Квантовый «запрет» на знание будущего. Практика «медитативное созерцание» как путь преодоления запрета

Как уже сказано выше, в квантовой картине предвидение будущего подразумевает предвидение внутреннего состояния . Его эволюция задается намерением Потока , с которым взаимодействует индивидуальное намерение . Это взаимодействие можно корректировать, опираясь на знаки внешнего мира .

Дополнительная сложность, не упомянутая прежде, связана с необходимостью осознавать, или наблюдать (т. е. «измерять»), текущее и будущее состояния на всех этапах процесса предвидения. Осознавание или наблюдение осуществляется внутренним наблюдателем . Как всякое классическое наблюдение, оно непредсказуемо меняет внутреннее состояние .

Другими словами, попытка исследовать будущее непредсказуемо изменяет его . Изменение возникает в результате воздействия концентрации внутреннего наблюдателя , когда он исследует текущее состояние или состояние будущего. Его внимание и концентрация спонтанно направляются на локальные ощущения, и в этот момент происходит спонтанная трансформация. Тем самым задача предвидения обесценивается: знание внутреннего состояниябудущего делает невозможной его реализацию и, следовательно, отменяет его .

Эту трудность можно обойти, изменив стратегии внутреннего наблюдателя и его задачу. Новая задача будет выглядеть следующим образом: получить «знание» о текущем и будущем внутренних состояниях в категориях внутренней территории , т. е. в категориях квантового мира[105]; затем это знание будет представлено в виде метафорического образа будущего.

Воспринимать «в терминах внутренней территории » в данном случае означает воспринимать внутреннее состояниецеликом, не выделяя каких-либо форм и не используя концентрации, т. е. не создавая смыслов . Последнее требует особого типа внимания, когда нет фиксации и концентрации ни на одном из воспринимаемых объектов, локализованная концентрация отсутствует.

Назовем это состояние термином медитативное созерцание . Внимание должно быть полностью расфокусировано. Осознаются все, даже незначительные, явления как во внутренней , так и во внешней территории, в том числе и распределение ощущений в пространстве внутренней территории . Объекты внутренней и внешней территории — ощущения, эмоции, мысли, внешние предметы и детали внешних сюжетов – воспринимаются как равнозначные, ни один из них не выделен. В этом состоянии нет возможности приписать воспринятому какой-либо конкретный смысл. Вместе с тем в одно мгновение могут восприниматься многие смыслы – как равноправные. Такое внутреннее состояние можно выразить словами: «наблюдать, не наблюдая» , «осознавать все, что есть, не вовлекаясь».

Это состояние представляет собой известную в духовных традициях, например, в буддизме, медитацию. В такой медитации имеется особое взаимодействие между концентрацией и расфокусировкой внимания. Это взаимодействие можно представить как концентрацию на деконцентрации , т. е. концентрацию на абсолютной расфокусировке внимания, причем границы осознавания внутренней территории должны быть максимально расширены и раскрыты .

Технически это состояние достигается с помощью следующих действий: расфокусировать внимание во всей внутренней территории ; направить концентрацию на раскрытие разных зон внутренней территории и расширение ее границ , все действия выполняются одновременно. В этом состоянии осознается все происходящее внутри и вокруг, но нет вовлеченности, даже мгновенной, в какое-либо из внутренних или внешних явлений. Углубление этого состояния открывает путь в бесформенный мир .

Медитативное созерцание должно быть использовано во втором шаге стратегии интуитивно-чувственного предвидения (раздел 26.3.2.).

Но это еще не все, «знание» внутреннего состояния необходимо не только получить, но и сохранить для дальнейшего использования – создания содержательных предсказаний. Другими словами, необходимо перенести «знание» в мир форм.

Один из способов сделать это – оформить «знание» как метафорический визуальный образ будущего, который в дальнейшем можно исследовать, создавая различные его интерпретации. Такой способ действий позволяет избежать прямых контактов внутреннего наблюдателя с состоянием будущего. Визуальный об раз является метафорой этого состояния. Теперь исследованию будет подвергнут метафорический визуальный образ, но не ощущения. Разные его интерпретации – это разные сюжетные варианты будущего и разные варианты их толкования[106]. Каждый из таких сюжетных вариантов может реализоваться с некоторой вероятностью, косвенно задаваемой метафорическим образом.

Метафорический образ возникает спонтанно, подобно сновидческим символам, при углублении медитативного созерцания состояния будущего. Он появляется в тот момент процесса интуитивно-чувственного предвидения, когда происходит выделение будущего из многомерного вневременного состояния (на третьем-четвертом шагах стратегии).

В субъективном восприятии момент предвидения – это появление метафорического образа, сопровождаемого сильным переживанием и множеством догадок относительно вероятного хода событий. Иногда одна из догадок осознается как наиболее вероятная и подкрепляется актом формально-логического предвидения. Это бывает в тех случаях, когда внутреннее состояние будущего является квазиклассическим . В этом случае результатом предвидения будет знание конкретного варианта развития событий.

* * *

Подведем итог. Интуитивно-чувственное предвидение имеет квантовый характер. Объектом предвидения является внутреннее состояние , которое задает вероятность того или иного варианта будущего развития событий. Вероятностная картина вариантов будущ его осознается внутренним наблюдателем в момент «исследования» внутреннего состояния будущ его. Подобное «исследование» включает локальную концентрацию на ощущениях (один из этапов классического наблюдения ). Это непредсказуемо изменяет внутреннее состояние и, тем самым, отменяет найденную вероятностную картину.

Чтобы избежать этого парадокса, необходимо сохранить «знание» внутреннего состояния будущего и использовать его для создания вероятностной картины, не концентрируясь на ощущениях. Такое восприятие будущего возможно в рамках особой медитации, которая выше обозначена как медитативное созерцание .

В этой медитации достигается осознание многомерного вневременного ощущения целостного сюжета – ощущения, включающего прошлое, настоящее и будущее.

Далее, на этапе сокращения границ внутренней территории , внимание перемещается в область состояний будущего. Медитация продолжается до момента появления метафорического образа будущего. Этот визуальный образ рождается спонтанно и представляет собой главный результат процесса предвидения. Опираясь на этот метафорический образ, можно выстраивать вероятностную картину возможных вариантов развития сюжета.

Заключение. Надо ли знать будущее?

Задача предвидения кажется актуальной, когда развитие событий вызывает беспокойство. В этих случаях делаются попытки получить опору в знании будущего. На наш взгляд, однако, это следует делать далеко не всегда. Более надежную опору могут давать знаки внешнего мира.

Желание заглянуть в будущее и связанное с ним любопытство или беспокойство сами по себе можно расценивать как знак . Эти тонкие ощущения необходимо выслеживать, перебирая визуальные образы будущего, настоящего и прошлого. Некоторые из этих образов обычно вызывают усиление беспокойства. Они могут рассматриваться как знаки .

Выслеживание таких знаков и трансформация напряжений, на которые они указывают, изменяют отношение к будущему и усиливают согласованность индивидуального намерения с намерением Потока . Как только такое согласование достигнуто, интерес к будущему снижается или исчезает.

Тот, кто достиг этого состояния , способен к безупречному действию: у него нет страха поражения или захваченности успехом, и всю свою силу он вкладывает в текущий момент. Так действует зрелый человек, уже имеющий опору седьмого слоя – вневременное ощущение пути .

Знать путь — это не значит понимать, какие внешние шаги будут сделаны. Это значит иметь ощущение путии сохранять его в любых событийных поворотах (внешне это воспринимается как уникальность и непредсказуемость реакций).

Ощущение пути может быть выражено в особом способе действий, которые рождаются из этого ощущения спонтанно и заранее неизвестны. Напомним, что ощущение многозначно, а действия (как и ментальные или визуальные формы) – однозначны. Иначе говоря, ощущение пути всегда «предлагает» несколько (или много) вариантов движения. Но в каждый его момент необходимо выбрать единственное действие – единственный вариант «материализации» пути . Это означает, что, сохраняя ощущение пути , мы должны быть открыты каждому следующему мгновению и иметь готовность принять любой поворот сюжета.

При некоторой настойчивости можно, опираясь на знаки , достигать полной трансформации проблемных состояний и оставаться внутри событийного потока.

Существенно, что при этом меняются смысловая интерпретация и спектр вариантов желаемого будущего. Когда страх поражения и захваченность успехом исчезают, появляется доверие к будущему , каким бы оно ни было. Решения становятся мгновенными и точными, а действия – спонтанными. Они направляются движением Ци — спонтанным и непредсказуемым, в соответствии с ее квантовой природой. Человек становится проводником «воли Потока». В духовных традициях достижение такого состояния рассматривается как часть Пути – «освобождения от страданий», «следования Дао», «Пути сердца»…

Приложение

Наши рекомендации