Визуальные образы в тонких слоях внутренней территории
Каждый внешний сюжет может быть воспринят из разных слоев внутренней территории . В зависимости от слоя, ему приписываются разные смыслы. Визуальный образ, моделирующий внешнюю реальность, также может быть расположен в разных слоях, и также по-разному переживается в зависимости от слоя.
Воспроизводя визуальный образ, можно заметить важную особенность: при переходе в более тонкий слой он становится все более «бесплотным» и менее ярким.
Во втором, третьем и четвертом слоях образы, как правило, яркие, «плотные» и отчетливые. У некоторых людей они выглядят столь же яркими и отчетливыми, как и реальные объекты. Это особенно характерно для второго и третьего слоев.
Более яркие, объемные, четкие, цветные образы порождают более сильные ощущения и эмоции. Таким образом, перемещая образ в один из нижних слоев (от второго до четвертого), мы можем усиливать переживание ощущений и эмоций, варьируя визуальные субмодальности. Популярные субмодальные техники изменения состояний (в том числе приведенные в цитированной выше книге Р. Бэндлера) эффективны именно в этих слоях. По сути, эти техники представляют собой опосредованные приемы работы с энергией второго-четвертого слоев.
В пятом слое образы становятся тусклыми и нечеткими, цвета также выглядят неяркими. Сильные ощущения и эмоции исчезают. Это не мешает точной передаче содержания; возрастает глубина переживаний ; несмотря на нечеткость образов, в сознании присутствует полная информация о мельчайших визуальных деталях. Смысловые интерпретации становятся более тонкими. Они по-прежнему закодированы в субмодальностях образа; однако их восприятие требует намного больше восприимчивости и осознанности, чем в случае третьего и четвертого слоев.
Образы шестого и седьмого слоев еще более бледные. Они становятся прозрачными и бесплотными, контур едва намечен и трудно различим. Сюжетные и субмодальные изменения происходят так быстро, что это затрудняет осознание образов. Некоторые образы появляются только на малую долю секунды и становятся несколько иными при каждой попытке их воспроизведения. Это связано с большой скоростью спонтанной эволюции любого состояния шестого и седьмого слоев, а также с многомерностью пространства этой области внутренней территории .
Как уже сказано, обычные субмодальные техники, буквально применимые во втором-четвертом слоях, неэффективны в пятом слое. Техники, касающиеся аудиальных субмодальностей, до некоторой степени работают и в пятом слое.
Управление состоянием и его стабилизация только с помощью визуальных образов также становятся все более затруднительными при возрастании слоя. В этой ситуации необходимо использовать стратегию «целостного видения» (рис. 18 в , с. 61), а также визуальные символы тонких слоев.
В шестом-седьмом слоях скорость восприятия существенно возрастает. Если попытаться выразить соответствующее содержание в виде текста, он может оказаться сложным и объемным; часто такое содержание попросту не укладываются в словесные формы. В еще более тонких слоях смысловая трактовка уже не может быть передана вербальными средствами. В духовных традициях говорят о невыразимом или «безмолвном» знании. Для его передачи используют метафоры, притчи и невербальные формы. Во всех этих случаях смысловое содержание может быть выражено через тонкие ощущения без визуального сопровождения.
Итак, высокие скорости процессов мышления возможны только в тонких слоях – в пятом и выше. Мышление здесь представляет собой эволюцию тонких ощущений и внутренних состояний . Визуальные образы – изменчивые, неяркие и даже призрачные – играют второстепенную и вспомогательную роль. Более того, использование визуализаций существенно замедляет мышление, т. к. яркие образы относятся к третьему и четвертому слоям , где все процессы, в том числе и интеллектуальные, идут на низких скоростях.
* * *
Популярность визуальных субмодальных техник в современных психологических направлениях связана с тем, что многие проблемы в современном мире относятся к поведенческому уровню и решаются в третьем-четвертом слоях. Более сложные задачи должны решаться в тонких слоях сознания. Они требуют сильной концентрации и прямой, а не опосредованной, работы с энергией (тонкими ощущениями).
Уместно также вспомнить о классификации уровней зрелости, которая рассматривалась в разделе 5.4. В этой классификации рассматриваются детская, подростковая, юношеская, взрослая и зрелая формы мышления. Напомним, что здесь категории дети, подростки и т. д. характеризуют не биологический возраст, а формы мышления и поведения. Каждая из этих форм может встречаться в поведении биологически взрослого человека любого возраста.
В мышлении детей и подростков в основном представлены второй, третий и четвертый слои. Поэтому дети и подростки используют в своем мышлении яркие визуализации.
В мышлении юношей преобладают энергии пятого слоя, здесь визуализации менее оформленные, нечеткие и тусклые, что сильно затрудняет или делает невозможным использование визуальных субмодальных техник. Яркие визуализации доступны, но используются редко.
В процессах мышления взрослого или зрелого человека образы могут отсутствовать (в случае сложных задач). Иногда яркие визуализации в принципе недоступны.
Понимание смысла зависит от слоя внутренней территории. Интенсивность любого переживания уменьшается с переходом в более тонкие слои, тогда как глубина — возрастает. Яркие образы второго-четвертого слоев порождают интенсивные переживания. Бесплотные символические образы тонких слоев трудно различимы, и порождают переживания слабой интенсивности , но большой глубины .
В тонких слоях смысловое переживание проблемного сюжета становится все более объемным и многомерным. За пределами шестого слоя переживания становятся, как уже сказано, трудновыразимыми или вовсе невыразимыми. Иногда для подобных переживаний используются термины (в проблемных состояниях): бессмысленность, уныние, безрадостность, печаль, безнадежность и т. п. Эти состояния , в отличие от ярких эмоций (гнев, обида, страх и т. п.), переживаются как фоновые, могут длиться несколько часов или дней, часто не осознаются (для их осознания требуется перейти в тонкий слой – шестой и выше, что требует высокой концентрации и редко случается в обыденных социальных контекстах).
Приведем, в заключение, примеры восприятия одного и того же эпизода из разных слоев. Этот эпизод обсуждался на одном из тренингов двумя участниками. Они рассказывали о беседе со своим руководителем, который пребывал в «несколько раздраженном настроении». Из пятого слоя оба воспринимали поведение руководителя как последовательность высказываний и действий, выражая ее в таких категориях: давление, проявление злобности, надменность, пренебрежение.
Затем каждого из них попросили последовательно переходить в более тонкие слои, выражая смысл всего эпизода как субъективное переживание. Они дали следующие описания: