Квантовый “Бог” и его космология

Для полноты краткого обзора новой научной основы квантового идола современных учёных-физиков нам осталось рассмотреть вопрос об их версии происхождения Вселенной. Этому вопросу посвящена 14 глава книги Б.Грина «Элегантная вселенная». Она начинается следующим текстом (выделено нами):

«На протяжении многих веков истории человечества люди стремились постичь тайну происхождения Вселенной. Возможно, это единственный вопрос, для которого не существует ни культурных, ни временных границ, вдохновляющий фантазии наших первобытных предков и побуждающий современных учёных заниматься космологией. В его основе — жажда всех людей понять, почему существует Вселенная, как она приняла свой современный облик, какие принципы движут её эволюцией.Поразительно, что сегодня человечество вступило в ту стадию развития, на которой начинает вырисовываться схема, в рамках которой на некоторые вопросы можно будет дать научный ответ.

Согласно общепринятой сегодня теории, в первые моменты эволюции Вселенная находилась в экстремальных условиях огромных энергий, температур и плотностей. Сейчас ясно, что для описания таких условий требуется и общая теория относительности, и квантовая теория, поэтому проблема возникновения Вселенной является хорошим полигоном для применения идей теории суперструн. Вскоре мы рассмотрим эти новые применения, но сначала обсудим космологическую теорию, существовавшую до открытия теории струн, так называемую стандартную космологическую модель».

Действительно у науки есть своя стандартная космологическая модель. В религиозных системах есть свои космологические модели, которые более общеизвестны, чем научная. Стандартная космологическая модель Библии, которая распространена на “христианском” Западе, во многом совпадает со стандартной космологической моделью Корана. Это — творение мира Богом.

Обе модели — и Библии, и Корана — едины утверждением о творении мира Богом. При этом нравственные основы творения и цели жизни (какими бы они не были) выдвинуты на первый план. То есть библейский Запад и исламский Восток при всех канонических расхождениях своих «Священных писаний» едины в том, что жизнь даётся человеку ради того, чтобы он её прожил как можно ближе придерживаясь тех нравственных принципов, которые исповедуют религии. И если люди уклоняются от этих принципов, то Бог, как учат Библия и Коран, предусмотрел для них наказание вплоть до глобального уничтожения очередной неправедной цивилизации. Иными словами Библия и Коран учат людей послушанию тому Богу, образ которого прописан в соответствующих писаниях, а “технологические” механизмы того, как Бог управляет Вселенной — верующих интересуют совсем мало.

На ведическом Востоке, хоть и существуют свои боги-творцы, но в некоторых религиозных системах (особенно в буддизме) идея творения является, мягко говоря, не главной. Главными являются принципы работы Вселенной, согласно которым человек может совершенствоваться вплоть до гармонического слияния с неким вселенским Абсолютом (которого Богом не считают: буддизм вообще Бога не признаёт). Несмотря на древнейшую основу многих космологических мифов ведических религиозных систем, в их умолчаниях остаётся происхождение того самого Абсолюта[127], иначе — вселенского Разума: если он не от Бога, то откуда он взялся, этот самый Абсолют?

Очень похоже, что на этот вопрос и пытается уже несколько десятков лет ответить западная наука на базе имеющейся у неё научно-практической базы, растущей с каждым новым открытием или развитием теории. Вот мы и посмотрим какой же ответ о происхождении Абсолюта приготовила нам западная наука и в особенности современная западная наука.

Забегая вперёд скажем, что на вопрос о том, какие принципы движут эволюцией Вселенной, чисто научный (а тем более выраженный математическими формулами) ответ дать невозможно. Учёные рассматривают “технологические” вопросы «работы Вселенной» с позиции научно-практических достижений, пытаясь употребить ставший известным им механизм в разных социальных отраслях, в том числе и в политике. Но при таких чисто “технологических” разработках всегда теряется нравственная основа принципов эволюции — только лишь правильнопоняв которую, можно приблизиться к правильному пониманию целей эволюции, а значит и “технологической” основы её механизмов.

Руководствуясь же лишь “технологическими” механизмами работы Вселенной, которые наука начала нащупывать в XX веке, можно легко упереться в «энтропию» эволюции, а вслед за ней вывести идею конечной бессмысленности случайно образовавшейся жизни (от Большого взрыва «чёрной дыры»).

Рассмотрим научную космологическую теорию и её «струнное» продолжение. Следующая цитата из книги Б.Грина (выделено нами):

«Современная теория сотворения мира возникла примерно через пятнадцать лет после создания Эйнштейном общей теории относительности. Хотя сам Эйнштейн отказался посмотреть правде в глаза и признать, что из его теории следует невозможность существования вечной и статической Вселенной, за него это сделал Александр Фридман. Фридман нашёл так называемое решение Большого взрыва для уравнений Эйнштейна, т. е. решение, в котором Вселенная развивается из начального состояния бесконечного сжатия и в настоящий момент находится в стадии расширения после этого исходного взрыва. Эйнштейн был так уверен в невозможности подобных меняющихся во времени решений его уравнений, что даже опубликовал короткую статью о якобы найденной им грубой ошибке в работе Фридмана. Однако примерно через восемь месяцев Фридману всё же удалось убедить Эйнштейна в том, что в действительности никакой ошибки не было; Эйнштейн публично, но кратко, снял свои возражения. Очевидно, однако, что Эйнштейн не считал результаты Фридмана имеющими какое-либо отношение к нашей Вселенной. Однако пять лет спустя кропотливые наблюдения Хаббла за несколькими десятками галактик, проводившиеся с помощью стодюймового телескопа в обсерватории Маунт Вильсон, показали, что Вселенная действительно расширяется. Работа Фридмана, переписанная в более систематическом и удобном виде Говардом Робертсоном и Артуром Уокером, до сих пор является основой современной космологии».

Итак, в начале тридцатых годов, когда в СССР и некоторых других странах мира уже бурно развивался псевдосоциалистический строй материалистического атеизма, как нельзя кстати появилась вполне соответствующая материалистическая теория возникновения Вселенной от «Большого взрыва». Эта теория была основана на принципах Общей теории относительности Эйнштейна и под неё была подведена не только современная (для того времени) теоретическая, но и исследовательская база — основа современной космологии.

Как сообщает сайт «Левая Россия» (left.ru) в 1949 году Альберт Эйнштейн написал эссе названием «Почему социализм?». Это эссе было написано им по просьбе Пола Суизи (известного американского марксиста-политэконома, автора теории монополистического капитализма) для первого номера “Ежемесячного обозрения” (Monthly Review, май 1949), крупнейшего и теперь уже старейшего из существующих марксистских журналов США. Надо отдать должное мужеству как редактора, так и самого Эйнштейна, заявивших о своей приверженности социализму и марксизму в самый разгар антикоммунистической истерии в США.

В этом эссе очень много правильных идей. Поражает ясность выражения мыслей по социологии знаменитого учёного-физика. Нет в нём только одного: отказываясь от капиталистических принципов существования мира под покровом традиционных религий,[128] Эйнштейн не признаёт первичность Божьего Промысла. Это в частности выражено в том, что он пишет слово «Бог» с маленькой буквы (см. только что приведённую цитату в сноске). А как известно, диалектика и атеизм несовместны и без настоящей диалектики невозможно правильное познание мира. Ниже приводим отрывки из эссе Эйнштейна «Почему социализм?». (Сноски в цитате — наши).

«Стоит ли высказываться о социализме человеку, который не является специалистом в экономических и социальных вопросах? По ряду причин думаю, что да.

Давайте сначала рассмотрим этот вопрос с точки зрения научного знания. Может показаться, что между астрономией и экономикой нет существенных методологических различий. И в той и в другой ученые стараются открыть общие законы для определенной группы явлений, чтобы как можно яснее понять связь между ними. Но на самом деле методологические различия существуют. Открытие общих законов в области экономики затруднено тем обстоятельством, что наблюдаемые экономические явления подвержены воздействию многих факторов. И оценить каждый из них в отдельности крайне трудно.

К тому же, хорошо известно, что опыт, накопленный с начала так называемого цивилизованного периода человеческой истории, был в значительной мере ограничен и подвержен влиянию причин по своей природе неэкономических. Например, большинство великих государств обязаны своим появлением завоеванию. Народы-завоеватели делали себя юридически и экономически правящим классом завоеванной страны. Они присваивали себе монопольное право на владение землей и выбирали жрецов только из своих рядов. Эти жрецы, в руках которых был контроль над образованием, сделали классовое разделение общества постоянным и создали систему ценностей, которой люди стали руководствоваться в своем общественном поведении, по большей части бессознательно.

Эта историческая традиция остается в силе. Нигде мы не преодолели того, что Торстен Веблен называл «хищнической фазой» человеческого развития. Существующие экономические факты принадлежат к ней, и законы, которые мы можем вывести из этих фактов, неприложимы к другим фазам. А так как цель социализма и состоит именно в том, чтобы преодолеть хищническую фазу человеческого развития ради более высокой, экономическая наука в ее настоящем виде не способна прояснить черты социалистического общества будущего.

Во-вторых, социализм обращен к социально-этической цели. Наука же не способна создавать цели. Еще менее - воспитывать их в человеке. В лучшем случае, наука может предоставить средства к достижению определенных целей. Но сами цели порождаются людьми с высокими этическими идеалами[129]. И, если эти цели не мертворожденные, а обладают жизненной силой, их принимают и осуществляют те массы людей, которые полусознательно определяют медленную эволюцию общества.

<...> Теперь я могу коротко изложить свое мнение о сущности современного кризиса. Речь идет об отношении человека к обществу. Как никогда раньше человек осознает свою зависимость от общества. Но эту зависимость он ощущает не как благо, не как органическую связь, не как защищающую его силу, а скорее как угрозу его естественным правам или даже его экономическому существованию.

Более того, его положение в обществе таково, что заложенные в нем эгоистические инстинкты постоянно акцентируются, в то время как социальные, более слабые по своей природе, все больше деградируют. Все человеческие существа, какое бы место в обществе они ни занимали, страдают от этого процесса деградации.

Неосознанные узники своего эгоизма, они испытывают чувство опасности, ощущают себя одинокими, лишенными наивных, простых радостей жизни. Человек может найти смысл в жизни, какой бы короткой и опасной она ни была, только посвятив себя обществу[130].

Действительным источником этого зла, по моему мнению, является экономическая анархия капиталистического общества. Мы видим перед собой огромное производительное сообщество, чьи члены все больше стремятся лишить друг друга плодов своего коллективного труда. И не силой, а по большей части соблюдая законом установленные правила. В этой связи важно понять, что средства производства, т.е. все производственные мощности, необходимые для производства как потребительских так и капитальных товаров, могут быть и по большей части являются частной собственностью отдельных лиц.

<...> Неограниченная конкуренция ведет к чудовищным растратам труда и к тому изувечиванию социального сознания отдельной личности, о котором я уже говорил. Это изувечивание личности я считаю самым большим злом капитализма. Вся наша система образования страдает от этого зла. Нашим учащимся прививается стремление к конкуренции; в качестве подготовки к карьере, их учат поклоняться успеху в приобретательстве.

Я убежден, что есть только один способ избавиться от этих ужасных зол, а именно путем создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану.

Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с потребностями общества, распределяла бы необходимый труд между всеми его членами способными трудиться и гарантировала бы право на жизнь каждому мужчине, женщине и ребенку.

Помимо развития его природных способностей, образование человека ставило бы своей целью развитие в нем чувства ответственности за других людей, вместо существующего в нашем обществе прославления власти и успеха.

Необходимо помнить, однако, что плановая экономика это еще не социализм. Сама по себе, она может сопровождаться полным закрепощением личности. Построение социализма требует решения исключительно сложных социально-политических проблем: учитывая высокую степень политической и экономической централизации, как сделать так, чтобы бюрократия не стала всемогущей. Как обеспечить защиту прав личности, а с ними и демократический противовес власти бюрократии?

Ясность в отношении целей и проблем социализма имеет величайшее значение в наше переходное время. Так как в настоящее время свободное, без помех обсуждение этих проблем находится под мощным табу, я считаю выход в свет этого журнала важным общественным делом».

Научно-атеистическая космология вытеснила из умов сотен миллионов граждан устаревший миф от творении (Библия, Коран). Она была и остаётся «передовой научной мыслью», поскольку «не стареет» вследствие постоянного совершенствования с помощью новейших научных открытий и расчётов. Рассмотрим этапы научного “эволюционирования” теории Большого взрыва.

Напомним, что теория Большого взрыва является прямым следствием того, что Эйнштейн в 1915 году сумел “вплести” гравитацию в существовавшую тогда пространственно-временную структуру Вселенной. На базе сходства явления гравитации с инерцией (т.н. «принцип эквивалентности») он выстроил теорию искривления пространства и времени, в которой последние могут принимать экстремальные характеристики «чёрных дыр» в случае сосредоточения в одной «точке» огромной массы[131]. После этого “благодаря” Эйнштейну, все четыре известные науке взаимодействия (электромагнитное, сильное и слабое, и гравитационное) легко “уложились” в формулы Общей теории относительности, но не в квантовую теорию. Была создана «совершенная» математическая модель, которая полностью подтвердила теорию гравитации Эйнштейна, которая потом нашла своё практическое подтверждение вследствие наблюдения за небесными светилами.

Если же взглянуть на теорию гравитации Эйнштейна с позиции здравого смысла, то она в принципе мало отличается от существовавшей до неё теории Ньютона[132]. Просто Эйнштейн взял да и унифицировал гравитацию под законы, которые были известны из бурно развивающейся до этого теории электромагнитного поля. Иными словами, Эйнштейн взял да и перенёс уже известные из электромагнетизма принципы на гравитацию и подвёл под них алгебру, приписав гравитации некоторые искривления полей, которые уже практически наблюдались в электромагнетизме.

И действительно, если с первыми тремя взаимодействиями (электромагнитным, сильным и слабым) у учёных не возникало особых проблем с их «квантованием» (научно-практическим подтверждением теории при рассмотрении явления на квантовом уровне), то «квантование» гравитации до сих пор не получается. Есть понятие частицы «переноса гравитации» — гравитона — но он так до сих пор и не измерен на квантовом уроне, то есть не подтверждён практически. Иными словами, гравитон и все расчёты, связанные с гравитацией — голая теория, косвенно подтверждаемая лишь некоторыми наблюдениями поведения небесных тел с Земли.

Итак, на базе не доказанной до сих пор теории искривления пространства и времени возникла теория Большого взрыва, согласно которой в момент Большого взрыва вся Вселенная была исторгнута из микроскопического ядра («чёрной дыры»), поскольку в центрах «чёрных дыр» чудовищные массы сжимаются до микроскопических объёмов.

В основу теории «чёрных дыр» легло «озарение» немецкого астронома Карла Шварцшильда (1873 – 1916), сделанное им в 1916 г. под впечатлением Общей теории относительности, и вошедшее в историю как «решение Шварцшильда»[133]. Вначале места сосредоточения огромной массы назывались «сжатыми звёздами», «замороженными звёздами», но потом им дали название «чёрных дыр» (поскольку они не могут излучать свет, то есть — невидимы[134]). Учёные считают, что любой объект, попавший в область влияния «чёрной дыры» — никогда не возвращается назад. Следующая цитата из книги Б.Грина (выделено нами):

«Хотя чёрные дыры известны своей «прожорливостью», тела, которые проходят мимо них на безопасном расстоянии, отклоняются точно так же, как они отклонились бы под действием обычной звезды, и следуют дальше своей дорогой. Но тела любой природы, подошедшие слишком близко, ближе, чем на расстояние, которое называется горизонтом событий чёрной дыры, приговорены — они будут неуклонно падать к центру черной дыры, подвергаясь действию всё более интенсивных и становящихся, в конце концов, разрушительными гравитационных деформаций.

Квантовый “Бог” и его космология - student2.ru

Чёрная дыра искривляет структуру окружающего пространства-времени настолько сильно, что любой объект, пересекающий её «горизонт событий» — обозначенный чёрной окружностью — не может ускользнуть из её гравитационной ловушки. Никто не знает в точности, что происходит в глубинах чёрных дыр.

В течение долгого времени физики скептически относились к возможности существования таких экстремальных состояний материи, многие из них считали, что чёрные дыры являются всего лишь издержками разгулявшегося воображения перетрудившихся теоретиков.

Однако в течение последнего десятилетия накопилось достаточно много наблюдательных данных, подтверждающих существование чёрных дыр. Конечно, поскольку они являются чёрными, их нельзя наблюдать непосредственно, исследуя небосвод с помощью телескопа. Вместо этого астрономы пытаются обнаружить чёрные дыры по аномальному поведению обычных излучающих свет звёзд, расположенных поблизости от горизонтов событий чёрных дыр. Например, когда частицы пыли и газа из внешних слоёв находящихся по соседству с чёрной дырой обычных звёзд устремляются в направлении горизонта событий чёрной дыры, они разгоняются почти до световой скорости. При таких скоростях трение в газопылевом водовороте засасываемого вещества приводит к выделению огромного количества тепла, заставляющего газопылевую смесь светиться, излучая обычный видимый свет и рентгеновское излучение. Поскольку это излучение генерируется вне горизонта событий, оно может избежать попадания в чёрную дыру. Это излучение распространяется в пространстве, оно может непосредственно наблюдаться и изучаться. Общая теория относительности детально предсказывает характеристики такого рентгеновского излучения; наблюдение этих предсказанных характеристик даёт убедительные, хотя и косвенные подтверждения существования чёрных дыр. Например, имеется всё больше свидетельств в пользу того, что очень массивная чёрная дыра, масса которой в два с половиной миллиона раз превосходит массу нашего Солнца, расположена в центре нашей Галактики. Но даже эти прожорливые чёрные дыры бледнеют по сравнению с теми, которые, по мнению астрономов, расположены в центрах рассеянных по всему космосу сияющих ошеломляюще ярким светом квазаров. Это чёрные дыры, массы которых в миллиарды раз превосходят массу Солнца».

Ещё одним открытием Эйнштейна, точнее его современника Э.Хаббла (с которым Эйнштейн согласился), было то, что Вселенная не неподвижна, она расширяется, приводя к увеличению расстояния между галактиками. Это открытие также как и «чёрные дыры», легло в основу теории Большого взрыва.

Создав теорию Большого взрыва, физики упёрлись в противоречие, которое на квантовом уровне выражалось в несовместимости уравнений Общей теории относительности и квантовой механики (совмещение приводило учёных к бесконечным результатам)[135]. А на обычном уровне это противоречие выражается в том, что учёные не знают, «что на самом деле происходит с пространством, временем и материей, когда они находятся в спрессованном состоянии, подобном состоянию в момент Большого взрыва или в центре чёрной дыры» (цитата из книги Б.Грина). Как утверждают сторонники Теории суперструн, им почти удалось объяснить что происходит с материей, пространством и временем в «чёрных дырах» — теоретически[136], конечно (цитата из книги Б.Грина):

«Существовавшие в момент Большого взрыва и существующие сейчас внутри чёрных дыр экстремальные физические условия нельзя объяснить без помощи квантовой формулировки гравитационного взаимодействия. С появлением теории струн появилась и надежда устранить глубокий антагонизм между квантовой теорией и гравитацией».

Такое «долгожительство» теории Большого взрыва (несмотря на невозможность её практических доказательств на квантовом уроне) объясняется очень просто. По утверждению учёных, те «чёрные дыры, которые находятся во Вселенной, массы которых во много раз больше массы Солнца, так велики и тяжелы, что для описания их свойств не нужна квантовая механика, и вполне достаточно уравнений общей теории относительности»[137]. А существование «чёрных дыр» на квантовом уровне (их квантово-механическое описание) не доказано, ввиду невозможности проникновения исследований на «планковский» уровень «сжатия материи»[138]. Пытаясь доказать происхождение Вселенной от Большого взрыва, учёные проводят параллели между микромиром квантовых частиц и макромиром небесных тел и галактик. Практически исследовать галактики не позволяет техника, также как техника не позволяет практически исследовать струны. Поэтому теория Большого взрыва — научная гипотеза, не имеющая под собой главного научного критерия — опытно-практических подтверждений.

Руководствуясь принципом общего полевого единства микромира и макромира (что мы считаем верным), учёные ищут практические доказательства в микромире, создавая гигантские ускорители частиц. Правда при этом теоретическая база Общей теории относительности (которой учёные руководствуются), не соответствующая Объективной реальности — обязательно должна привести к краху подобных опасных опытов.

«Подробнее современная теория космической эволюции выглядит так. Около 15 миллиардов лет назад Вселенная изверглась в результате мощного сингулярного[139] взрыва, разметавшего в стороны всё пространство и материю. (Можно не искать точку, в которой произошёл Большой взрыв: она там, где вы находитесь сейчас, и где находятся все остальные — изначально все различаемые нами отдельные точки пространства находились в одном месте.) Вычисления температуры, которая была у Вселенной лишь спустя 10‑43 с после Большого взрыва (так называемое планковское время), приводят к значению порядка 1032 К, что примерно в 1025 раз выше температуры в недрах Солнца. С течением времени Вселенная расширялась и охлаждалась, и в ходе этого процесса в первоначально однородной и горячей первичной космической плазме стали возникать вихри и скопления. Через 10‑5 с после Большого взрыва Вселенная достаточно охладилась (примерно до 1013 К, что в миллион раз больше температуры внутри Солнца) для того, чтобы из групп трёх кварков стало возможно образование протонов и нейтронов. Примерно через сотую долю секунды условия стали такими, что в охлаждающейся плазме элементарных частиц уже могли формироваться ядра некоторых легких элементов периодической таблицы. В течение следующих трёх минут, пока кипящая Вселенная охлаждалась примерно до 109 К, основная доля образовавшихся ядер приходилась на ядра водорода и гелия и включала небольшую добавку дейтерия («тяжёлого» водорода) и лития. Этот интервал времени получил название периода первичного нуклеосинтеза.

Затем в течение нескольких сотен тысяч лет было мало событий, кроме дальнейшего расширения и охлаждения. Но в конце этого этапа, когда температура упала до нескольких тысяч градусов, летавшие до этого с бешеной скоростью электроны замедлились до скорости, позволяющей атомным ядрам (в основном, ядрам водорода и гелия) захватывать их, образуя электрически нейтральные атомы. Это явилось поворотным моментом: начиная с него Вселенная, в общем и целом, становится прозрачной. До эры захвата электронов она была заполнена плотной плазмой электрически заряженных частиц, одни из которых (например, ядра) несли положительный заряд, а другие (например, электроны) — отрицательный. Фотоны, взаимодействующие лишь с заряженными частицами, испытывали постоянные пинки и толчки со стороны кишащих заряженных частиц и не могли пролететь достаточно далеко, не будучи отклоненными или поглощёнными этими частицами. Из-за таких препятствий свободному движению фотонов, Вселенная предстала бы перед наблюдателем совершенно непрозрачной, подобной густому утреннему туману или снежной буре. Но когда отрицательно заряженные электроны были рассажены по орбитам вокруг положительно заряженных ядер и образовались электрически нейтральные атомы, препятствия исчезли и густой туман рассеялся. С этого момента фотоны от Большого взрыва стали свободно путешествовать по Вселенной, и постепенно она полностью стала доступной взору.

Примерно миллиард лет спустя, когда Вселенная достаточно успокоилась после неистового начала, из сжатых гравитацией комков первичных элементов стали формироваться галактики, звёзды, а затем и планеты. Сегодня, через 15 миллиардов лет после Большого взрыва, мы можем восхищаться как величием космоса, так и нашей способностью построить разумную и экспериментально проверяемую теорию происхождения космоса.

Но до какой степени можно действительно доверять теории Большого взрыва?».

Парадокс состоит в том, что сами же учёные отмечают некоторые противоречия в имеющихся практических подтверждениях теории Большого взрыва. Эти противоречия якобы “обнуляет” Теория суперструн, но проверить практически её невозможно вследствие малых величин. Все эксперименты на ускорителях пока заканчиваются, не достигая 17 порядков до «планковской величины».

В то же время, имеющиеся уравнения Общей теории относительности, если их применять к короткому отрезку «времени творения» (как говорят учёные) — от момента Большого взрыва до «планковского времени» — когда Вселенная была сильно сжата и перегрета, приведут к абсурду. Последнее будет выражаться в том, что Вселенная сожмётся до нуля[140], а температура и плотность в ней обратятся в бесконечность[141]. А поэтому теоретическая модель Вселенной, основанная на эйнштейновских «законах гравитации» — в начальный момент времени превращается в абсурд и теряет всякий смысл. Это ещё раз свидетельствует о том, что теория Большого взрыва, мягко говоря, учитывает не все параметры Вселенной и не правильно трактует явление гравитации.

Последнее в наше время подтверждается действиями учёных, проводящих исследования в опытных лабораториях на ускорителях[142]. Ускорители употребляются для исследований частиц, размеры которых меньше, чем разрешающие способности техники. И, естественно, интерес учёных к таким практическим исследованиям весьма велик. Ведь, получая образ невидимой до сих пор микрочастицы, они углубляются всё дальше в квантовый мир, и, как считают, приближаются к подтверждению модели Большого взрыва. Ведь чтобы эту модель подтвердить в первые моменты (от взрыва до «планковского времени»), нужно углубиться на уровень самых мелких субстанций (которыми считают струны). По поводу модели работы ускорителей Б.Грин пишет следующее:

«В качестве примера укажем, что мы способны видеть предметы потому, что наши глаза собирают, а наш мозг расшифровывает информацию, которую несут фотоны, отражающиеся от объектов, на которые мы смотрим. На этом же принципе основаны ускорители частиц: в них частицы материи, например, электроны и протоны, сталкиваются между собой и с другими объектами[143]; затем специальные детекторы анализируют разлетающиеся осколки для получения информации, позволяющей определить структуру объектов, участвующих в столкновениях.

Общее правило при таких исследованиях состоит в том, что размер частиц, используемых для исследования, определяет нижний предел разрешающей способности измерительной установки».

Но и здесь есть два барьера, которые учёные не смогли преодолеть. Первый касается того, что при столкновениях в ускорителях исследуются слабое, сильное и электромагнитное излучение. Гравитационное взаимодействие при достижимых энергиях и скоростях[144] оказывается слишком слабым и обычно не учитывается[145]. Поэтому современные эксперименты не могут подтвердить струнную природу материи (здесь нужен ускоритель гигантских масштабов) с помощью моделирования первых секунд «Большого взрыва»[146].

И последнее. Учёные считают, что в наше время Вселенная продолжает расширяться, но настанет момент, когда она будет сужаться и опять свернётся в «чёрную дыру». Учёные задались вопросом, а когда Вселенная прекратит расширяться? И нашли научный ответ:

«Астрономы и астрофизики пытаются изучить этот вопрос экспериментально, так как ответ зависит от величины, которую, в принципе, можно измерить, а именно от средней плотности материи во Вселенной.

Если средняя плотность материи превысит так называемую критическую плотность, равную примерно 10‑29 г/см3 (около 5 атомов водорода на каждый кубический метр Вселенной), то Вселенную пронзит всепроникающая гравитационная сила, которая остановит расширение и приведёт к сжатию[147]. Если средняя плотность материи меньше критической, то гравитационное притяжение будет слишком слабым, чтобы остановить расширение, и оно будет продолжаться вечно. (Основываясь на житейских наблюдениях, можно подумать, что средняя плотность Вселенной во много раз превышает критическое значение. Нужно, однако, иметь в виду, что материя, как и деньги, имеет тенденцию скапливаться в определённых местах. Использование средней плотности Земли, Солнечной системы или даже Млечного пути в качестве средней плотности Вселенной сродни использованию величины состояния Билла Гейтса для оценки среднего состояния простых смертных. Состояние большинства людей бледнеет по сравнению с состоянием Гейтса, и это приводит к значительному уменьшению среднего значения. Существование огромных и практически пустых пространств между галактиками ведёт к колоссальному снижению средней плотности материи.)

Тщательно исследуя распределение галактик в пространстве, астрономы могут довольно точно предсказать среднюю плотность видимой материи во Вселенной. Она оказывается гораздо меньше критической. Однако имеются серьёзные основания полагать (как с теоретической, так и экспериментальной точки зрения), что Вселенная пронизана темной материей. Эта материя не участвует в ядерном синтезе, происходящем в звёздах, и поэтому не излучает свет[148]. Следовательно, её нельзя обнаружить с помощью телескопа. Никому ещё не удавалось выяснить природу тёмной материи, не говоря уже о том, чтобы вычислить её точное количество. А это означает, что будущее нашей Вселенной, которая в настоящий момент расширяется, остаётся неясным».

Опять неопределённость («энтропия»), к которой добавляется некая «тёмная материя». И опять эту неопределённость якобы возможно разрешить с помощью Теории суперструн.

Заключение: Суперструны — “Эйнштейн” XXI века

Мы рассмотрели некоторые вопросы, затронутые в книге Брайана Грина «Элегантная вселенная», поскольку популярно изложенная в ней теория явилась основой для более популярных книг и множества захватывающих фильмов, хлынувших к нам с Запада (в основном из США). Удобная теоретическая основа, которую невозможно как практически доказать, так и научно-вразумительно легитимно опровергнуть (ведь эта теория — следствие всей научной мысли последних нескольких веков, особенно, XX века), стала базисом новейшей западной атеистической идеи для толпы. Последнюю мы рассмотрим в следующей главе.

После прочтения книги Б.Грина создаётся впечатление, что он и все авторы Теории суперструн — коллективный Эйнштейн конца XX — начала XXI вв. Известно, что наука как правило обслуживает доминирующую в обществе концепцию, но не наоборот. То есть, концепция первична по отношению к научным «достижениям». Бывают, конечно, исключения в качестве которых могут проявляться новые научные открытия, не лезущие в старую теоретическую базу науки. Но такие открытия, как правило, своевременно исторически вписывались в концептуальный «контекст» развития науки (особенно на Западе). Это периодически делали учёные, такие как Эйнштейн, и, что характерно — почти все еврейского происхождения. Концепция на Западе библейская, вершина библейской концепции — хозяева иудеев.

Таким образом, западная наука всегда выполняла по меньшей мере три крупные задачи:

· Вписывала все практические достижения разных отраслей наук, ставя их на службу библейской концепции толпо-“элитаризма”.

· Употребляла всё передовое для опережающего роста западного научно-технического прогресса.

· После вписания употребляла новейшие научные разработки для формирования теоретического базиса новой идеологии для поддержания в толпе мировоззренческого невежества, но главное — атеизма.

Так Общая теория относительности А.Эйнштейна появилась, во-первых, в тот исторический момент, когда мировая “социалистическая” революция была главным политическим сценарием, проводившимся на территории Европы. Идейной основой этого сценария был марксизм. А Общая теория относительности весьма “гармонично” заполнила недостающую в трудах марксистов нишу о том, как образовалась наша Вселенная. Гипотеза Большого взрыва заместила собой ушедшие в прошлое религиозные теории о библейском сотворении.

И, во-вторых, её появление упредило период бурного развития квантовой механики, на базе опытов которой учёным было дано всё, чтобы выйти на триединство «материя-информация-мhра»[149], но Эйнштейн наперёд «объяснил» и математически описал работу Вселенной (ту самую «универсальную теорию поля»), на базе пространственно-временной системы понятий[150] для толпы[151]. Теория Эйнштейна до сих пор доминирует в западной физике. А Теория суперструн предназначена для того, чтобы придать «второе дыхание» одряхлевшей за почти сотню лет теории относительности Эйнштейна, так как появились новые опытные данные.

Несмотря на это посвящённые иудеи имеют представление о триединстве, о чём свидетельствует «Священная книга Тота»[152]:

«Тридцатью двумя путями — чудными, мудрыми, начертал IA, IEBE, Саваоф, Бог Израиля, Бог Живой и Царь Вечный, Эль Шаддай, Милосердный и Прощающий, Возвышенный и Пребывающий в вечности, — возвышено и свято Имя Его, — и создал мир Свой тремя сеферим: сефар, сип