Спонтанное «Я» как квантовый объект
Квантовый объект всегда требует двух типов описания – квантового и классического.
Соответственно, и квантовая картина, принятая в современной физике, подразумевает два типа описаний. Одно из них осуществляется в терминах квантовых состояний объекта, каждое из которых задается волновой функцией ᴪ(x) . Другое – в терминах классических категорий, таких как траектория, скорость, пространственное положение объекта и т. д.
Классическое описание квантовых объектов и явлений (в дополнение к квантовому описанию ) необходимо в связи с тем, что наблюдению подлежат именно классические характеристики – скорость и пространственное положение. По определению, наблюдатель является классическим и не может воспринимать квантовые характеристики непосредственно. Таким образом, квантовое состояние(представленное волновой функцией) само по себе не является объектом наблюдения. Квадрат волновой функции задает распределение вероятностей для возможных вариантов поведения квантового объекта и результатов измерения классических параметров — траектории, скоростей и координат. В процессе их измерения волновая функция может наблюдаться лишь косвенно.
Отметим еще одно важное свойство квантового объекта: любой акт измерения классических параметровнепредсказуемо изменяет его квантовое состояние. В случае классических объектов воздействие прибора ( наблюдателя) можно сделать сколь угодно слабым, так что процесс наблюдения за движением классического объекта практически не влияет на это движение. Для квантового объекта это не так: присутствие классического наблюдателя всегда изменяет состояниеквантового объекта , а следовательно и характер его движения. Как уже сказано, это принципиально отличает квантовый объект от классического; последний может двигаться по одной и той же траектории независимо от того, наблюдают за ним или нет.
Вместе квантовый объект и классический наблюдатель (прибор) образуют систему с двойной связью: квантовое состояние объекта задает вероятности конкретных результатов измерения, а каждый акт измерения изменяет (т. е. создает новое) квантовое состояние, см. рис. 26 (ниже).
* * *
Говоря о человеческих проблемах, также целесообразно использовать два типа описаний: первый – в терминах внутренних состояний , второй – в терминах внешних («объективных») категорий: конкретных решений, поступков, логических схем.
Первый тип является аналогом квантового , а второй – классического описаний.
«Объективные» категории – содержательные описания внешних сюжетов – это аналоги классических параметров .
Внутреннее состояние является аналогом квантового состояния . Оно не может наблюдаться непосредственно. Внутреннему состоянию можно сопоставить такую же вероятностную интерпретацию, как и квантовому состоянию объекта материального мира. Оно задает вероятности конкретных вариантов развития сюжета, а также появления различных логических схем и смыслов.
Спонтанное «Я»есть аналог квантового объекта, к которому относятся оба описания (квантовое и классическое ). Роль классического наблюдателя (прибора) в данном подходе принадлежит внутреннему наблюдателю , с которым связано осознание.
Спонтанное «Я» можно наблюдать, когда внимание расфокусировано. Внутренний наблюдатель воспринимает «Я» так, будто оно движется скачками, исчезая в одной точке и одновременно появляясь в другой. Будучи квантовым объектом, оно движется одновременно по многим траекториям и поэтому может наблюдаться во многих точках практически одновременно. Иногда множество таких точек заполняет область значительных размеров. В этом случае спонтанное «Я» субъективно воспринимается как распределенный по всей этой области объект.
Квантовые перемещения спонтанного «Я» управляются текущим внутренним состоянием. В свою очередь, внутреннее состояние задается пространственным распределением локальных ощущений. Это пространственное распределение ощущений представляет собой, как уже сказано, аналог квадрата волновой функции ᴪ2(x) , определяющего пространственное распределение вероятностей (значение величины ᴪ 2(x) в точке x – вероятность обнаружить квантовый объект в этой точке в момент наблюдения). Следуя принятой здесь аналогии, мы рассматриваем интенсивность (т. е. амплитуду) локальных ощущений ρ(x), как вероятность обнаружить спонтанное «Я» в точке x в момент наблюдения. Скачки спонтанного «Я» обычно происходят между пиками распределения ощущений[27], т. е. между точками более сильных локальных ощущений; спонтанное «Я» привлекается к таким точкам, этим точкам соответствует бо льшая вероятность его локализации.
Эту схему можно обнаружить в любом процессе мышления. Спонтанное «Я» движется синхронно с мыслями, привлекаясь с большей вероятностью к точкам и зонам внутреннего пространства, в которых локализованы соответствующие мыслям ощущения и переживания. Бо льшую часть времени оно находится в точках локализации сильных ощущений, сопровождающих значимую эмоцию или мысль.
* * *
Итак, каждый акт осознания, т. е. активности внутреннего наблюдателя, является аналогом измерения «классических параметров» — внешних «объективных» категорий (конкретных вариантов развития сюжета), которые косвенно характеризуют внутреннее состояние (квантовое состояние спонтанного «Я»).
Как уже говорилось, спонтанное «Я» и внутренний наблюдатель образуют систему с двойной связью, рис. 26. Эта система аналогична системе квантовый объект – классический прибор, которая исследуется в квантовой физике и уже упоминалась выше.
Рис. 26. Целостная система «Я-наблюдатель» как аналог системы «квантовый объект-классический прибор».
Взаимодействие в системе «Я» – наблюдатель организовано (как и в системе квантовый объект – классический прибор) круговым образом и может быть представлено как цикличное.
Первый шаг цикла выполняется внутренним наблюдателем: подобно классическому прибору, он «измеряет», т. е. создает (осознает) объективную оценку происходящего (верхняя стрелка). Второй шаг цикла (нижняя стрелка) выполняется спонтанным «Я», которое начинает двигаться под воздействием внутреннего наблюдателя; каждое «измерение» сопровождается перераспределением ощущений, создает новое внутреннее состояние и предписывает новый квантовый путь для спонтанного «Я». Следуя новому состоянию, оно движется по новым траекториям, локализуясь и останавливаясь в новых точках.
Далее снова повторяется первый шаг, снова действует внутренний наблюдатель. Оценивая новое движение и новые точки локализации «Я», он порождает новое видение и «объективные» смыслы. Такой замкнутый цикл может многократно повторяться до тех пор, пока не найдено решение проблемы. Заметим, что цикличная последовательность шагов – лишь удобный способ описания. В реальных сюжетах оба процесса, образующие цикл, могут происходить как последовательно, так и одновременно.
* * *
Квантовая природа спонтанного «Я» должна учитываться во всех практиках, использующих концентрацию. Будучи квантовым объектом, спонтанное «Я» не может длительно оставаться в какой-либо точке или каком-либо ограниченном объеме. Осознанная остановка спонтанного «Я» в какой-либо точке означает, что его положение фиксировано, т. е. «измерено». Последнее сопровождается изменением внутреннего состояния , что дает импульс к новому движению.
Эта особенность спонтанного «Я» разрушает или делает затруднительной сколько-нибудь длительную концентрацию. Как только его пытаются остановить в точке или зоне, выбранной для концентрации, оно спонтанно и практически мгновенно перемещается в новое положение. В этом можно убедиться, попытавшись концентрировать внимание (т. е. остановить спонтанное «Я» ) на любом объекте внешнего или внутреннего пространства. В обыденных состояниях сознания это свойство спонтанного «Я» заставляет мысль и внимание блуждать по внутреннему пространству, отвлекаясь от предмета размышления. Все попытки длительно сосредоточиться, ограничивая внимание выбранной темой, создают еще большее напряжение, так что концентрация разрушается еще быстрее.
В основе этого явления лежит квантовое соотношение неопределенностейдля координат и скоростей квантового объекта, в данном случае – пространственного положения и масштабов перемещения спонтанного «Я» .
Ниже мы сформулируем оригинальную стратегию длительной концентрации, в которой соотношение неопределенностей учитывается. Эта стратегия основана на смещении сознания в многомерное пространство тонких слоев, где область локализации спонтанного «Я» может занимать большой объем.