Этапы развития расфокусировки и концентрации. Стратегия творчества
Удобно ввести понятие внутренняя сила. Мы определим ее как способность одновременно использовать расфокусировку внимания и концентрацию во всех внутренних и внешних процессах. Внутренняя сила возрастает по мере возрастания силы концентрации и масштаба расфокусировки.
Расфокусировка внимания представляет собой иньскую часть внутренней силы, а концентрация – ее янскую часть; вместе они обеспечивают чувствование внешних сюжетов (инь) и воздействие на них (ян).
Все процессы взаимодействия с внешним миром должны служить развитию внутренней силы, т. е. включать обе ее части – иньскую и янскую, которые взаимодействуют между собой системным образом:
Рис. 23. Системное взаимодействие между расфокусировкой и концентрацией. Расфокусировка задает направление для концентрации (верхняя стрелка), а концентрация создает изменения в распределении ощущений, осознание которых требует нового этапа расфокусировки (нижняя стрелка). Цикличная последовательность шагов – лишь удобный способ описания. В реальных процессах оба шага должны выполняться одновременно и синхронно.
Это взаимодействие происходит по следующему сценарию. В начале любого процесса взаимодействия с внешним сюжетом акцент внимания переносится на расфокусировку и чувствование; это позволяет найти такой фрагмент сюжета, который требует особого внимания и воздействия. Затем на этот фрагмент направляется концентрация и создаются все необходимые изменения, перестраивается распределение ощущений. После этого начинается следующий цикл: внимание снова расфокусируется, выбирается новый фрагмент для воздействия, на него направляется концентрация и т. д.
Такое перечисление шагов представляет собой только удобный способ описания. В действительности чувствование и воздействие (расфокусировка и концентрация) выполняются одновременно: расфокусировка задает направление для концентрации, а концентрация создает изменения и поддерживает расфокусировку. Вместе они являются выражением энергии ци .
Если рассматривать жизненный путь человека в целом, то можно выделить два этапа развития внутренней силы. Первый этап – освоение внешней территории (познание внешнего мира). Второй этап – освоение и переоборудование внутренней территории (познание себя). Они могут проживаться одновременно или последовательно.
* * *
Первый этап развития внутренней силы подразумевает творческое взаимодействие с объектами и сюжетами внешней территории . Достижение внешней цели является важной задачей.
Развитие силы может происходить во всех внешних проектах, где есть элементы творчества. Традиционно – в области науки и искусств (музыки, живописи …), но также и в любой другой внешней деятельности, где есть масштаб и увлеченность проектом, например, в масштабном бизнес-проекте. Здесь важны следующие три условия:
1. Необходима сильная мотивация, т. к. некоторые моменты концентрации могут быть чрезвычайно трудны и мучительны. Обычно мотивация поддерживается и усиливается изначальным незнанием того, как действовать и каков будет результат (именно это делает проект интересным и творческим). Кроме того, мотивация поддержана неуверенностью и страхом не найти подлинного, единственно возможного решения. Мотивацию может создавать актуальность проекта, красота и уместность творческого замысла, возможные перспективы. Здесь принято говорить о творческом вдохновении, которое не поддается контролю и не может быть гарантировано.
2. Проект должен содержать реальный вызов (быть трудным) и включать много фрагментов; только тогда возникает внутренняя потребность повысить чувствительность и концентрацию. Необходимо, чтобы в поле зрения оказывалось много значимых, учитываемых одновременно деталей, из которых должно складываться целое (желательно – в каждой мысли и в каждом действии, на каждом этапе проекта). Это требует большой расфокусировки и чувствительности , которые тренируются (развиваются) в моменты проживания сюжета.
3. Необходимо также некоторое ощущение стресса, связанного с недоступностью ощущения целого. Его нет, пока отсутствует одновреме нное «ви дение» всех значимых фрагментов. Субъективно это переживается как проблемное состояние ; в нем имеются дискомфортные фрагментарные ощущения, которые не складываются в желаемое целое. Преобразование (трансформация) подобных проблемных состояний требует устойчивой и сильной концентрации на этих фрагментарных ощущениях , которая, подобно расфокусировке, также тренируется (развивается) в моменты проживания сюжета. Желаемый творческий результат возникнет только тогда, когда под воздействием концентрации появится особое творческое состояние , из которого может рождаться целое.
Итак, творческое начало, включаясь в попытках преодоления трудностей, инициирует развитие концентрации. Проблемное состояние начинает свою эволюцию под воздействием концентрации. В этом суть творчества. Ученый, музыкант, художник (бессознательно) направляет всю силу концентрации в тот фрагмент сюжета, где есть дискомфортное ощущение, и нечто новое должно возникнуть. Оно и возникает, когда эволюция фрагментарных ощущений под воздействием концентрации закончена, и они способны объединиться в ожидаемый целостный объект. Более подробно этот процесс обсуждается ниже.
Подчеркнем, что на э том этапе трансформационные практики используются как способ достижения внешних целей .
* * *
Второй этап развития внутренней силы подразумевает взаимодействие с сюжетами и объектами внутренней территории . Важной задачей становится достижение внутренних целей .
На этом этапе внешние сюжеты и сложности переводятся в разряд знаков внешнего мира , см. раздел 15.5., указывающих на актуальные проблемы внутренней территории . Внутренней целью является задача внутреннего развития : работа с проблемными состояниями , которые поддерживаются всей личной историей, и возможность осознанного перехода в более высокие слои внутренней территории .
В духовных традициях считается, что развитие концентрации происходит одновременно с развитием способности свободно переносить внимание в глубинные области внутреннего пространства [24](в нашей терминологии – в высокие слои). В свою очередь, это требует освобождения от накопленных в личной истории негативных переживаний, которые проявляются в виде разнообразных страхов и ограничений. Пока это не сделано, они отвлекают сознание, захватывают внимание и заставляют спонтанное «Я» оставаться в поверхностной области внутреннего пространства, разрушая концентрацию.
Мы получаем замкнутый круг: концентрация необходима, чтобы эффективно трансформировать накопленные негативные впечатления и иметь возможность свободно перемещать внимание в подсознательные глубины внутреннего пространства (достигать высокого слоя); с другой стороны, оба эти результата являются условием развития концентрации.
Это означает, что навыки расфокусировки внимания и концентрации должны формироваться одновременно с процессами освобождения от накопленных в личной истории негативных переживаний. Так и происходит во всех медитациях, направленных на выслеживание и перепросмотр сюжетов личной истории; опорой здесь служат актуальные внешние трудности, играющие роль знаков и создающие повод и основания для таких медитаций, см. раздел 15.5.
В каждой медитации оба навыка используются и развиваются одновременно и синхронно. Расфокусированное внимание обеспечивает восприятие и чувствование внутреннего состояния (т. е. группы ощущений) одновременно с восприятием визуальных образов, которые его поддерживают. Сильная концентрация направлена на дискомфортные ощущения. Она необходима в момент трансформации состояния и восстановления целостности (ци ).
Такая синхронность расфокусировки и концентрации присутствует во всех техниках нашего подхода. Любой шаг техники, требующий концентрации, начинается с расфокусировки внимания.
* * *
Внутреннюю стратегию творчества можно сформулировать в виде следующих действий (обычно они бессознательны, но могут выполняться также и осознанно).
Начальное состояние должно содержать стресс, в нем всегда присутствует незнание того, каким должен быть результат или как двигаться дальше – это и есть объект творческого внимания. Это переживание сопровождается, как уже сказано, дискомфортным ощущением во внутренней территории. Обычно оно имеет высокую интенсивность и малую глубину .
Высокая интенсивность служит мотивом (или поводом) для концентрации на этом ощущении. Под воздействием концентрации начинаются процессы его изменений (трансформации). Необходимо двигаться навстречу ощущению дискомфорта, усиливая его; в этом суть всех трансформационных техник. Такое движение сопровождается парадоксальным эффектом: интенсивность ощущения начинает снижаться, а глубина возрастает. В конце процесса интенсивность обращается в ноль, дискомфорта больше нет. Возрастающая глубина переживания, максимальная в этой точке, становится глубиной знания , найденного в творческом процессе. Затем это переживание (чувственное знание) должно быть выражено в виде визуальных и ментальных форм, которые и трактуются как окончательный результат. Обычно это переживается как момент озарения.
Все эти действия требуют высокой концентрации, но не являются осознанными управляемыми обычном творческом процессе. Они воспринимаются как естественный способ проживания творческого замысла или как последовательность спонтанных усилий для его воплощения. Таким образом, любая творческая деятельность – как внешняя, так и внутренняя – это путь синхронного развития чувствительности и концентрации. Обычно это не осознается.