Условия и перспективы развития чувствительности
Можно говорить о том, что чувствительность и способность к расфокусировке внимания зависят от уровня личноcтной зрелости .
В частности, новорожденный ребенок обладает высокой чувствительностью, но только в пределах первого-второго и частично третьего слоев. Он осознает мир фрагментарно, видит только детали, т. е. воспринимает отдельные элементы (фрагменты) целого. Порождаемые ими фрагментарные ощущения занимают малый пространственный и временно й объемы, характерные для второго – третьего слоев, имеют высокую интенсивность и малую глубину .
Любой объект или сюжет материального мира может восприниматься ребенком в виде хаотического множества мелких, иногда бесформенных элементов, различающихся цветом, звуком и другими характеристиками. Однако ребенок не восприимчив к более тонким ощущениям высоких слоев, передающим смысловое содержание внешней реальности. Например, нажатие кнопки выключателя и вспышка света должны восприниматься как единое явление, которое связано с понятием светильник . Этому понятию соответствует более тонкое ощущение, возникающее как реакция на образ светильника.
Навык воспринимать эти тонкие ощущения формируется постепенно, по мере того как расширяется масштаб осознания ребенка[22]. Конкретные сочетания внешних элементов наделяются «именами», и в дальнейшем им приписываются определенные смыслы как отдельным объектам окружающего мира. (В толтекской традиции этот процесс определяется как фиксация точки сборки.)
Для этого ребенок должен научиться осознавать связи между отдельными элементами, объединяя их в группы. Во внутренней территории отдельным элементам единой группы соответствуют фрагментарные ощущения , они могут относиться ко второму или третьему слою и иметь высокую интенсивность . Но группе элементов в целом, т. е. реальному объекту или сюжету внешнего мира, соответствует (после осознавания связей между элементами) более тонкое ощущение, передающее смысл. Такие тонкие ощущения занимают большой объем, имеют меньшую интенсивность , но бо льшую глубину . Они относятся к высоким слоям.
Чем более высокий слой доступен для осознания, т. е. чем больше масштаб расфокусировки внимания, тем более тонкие и масштабные смыслы и ощущения воспринимаются.
Таким образом, чувствительность развивается вместе с развитием осознания и ростом слоя восприятия, становясь все более утонченной. Ребенок не способен чувствовать тонких смыслов, доступных юноше или взрослому, которые, в свою очередь, лишены чувствительности седьмого-восьмого слоев.
Рассмотрим, в качестве примера, трехмерное изображение куба на рисунке 20 (с. 65). Если воспринимать это изображение из второго слоя, то мы можем увидеть отдельные вершины, в каждой из которых сходятся три линии. Каждой вершине соответствует фрагментарное ощущение . Таков смысл изображения, воспринимаемый из второго слоя. Наблюдая изображение из третьего слоя, мы можем видеть отдельные плоскости, образованные четверками точек. Восприятие каждой плоскости сопровождается одним ощущением – более тонким, чем фрагментарные ощущения отдельных вершин. Наконец, воспринимая изображение из четвертого и пятого слоев, мы можем увидеть куб – в одном или двух разных вариантах. Каждому из двух вариантов соответствует особое, еще более тонкое ощущение. Эти тонкие ощущения обладают меньшей интенсивностью и большей глубиной, чем ощущения плоскостей.
Итак, ребенок видит только вершины; подрастая, он начинает видеть плоскости; подросток видит тот или иной вариант куба; юноша способен осознавать оба варианта[23].
Из этого примера можно видеть, как чувствительность возрастает с ростом слоя и уровня зрелости . По мере того как чувствительность ребенка развивается, ему становятся доступны более тонкие ощущения мира вещей. Он начинает легко ориентироваться в этом мире, опираясь на ощущения целого. Юноше и взрослому доступны тончайшие ощущения, касающиеся смыслов внешних сюжетов и собственных действий. Эти тонкие ощущения имеют малую интенсивность , большу ю глубину и относятся к пятому-шестому и более тонким слоям. Для перехода в эти тонкие слои необходим высокий уровень концентрации внимания.
Итак, развитие чувствительности возможно только одновременно с развитием способности входить в тонкие слои. В свою очередь, для развития этой способности необходима сильная концентрация. Отсюда следует, что нельзя развивать способность к расфокусировке внимания (чувствительность), не развивая концентрацию .
* * *
Концентрация внимания имеет квантовую природу. Без учета этого обстоятельства она с трудом поддается развитию. Сложность в том, что внимание не может удерживаться на каком-либо объекте длительно. Оно спонтанно переходит от одного объекта к другому, не подчиняясь волевым попыткам остановить его в определенной точке, но это происходит не потому, что воля недостаточно сильна. Это – квантовый эффект.
Спонтанное внимание (как квантовый объект) подчиняется базовому принципу квантового мира, выраженному в виде соотношения неопределенностей: чем точнее локализован квантовый объект, тем больше неопределенность скорости его перемещений, и наоборот: чем точнее задана скорость квантового объекта, тем больше неопределенность в его пространственном положении.
Применительно к концентрации внимания это означает следующее: чем точнее локализовано внимание, тем больше неопределенность в быстроте его спонтанных перемещений (т. е. в скорости, которая может стать сколь угодно большой) и, следовательно, тем больше неопределенность в его положении в следующий момент времени. Это и объясняет неизбежные и трудноустранимые скачки спонтанного внимания.
Длительная концентрация означает длительную остановку спонтанного внимания в определенной точке и отсутствие спонтанных скачков. В таком состоянии скорость его перемещения фиксирована, равна нулю и должна оставаться такой в течение всего времени концентрации. Согласно квантовому принципу неопределенностей, это возможно только если спонтанное внимание занимает большой объем – расфокусировано в большом объеме. Для этого необходимо переместить сознание в тонкие слои внутренней территории, где пространство многомерно и осознаваемый объем может быть сколь угодно большим.
Таким образом, сильная концентрация невозможна без одновременной расфокусировки внимания в большом объеме тонкого слоя. Нельзя развивать концентрацию, не развивая способность к расфокусировке внимания.