Осознаваемый объем внутренней территории и уровни мышления
Как уже сказано, процессы мышления представляют собой спонтанную медитацию, в ходе которой изменяются (трансформируются) локальные ощущения отдельных фрагментов проблемы. В результате рождается ее новое восприятие. Напомним основные этапы такой медитации.
Весь процесс начинается с того, что целостный внешний сюжет делится (как правило, бессознательно) на относительно мелкие фрагменты. Это могут быть отдельные люди, высказывания, предметы и т. п. – любые объекты, из которых складываются внешние события. Например, если в качестве наблюдаемого сюжета выбрать движение автомобиля, то такими фрагментами будут все локальные объекты, попадающие в поле зрения: детали дороги, препятствия, дорожные знаки, прохожие, разные части автомобиля и т. д.
То представление или мнение о сюжете, которое складывается в момент его наблюдения, зависит от типа восприятия отдельных фрагментов. Некоторые из них в этот момент оказываются внутри границ осознания (внутри «кокона»). Каждый такой фрагмент сопровождается легко осознаваемым ощущением-откликом в некоторой зоне внутренней территории ; иногда это группа ощущений. Другие фрагменты оказываются за пределами границ осознания и воспринимаются только визуально, но не чувственно. Ощущения в этом случае также могут присутствовать, но они настолько слабые, что оказываются за пределами чувствительности. Для практического исследования этих явлений можно воспользоваться техникой 1, см. раздел 6.4.
При формировании смысловых суждений принимаются в расчет только значимые фрагменты внешнего сюжета, с которыми связаны наиболее сильные ощущения-отклики. Фрагменты, оказавшиеся за пределами границ осознания, обычно не учитываются. Они вытеснены или подавлены. Естественно, это происходит неосознанно. Форма и масштаб границ также выстраиваются бессознательно. Они зависят от ценностных предпочтений (скрытой внутренней аксиоматики). Для успешности предлагаемых здесь стратегий мышления необходимо научиться осознавать эти процессы в каждом конкретном случае.
Значимым фрагментам сюжета соответствуют пики пространственного распределения ощущений, с которым связывается актуальное внутреннее состояние.
Распределение А
Распределение Б
Распределение В
Рис. 27. Распределение ощущений в пространстве внутренней территории взрослого (распределение А), юноши (распределение Б) и подростка (распределение В). С горизонтальной осью мы связываем координатные оси пространства внутренней территории. Оно включает тело, а также обширную область, расположенную вне тела – во внутриличностном пространстве. По вертикальной оси откладывается интенсивность локальных ощущений-откликов. Каждому пику распределения соответствует фрагментарное ощущение, с которым связано яркое впечатление, создаваемое одним из фрагментов. Обычно такое ощущение сопровождается относительно яркой эмоцией и образом.
Напомним, что каждое внутреннее состояние отождествляется с распределением ощущений во всем пространстве внутренней территории. Любое локальное ощущение имеет телесную проекцию. Поэтому условно можно говорить о телесных ощущениях, выражающих состояние . Каждому пику в этом распределении соответствует локальное ощущение-отклик , связанное с одним из внешних фрагментов. Такие локальные ощущения могут иметь яркую эмоциональную окраску. Спонтанное внимание, перемещаясь во внутреннем пространстве, привлекается к наиболее сильным пикам или к одному из них. С таким пиком обычно связывается конкретная мысль – ментальная форма, выражающая смысловое суждение относительно наблюдаемого сюжета. Если в осознаваемой области внутренней территории имеется несколько пиков одновременно, то наблюдаемому сюжету могут приписывать несколько вероятных смыслов, понимание сюжета становится расширенным. В тех случаях, когда помещается только один пик, суждение однозначно.
Итак, эффективность мышления зависит от способа деления целостного сюжета на фрагменты и от количества фрагментов, оказавшихся внутри «кокона». Если проблемный сюжет содержит эмоционально значимые детали, создающие обстановку стресса, то фрагментов может быть немного; границы «кокона» сокращаются, и внутри «кокона» помещается один или два наиболее значимых. В этом случае на этапе формирования смысловых суждений необходимо использовать техники трансформации, снижающие интенсивность эмоциональных реакций. После трансформации «вместимость кокона» возрастает.
* * *
Каждому из фрагментов, на которые делится целостный сюжет, сопоставляется визуальный образ. Этот образ спонтанно занимает некоторое положение во внутренней территории . Обычно эти действия не осознаются. Как уже сказано, ощущение-отклик возникает в том случае, когда визуальный образ оказывается во внутреннем пространстве «кокона». Такие ощущения обозначаются термином фрагментарные ощущения.
На следующем этапе медитации (процесса мышления) некоторые из фрагментов подвергаются трансформации, в результате чего изменяется их смысл и взаимное расположение во внутренней территории , меняются фрагментарные ощущения , а некоторые из вытесненных фрагментов перемещаются во внутреннее пространство «кокона». Результатом медитации являются новые смыслы воспринятого, новое понимание проблемного сюжета.
Таким образом, способ деления целостного сюжета на фрагменты, смысловое значение отдельных фрагментов, интенсивность и глубина переживания каждого из них и другие субмодальности непрерывно меняются в процессе мышления. Этот процесс не всегда может быть выражен в виде словесного описания, так как осуществляется с большой скоростью и с трудом поддается осознаванию.
Если масштаб осознаваемой области (ограниченной поверхностью «кокона») велик, то одновременно учитывается много фрагментов сюжета и, следовательно, много деталей, влияющих на решение; велика также скорость мышления.
В тех случаях, когда этот масштаб мал, одновременно могут учитываться один-два фрагмента, мышление линейно, растянуто во времени, ориентировано на один яркий образ, воспринимаемый как значимая цель. В частности, для таких форм мышления естественен лозунг «результат – любой ценой» (он рождается спонтанно), т. к. образ цели заполняет бо льшую часть пространства «кокона». При возрастании масштаба области осознания появляется возможность учитывать экологичность, интересы партнеров, стратегический замысел, дополнительные событийные линии и многое другое.
Из сказанного ясно, что развитие мышления и осознанности можно рассматривать как развитие способности произвольно расширять границы «кокона» до масштабов, позволяющих включить все детали (фрагменты) проблемного сюжета и контекста, т. е. произвольно повышать слой осознания. Это делается с помощью энергетических трансформационных техник, представленных в следующих разделах. Обычно выполнению подобных техник препятствует появление эмоционально значимых фрагментов или недостаток концентрации и способности к расфокусировке. Как уже говорилось, все процессы мышления необходимо начинать с трансформации эмоционально значимых деталей.
Введем понятие «мыслеформа» . По определению, « мыслеформа» включает и визуальный образ, и сопровождающие его ощущения. Этот новый термин будет использован наряду с термином фрагментарное ощущение. Из определения ясно, что каждая мыслеформа ассоциируется с одним из фрагментов, расположенных внутри «кокона». При этом объем области, которую занимает мыслеформа, может оказаться существенно больше, чем объем фрагментарного ощущения . Количество значимых мыслеформ совпадает с количеством фрагментов проблемного сюжета, учитываемых одновременно. Мышление оказывается тем более эффективным, чем больше мыслеформ вмещает осознаваемая область внутренней территории .
* * *
В нашей модели объем области, оказавшейся внутри «кокона», рассматривается как осознаваемый объем внутренней территории. В этой области располагаются мыслеформы, связанные с данным сюжетом. Обозначим осознаваемый объем буквой V. Чем больше этот объем, тем больше фрагментов проблемного контекста осознается и учитывается одновременно, и тем более точными и адекватными будут решения и выводы, касающиеся данной проблемы.
В связи с этим уместно говорить об уровне осознанности в каждом акте восприятия или в процессах мышления. Большим значениям осознаваемого объема соответствует высокий уровень осознанности. В пределе, когда V → ∞, уровень осознанности неограничен, как это можно наблюдать в некоторых состояниях, доступных зрелому человеку, а иногда и взрослому. Малым значениям осознаваемого объема соответствует низкий уровень осознанности поведения; в пределе, когда V → 0, осознанность вовсе отсутствует, как это можно наблюдать у детей, а иногда и у подростков.
Важно понимать, что глубинным областям внутренней территории соответствуют большие значения осознаваемого объема, т. к. при движении вглубь возрастает количество измерений пространства внутренней территории.
Действительно, способность пространства «вмещать» множество объектов резко возрастает с ростом числа измерений. Для иллюстрации можно рассмотреть объем заданного масштаба и изменение его «вместимости» с ростом числа измерений. В качестве примера на рисунке 28 сравнивается количество объектов в одномерном объеме (отрезок линии), в двумерном объеме такого же масштаба (квадрат), и в трехмерном объеме этого же масштаба (куб). Если в объеме одномерного пространства «помещается» N объектов, то в объемах двумерного и трехмерного пространств «помещается» N 2 и N 3 объектов соответственно.
Рис. 28. Иллюстрация зависимости «вместимости пространства» от количества его измерений.
Таким образом, одно и то же явление, помещенное в разные области внутренней территории, будет осознаваться с разной степенью детальности и глубины. В более тонких слоях, где пространство многомерно, осознаваемый объем внутренней территории выше и, следовательно, количество осознаваемых одновременно фрагментов явления возрастает.
В частности, понимание явлений, которое способен демонстрировать человек на уровне событийного или ценностного плана, существенно шире и глубже, чем понимание на уровне эмоций или обыденного мышления. Соответственно, решения и поступки таких людей принципиально различны, как и должны быть различны поступки людей разного уровня зрелости – взрослого, юноши и подростка.
* * *
У подростка осознаваемый объем внутренней территории располагается на уровне эмоций или обыденного мышления. Он настолько мал, что может одновременно вместить только один значимый фрагмент и несколько менее значимых (образующих контекст). Внутреннее состояние , понимаемое как распределение ощущений, имеет од ин острый пик, соответствующий значимому фрагменту. Часто острый пик сопровождается яркой эмоцией. Этот пик и эмоция обусловлены внешними обстоятельствами. Именно они служат поводом для каких-либо действий. Поэтому поведение подросткавсегда является реакцией на внешний стимул , с которым связан (единственный) пик в распределении ощущений. Действия подростка практически всегда предсказуемы. Обычно его поведение выражает личную позицию, которую легко рассчитать: она формируется тайным или бессознательным страхом «проиграть», страхом наказания или захваченностью ожидаемым результатом. Оба переживания – страх и захваченность — не осознаются или слабо осознаются; в сознании доминируют визуальные фрагменты, однозначно заданные внешним контекстом и актуальные в данный момент. Более широкий контекст, включающий прошлое, будущее и возможные варианты развития событий, отсутствует – не помещается в этом объеме.
Осознаваемый объем юноши существенно выше. Он включает этот более широкий контекст и несколько (не менее двух) значимых фрагментов явления, учитываемых одновременно. Внутреннее состояние юноши, понимаемое как распределение ощущений, обычно содержит два острых пика, а иногда и больше. Каждому пику соответствует определенный вариант поведения. Поэтому юноша, как правило, оказывается перед проблемой выбора , и этот выбор осознается. Возможность выбора является высокой ценностью для юноши . Его поведение содержит элементы непредсказуемости.
Осознаваемый объем взрослого неизмеримо выше, чем объем подростка или юноши . Он вмещает множество значимых фрагментарных ощущений , соответствующих объектам внешней и внутренней территорий . Внутренние объекты – принципы и запреты внутренней аксиоматики (например этические принципы и стратегические или ценностные ориентиры) – достаточно осознаны и также сопровождаются фрагментарными ощущениями .
Внутреннее состояние взрослого , понимаемое как распределение ощущений, имеет множество локальных пиков, каждому из которых соответствует некоторый вариант поведения. Большой осознаваемый объем внутренней территории позволяет учитывать множество мотивов одновременно: собственные интересы, интересы других людей, уместность и экологичность каждого действия, его отдаленные последствия, влияние параллельных событийных линий и многое другое. Мотивы представлены взаимодействующими между собой фрагментарными ощущениями , иногда слабыми, нестабильными и трудно выразимыми в словах. «Игра» мотивов, выражаемая этим взаимодействием, неповторима, даже если это происходит в одном и том же контексте; поэтому поступки взрослогонепредсказуемы и могут быть неожиданными для него самого.
Взаимодействие фрагментарных ощущений осуществляется с большой скоростью и масштабом и подчинено квантовым (вероятностным) законам. Оно невыразимо на уровне ментальных описаний, а потому труднообъяснимо в рамках логических конструкций.
Итак, действия взрослого не являются реакцией на внешние стимулы. Внешне его поступки могут выглядеть нелогичными, но внутренняя логика присутствует всегда. Эти поступки не повторяются, даже если он попадает в один и тот же контекст. Они являются выражением внутреннего состояния , которым взрослый способен осознанно управлять и которое слабо зависит от актуальных внешних обстоятельств. В толтекском мифе это передается формулой «воин не реагирует»[28].