортов зимними,если не применялись всесезонные сорта масел.
Система охлаждения должна быть тщательно подготовлена для работы в зимних условиях. При этом проверяют состояние радиатора, трубопроводов, патрубков и их соединений с целью предотвращения вытекания охлаждающей жидкости, сливают воду из системы охлаждения, подготавливают пусковой подогреватель к работе, проверяют работу свечей накаливания, подачу топлива форсункой ипри необходимости очищают пусковой подогреватель от нагара.
Нагар снимают специальными деревянными скребками. Включают пусковой подогреватель в систему охлаждения. Заливают систему низкозамерзающей жидкостью марки 40 при температуре окружающего воздуха до —35° С или марки 65 при температуре окружающего воздуха ниже —35° С.
Если система охлаждения не заправляется низкозамерзающей жидкостью, то после слива воды прокручивают коленчатый вал стартером два-три раза без подачи топлива. Сливные краны (отверстия) и заливную горловину оставляют открытыми, а на машине вывешивается табличка с надписью «Вода спущена». Командир взвода обязан лично убедиться в выполнении этих работ.
Для снижения момента сопротивления применяют маловязкие загущенные масла с пологой вязкостно-температурной характеристикой. К таким маслам относятся: M-4з/6B1, М-4з/8В1, М6з/10B, М6з/10 В1, МТ-14п, МТ-16п, МТЗ-10п.
В случае отсутствия загущенных масел достаточно эффективным способом понижения вязкости обычных моторных масел является разжижение бензином. Разжижение масла осуществляется перед длительной остановкой машины заливкой в картер двигателя бензина. Количество заливаемого бензина зависит от температуры окружающего воздуха и вместимости системы смазки.
Успешному пуску двигателей машин способствует предпусковой разогрев, при котором снижается вязкость масла между трущимися поверхностями и в масляном поддоне (баке), улучшается его прокачиваемость. Все это значительно снижает момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала двигателя и улучшает условия воспламенения топлива.
Двигатель перед пуском необходимо разогреть до температуры охлаждающей жидкости, указанной в заводской инструкции по эксплуатации машины. Эти температуры находятся в пределах 55—90° С. С целью снижения потерь тепла входные и выходные жалюзи необходимо утеплять чехлами или закрывать брезентами.
При возвращении машины в парк необходимо провести ежедневное техническое обслуживание.Особое внимание обратить на двигатель. При сливе воды из системы охлаждения необходимо, чтобы она имела температуру 50-70° С. По окончании слива провернуть коленчатый вал двигателя стартером на 10-15 оборотов при выключенном зажигании и без подачи топлива. Сливные краники оставляют открытыми и вывешивают на машинах табличку «Вода слита».
Заправку машин топливом и маслом производят закрытой струёй, чтобы исключить попадание снега в баки.
Аккумуляторные батареи в парке при температуре ниже -20° С снимают с машины и хранят в отапливаемом помещении. Батареи, разряженные более чем на 25 %, отправляют на заряд, чтобы избежать замерзания электролита.
Подготовка личного состава, техники, парковых помещений и оборудования к летнему (зимнему) периоду эксплуатации является одним из важных мероприятий. Она имеет целью поддержание техники в постоянной боевой готовности, обеспечение надежной ее работы в соответствующий период, безопасности движения и экономного расходования эксплуатационных материалов.
Сроки проведения работ по подготовке техники к соответствующему периоду эксплуатации устанавливаются начальниками региональных центров в зависимости от климатических условий. В соответствии с этими сроками отдается приказ воинской части, в котором определяются основные работы, время их выполнения и лица, ответственные за исполнение и контроль.
№29. Условия работы В и Т в летний период эксплуатации и особенности подготовки техники к нему.
Эксплуатация машин в летний период характеризуется высокой температурой воздуха, интенсивностью солнечной радиации, наличием большого количества пыли в воздухе (0,8-1,0 г/м3), значительным количеством осадков, густыми туманами, тяжелыми дорожными условиями весной.
Двигатели развивают полную мощность, наиболее экономно расходуют топливо и меньше изнашиваются, когда температура масла и воды составляет 70-90° С. В отдельных случаях, если это предусмотрено конструкцией машины, эти значения могут быть более высокими. Об этом указывается в инструкциях по эксплуатации машин.
В летних условиях ухудшается отвод тепла от двигателя, который зависит от температуры окружающего воздуха. Практика показывает, что чем выше температура воздуха, тем выше будет температурный режим работы двигателя
В летний период к перегреву двигателя приводят загрязнение радиатора из-за применения жесткой воды с примесями масла и пыли, а также ослабление натяжения ремня вентилятора.
Перегрев двигателя является причиной деформации его деталей, ослабления крепления головки блока цилиндров, смятия прокладки.
Большая запыленность воздуха вызывает нарушения в системе питания, электрооборудования и смазки. Нарушается нормальная подача топлива из-за засорений. Попадание пыли между контактами, щетками и коллектором приводит их к быстрому обгоранию и износу. Увеличение содержания пыли затрудняет процесс фильтрации воздуха, поступающего в цилиндры двигателя и картеры других агрегатов машины. Наиболее опасным является абразивный износ рабочих поверхностей цилиндров и деталей поршневой группы, в результате которого двигатель преждевременно выходит из строя.
Осадки и густые туманы затрудняют видимость, снижают безопасность движения, вызывают образование значительного количества конденсата влаги в узлах, агрегатах и системах машин. Из-за тяжелых дорожных условий весной увеличивается расход топлива и износ деталей агрегатов силовой передачи и ходовой части.
При подготовке машин к эксплуатации в летний период дополнительно к TO-1 (TO-2) выполняются специальные работы по обслуживанию систем и механизмов.
Подготовка системы питания включает заправку топливных баков летним топливом (разрешается дозаправка летним топливом и работа до полной выработки зимнего топлива) и промывку топливных фильтров.
Необходимо повышенное внимание уделить чистоте воздухоочистителей. Воздухоочистители должны быть надежно закреплены на патрубках впускных коллекторов, так как подсосы воздуха в указанных местах недопустимы.
При подготовке системы смазки необходимо заменить масла зимних сортов летними, если не применялись всесезонные сорта масел. Независимо от того, заменяют масло или нет, обязательно промывают фильтры.
При подготовке системы охлаждения сливается низкозамерзающая жидкость, система промывается водой с трехкомпонентной присадкой и заправляется чистой умягченной водой.
В летний период во время работы машины возможен перегрев агрегатов, особенно двигателя, который приводит к повышенному износу всех сопряженных деталей. В случае перегрева двигателя сначала устраняют перегрев охлаждающей жидкости, а затем масла.
Для предотвращения перегрева двигателя очень важно точно соблюдать правила вождения машин. Если на какой-либо передаче невозможно увеличить частоту вращения коленчатого вала выше соответствующих максимальному крутящему моменту, то рекомендуется переключиться на пониженную передачу. Это позволит повысить частоту вращения и тем самым улучшить условия охлаждения двигателя.
Проведение технического обслуживания машин в летних условиях характеризуется следующими особенностями:
• увеличением объема уборочно-моечных работ;
• интенсивным обслуживанием масляных, топливных и воздушных фильтров (при работе в условиях большой запыленности воздушный фильтр необходимо промывать один раз в 5–6 дней);
• более частой проверкой уровня электролита в аккумуляторных батареях (один раз в 10-15 дней);
• предохранением эксплуатационных материалов от попадания в них пыли и осадков;
• ежедневной проверкой и очисткой сапунов агрегатов силовой передачи, сердцевины радиатора;
• проверкой исправности пылезащитных чехлов, удалением конденсата из пневмопривода тормозов.